Вопрос: Какова необходимость установления контроля за крупными расходами физических лиц?


Какова необходимость установления контроля за крупными расходами физических лиц?


В странах с рыночной экономикой система подоходного налога работает более 100 лет. Эта система является основой доходов бюджетов этих стран, так как в них поступления подоходного налога составляют от 40 до 60 процентов. Основным принципом системы подоходного налога является декларирование гражданами своих доходов. Самым уязвимым местом в этой системе является уклонение граждан от уплаты подоходного налога и с целью пресечения этого уклонения все государства стремятся решить эту проблему по-своему. Основным методом пресечения уклонения от уплаты налога почти во всех таких странах является контроль за соответствием расходов граждан их доходам.

Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" на территории Российской Федерации был введен подоходный налог с физических лиц. Он вступил в действие с 1 января 1992 года. Одним из основных принципов является декларирование гражданами своих доходов. На протяжении всех последующих лет Российское государство решало ту же проблему, которая существовала и существует сегодня в странах с развитой рыночной экономикой борьба с уклонением от уплаты подоходного налога. Основной метод такого уклонения - был и есть сокрытие и занижение полученных доходов гражданами.

В течение последних пяти лет Государственная налоговая службы, Министерство РФ по налогам и сборам пытались ввести государственный контроль за соответствием размера средств, направленных на потребление, полученным физическими лицами доходам. Лишь в июле 1998 года Парламентом России был принят соответствующий Закон. Однако на вступление его в действие был наложен мораторий до 24 января 2000 года, а в июле 1999 года этот закон был отменен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (NN 154-ФЗ и 155-ФЗ).

Федеральным законом N 154-ФЗ в часть первую Налогового кодекса были внесены дополнительно три статьи 86.1, 86.2 и 86.3. Этими статьями с 1 января 2000 года введен налоговый контроль за соответствием размеров расходов физических лиц полученным ими доходам.

Можно считать, что Россия вступила в цивилизованную систему налогового контроля, соответствующую системам имеющимся в странах с развитой рыночной экономикой, сделав в этом направлении первый шаг.

Безусловно, нормы Налогового кодекса о контроле за расходами физических лиц требуют совершенствования, прежде всего необходимо установить критерии минимальных размеров расходов на приобретение имущества, подлежащего налоговому контролю, а также должен быть определен механизм привлечения к обложению подоходным налогом сумм расходов, превышающих полученные физическим лицом доходов.


Государственный советник налоговой службы II
ранга

М.П.Сокол


28 января 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.