Вопрос: В соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ рыночная цена для целей налогообложения определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. Также определено, что при этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, и, кроме того, приведен перечень таких скидок. Может ли быть данный перечень расширен, и будут ли учитываться налоговым органом при осуществлении проверки правильности применения цен по сделкам иные скидки и надбавки, не указанные в данной статье Налогового кодекса?


В соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночная цена для целей налогообложения определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. Также определено, что при этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, и, кроме того, приведен перечень таких скидок. Может ли быть данный перечень расширен, и будут ли учитываться налоговым органом при осуществлении проверки правильности применения цен по сделкам иные скидки и надбавки, не указанные в данной статье Налогового кодекса?


Согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

При этом, в соответствии с положениями указанной статьи, определяя необоснованные отклонения в цене, налоговые органы не должны принимать во внимание обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Так при определении рыночной цены, в частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Приведенный список не может быть признан исчерпывающим исходя из редакции закона (он следует после вводного слова "в частности"), т.е. он состоит из примеров случаев, когда скидки учитываются при определении рыночной цены. Кроме того, в перечне отсутствуют указания на надбавки к цене, которые тоже должны учитываться при определении рыночной цены, что также подтверждает "открытость" перечня.

Однако следует иметь в виду, что используемые налогоплательщиком надбавки к цене или скидки, при определении рыночной цены могут быть учтены налоговым органом только в том случае, если они являются обычными при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами.


Советник налоговой службы III ранга

О.Б.Жукова


20 января 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.