В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.99 N 14-П, считаем, что до принятия соответствующего федерального закона о составе затрат, присужденные (признанные), но не полученные суммы штрафов, пеней и других санкций по хозяйственным договорам не подлежат включению в налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль не только у банков, но и у всех остальных налогоплательщиков. Правильно ли такое мнение?
Указанным Постановлением признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 35, 46 и 57, статья 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в той части, в какой она допускает действие подзаконного акта, на основании которого в противоречие с действующим налоговым законодательством при начислении налога на прибыль банка в налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций, а также позволяет судам при рассмотрении споров ограничиваться установлением только формальных условий применения данной нормы.
В соответствии с пунктом 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.10.99 N 14-П неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, не признаются объектами налогообложения применительно к налогу на прибыль предприятий и организаций.
В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание статьи 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" неконституционной в той части, в какой она допускает включение в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль банка-кредитора сумм присужденных, но не полученных им штрафов, пеней и других санкций, является основанием отмены в установленном порядке других норм, которые, исходя из их места в системе действующих правовых актов, имеют тот же неконституционный смысл. Такие нормы не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Это требование во всяком случае распространяется на норму об отнесении к расходам и потерям банков-должников присужденных или признанных ими сумм штрафов, пеней и других санкций (пункт 58 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490) и на аналогичные нормы, касающиеся других должников банка-кредитора.
Согласно статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом, в настоящее время при определении налоговой базы для начисления налога на прибыль не следует учитывать присужденные в пользу банка-кредитора или признанные его должником, но неполученные суммы штрафов, пеней и других подлежащих взысканию с должника санкций за нарушения им условий договора, а также присужденные или признанные банком-должником, но не уплаченные им кредитору суммы штрафов, пеней и других подлежащих взысканию с него санкций за нарушения им условий договора.
При этом в отсутствие федерального закона, необходимость которого вытекает из статьи 4 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 и статьи 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ, именно суд при рассмотрении конкретного дела по спору о включении в налогооблагаемую прибыль банка-кредитора присужденных, но не полученных санкций призван обеспечить сочетание частных и публичных интересов общества и государства.
В связи с этим, суды, в силу закона обязанные устанавливать фактические обстоятельства дела, должны по таким делам выявлять возможность изменения срока уплаты налогов (глава 9 НК РФ), виновное непринятие банком-кредитором всех предусмотренных законом мер по обеспечению реального получения присужденных или признанных должником сумм штрафов, пеней и других санкций, необоснованность отнесения должником банка на свои расходы и потери этих сумм без цели реальной их выплаты кредитору, факты создания банком - налогоплательщиком искусственной ситуации с отсутствием денег на его расчетном счете, а также другие фактические обстоятельства, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством должны учитываться при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности банка-кредитора или его должников и о возложении на одну из этих сторон обязанности по уплате налога.
С учетом вышеназванных положений Постановления Конституционного Суда РФ с 28 октября 1999 года при определении налогооблагаемой базы для начисления налога на прибыль следует руководствоваться действующими нормами налогового законодательства, к которым, в том числе, относятся и нормы о включении в состав внереализационных доходов (расходов) присужденных или признанных штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий хозяйственных договоров (пункты 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552), до их отмены в установленном порядке.
Советник налоговой службы III ранга | О.Б.Жукова |
15 декабря 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.