В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов. Проект закона субъекта Российской Федерации предусматривает дифференцирование ставки налога в пределах от 0 до 19 % в зависимости от отраслевой принадлежности налогоплательщика.
Следует ли подобную дифференциацию ставки налога для плательщиков, которым устанавливается ставка ниже 19 %, рассматривать как дополнительную льготу, исходя из статьи 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и не вступит ли данное положение законопроекта в противоречие с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1?
В соответствии со статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не свыше 27 процентов.
Согласно пункту 9 статьи 6 названного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В вашем случае проект республиканского закона предусматривает дифференцирование ставки налога на прибыль в зависимости от отраслевой принадлежности налогоплательщика и, следовательно, устанавливает дополнительную льготу по налогу на прибыль.
Исходя из вышеизложенного, и учитывая то, что частью первой Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, республиканский закон должен предусматривать одинаковую ставку налога на прибыль не свыше 19 процентов.
Инспектор налоговой службы I ранга | О.А.Попов |
25 января 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.