Вопрос: Какова необходимость установления контроля за крупными расходами физических лиц?


Какова необходимость установления контроля за крупными расходами физических лиц?


В странах с рыночной экономикой система подоходного налога работает более 100 лет. Эта система является основой доходов бюджетов этих стран, так как в них поступления подоходного налога составляют от 40 до 60 процентов. Основным принципом системы подоходного налога является декларирование гражданами своих доходов. Самым уязвимым местом в этой системе является уклонение граждан от уплаты подоходного налога и с целью пресечения этого уклонения все государства стремятся решить эту проблему по-своему. Основным методом пресечения уклонения от уплаты налога почти во всех таких странах является контроль за соответствием расходов граждан их доходам.

Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" на территории Российской Федерации был введен подоходный налог с физических лиц. Он вступил в действие с 1 января 1992 года. Одним из основных принципов является декларирование гражданами своих доходов. На протяжении всех последующих лет Российское государство решало ту же проблему, которая существовала и существует сегодня в странах с развитой рыночной экономикой борьба с уклонением от уплаты подоходного налога. Основной метод такого уклонения - был и есть сокрытие и занижение полученных доходов гражданами.

В течение последних пяти лет Государственная налоговая службы, Министерство РФ по налогам и сборам пытались ввести государственный контроль за соответствием размера средств, направленных на потребление, полученным физическими лицами доходам. Лишь в июле 1998 года Парламентом России был принят соответствующий Закон. Однако на вступление его в действие был наложен мораторий до 24 января 2000 года, а в июле 1999 года этот закон был отменен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (NN 154-ФЗ и 155-ФЗ).

Федеральным законом N 154-ФЗ в часть первую Налогового кодекса были внесены дополнительно три статьи 86.1, 86.2 и 86.3. Этими статьями с 1 января 2000 года введен налоговый контроль за соответствием размеров расходов физических лиц полученным ими доходам.

Можно считать, что Россия вступила в цивилизованную систему налогового контроля, соответствующую системам имеющимся в странах с развитой рыночной экономикой, сделав в этом направлении первый шаг.

Безусловно, нормы Налогового кодекса о контроле за расходами физических лиц требуют совершенствования, прежде всего необходимо установить критерии минимальных размеров расходов на приобретение имущества, подлежащего налоговому контролю, а также должен быть определен механизм привлечения к обложению подоходным налогом сумм расходов, превышающих полученные физическим лицом доходов.


Государственный советник налоговой службы II
ранга

М.П.Сокол


28 января 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение