Налоговое обозрение.
Болгария
Правительство Болгарии в октябре 1999 г. одобрило поправки к налоговому законодательству, которые, как предполагается, вступят в силу с 1 января 2000 г. В соответствии с ними предприятия и индивидуальные предприниматели, размер оборота средств у которых за последние 12 месяцев составляет от 50 тыс. до 75 тыс. болгарских левов, получают право добровольной регистрации в качестве плательщиков НДС. В настоящее время такое право предоставлено предприятиям и индивидуальным предпринимателям, объем экспорта продукции которых за последние 12 месяцев превышает 50 тыс. левов.
Предполагается установить особый порядок начисления НДС в сфере туристического бизнеса. А именно налогом на добавленную стоимость предлагается облагать разность между стоимостью приобретения и стоимостью реализации пакетов туристического обслуживания болгарскими агентами и туроператорами.
Вводятся новые ставки подоходного налога с физических лиц в зависимости от суммы дохода за год:
при сумме дохода не более 960 левов налог не уплачивается;
от 961 до 1380 левов размер налога составляет 20% суммы, превышающей 960 левов;
от 1381 до 4560 левов - 84 лева плюс 26% суммы, превышающей 1380 левов;
от 4561 до 16800 левов - 910,8 лева плюс 32% суммы, превышающей 4560 левов;
свыше 16800 левов - 4843,2 лева плюс 40% суммы, превышающей 16800 левов.
Поправками предусматривается расширение базы налогообложения фиксированным налогом, взимаемым по единой ставке независимо от размеров дохода физических и юридических лиц. Под обложение этим налогом теперь попадают лица, предоставляющие услуги машинописи и копирования, агенты по продаже недвижимости, предприятия химической чистки, фитнесс-центры и спортивные базы.
Ставка налога с корпораций для предприятий и индивидуальных предпринимателей, размеры прибыли которых превышают 50 тыс. левов в год, снижается на 2%. В результате совокупная налоговая нагрузка на налогоплательщиков этих категорий, включающая налог с корпораций и муниципальный налог, снизится с 34,5 до 32,5%.
Совокупная налоговая нагрузка для предприятий и индивидуальных предпринимателей, размер годовой прибыли которых не превышает 50 тыс. левов, остается на уровне 28%.
Великобритания
Британская ассоциация венчурного капитала провела исследование, результатом которого стала рекомендация правительству понизить до 20% ставку налога на доходы с прироста капитала как для физических, так и юридических лиц по любым видам активов, находившихся в собственности лица на протяжении более чем одного года. Кроме того, предлагается повысить стоимость не облагаемых налогом опционов для менеджеров малых предприятий со 100 тыс. до 250 тыс. фунтов стерлингов.
В своих рекомендациях авторы исследования ссылаются на ту важную роль, которую сыграло снижение ставки налога на прирост капитала в развитии экономики США в конце 70-х годов. Тем более что снижение ставки этого налога в Америке очень незначительно повлияло на сокращение суммы налоговых поступлений.
* * *
Казначейство Великобритании сообщило о своем несогласии с результатами исследований, проведенных специалистами ОЭСР, в части их заключения о том, что налоговая нагрузка в этой стране растет быстрее, чем в других европейских странах. Представители казначейства считают, что причина ошибки заключается в разночтениях при использовании исходных данных. В частности, с одной стороны, результаты исследования ОЭСР основаны на данных 1997 г. и предварительных оценках на 1998 г. С другой стороны, привязка данных, приведенных в отчете ОЭСР, осуществлялась к базе календарного года, в то время как правительство делает оценки по базе финансового года, начало которого приходится на 1 апреля календарного года.
По данным отчета ОЭСР, доля совокупных налоговых поступлений в объеме национального дохода Великобритании выросла с 35,4% в 1997 г. до 37,6% в 1998 г. Это увеличение - наибольшее за период с 1982 г. Согласно расчетам ОЭСР налоговое бремя в Великобритании увеличивалось в 30 раз быстрее, чем во Франции, и в 10 раз быстрее, чем в Бельгии. По данным же казначейства Великобритании, налоговое бремя выросло за тот же период с 36,6 до 37,2%, а в 1999 г. оно должно снизиться до 36,6%.
Согласно результатам исследований, проведенных экспертами ОЭСР, лидером по величине налогового бремени среди стран Европы 3 последних года подряд остается Швеция, в которой более 50% национального дохода уходит в бюджет государства. А налогоплательщики во Франции, Италии и Нидерландах платят налогов больше, чем англичане.
* * *
Налоговое ведомство Великобритании опубликовало ежегодный отчет о результатах работы в последнем учетном периоде (финансовом году), завершившемся 31 марта 1999 г. Сумма поступлений денежных средств по линии этого ведомства составила 128,1 млрд фунтов стерлингов. Удельные издержки налоговой службы Великобритании составили 1,3 пенса на каждый фунт стерлингов собранных налогов.
Налоговое ведомство продолжало совершенствовать работу с налогоплательщиками. За отчетный период ведомство приняло почти 38 млн телефонных звонков налогоплательщиков, для ответа которым в 90% случаев работникам справочной службы потребовалось не более 30 сек. Сотрудники справочных центров налоговой службы посетили более 3,7 млн налогоплательщиков, 97% посетителей были обслужены за время, не превышающее 15 мин.
В феврале 1999 г. налоговое ведомство Великобритании ввело в эксплуатацию первый экспериментальный переговорный узел. С этого узла, открытого с 8 час. утра до 8 час. вечера, налогоплательщики Шотландии могут взаимодействовать с налоговой службой по телефону.
* * *
В ноябре 1999 г. в Великобритании был внесен ряд поправок в систему налогообложения доходов с прироста капитала и доходов со сбережений. В частности, изменен порядок применения льготы по налогу на прирост капитала (активов) для физических лиц, попечителей доверительной собственности и личных представителей умерших лиц. Как ожидается, новый порядок будет способствовать увеличению инвестиций в предпринимательскую деятельность. Впервые эта льгота была введена в 1998 г. и предусматривала сокращение размеров облагаемого прироста капитала при начислении налога на момент реализации активов. При этом размер льготы увеличивался при увеличении периода времени владения активом.
Кроме того, изменен порядок применения льготы по налогу на прирост капитала, полученного в порядке дарения. Новый порядок преследует цель ликвидировать схему уклонения от налогообложения при передаче бизнеса от одного члена семьи другому. Согласно законодательству Великобритании в случае если при передаче актива в порядке дарения предоставляется льгота, то налог на прирост данного актива дарителю не начисляется. В целях налогообложения считается, что стоимость приобретенного получателем актива равна его текущей рыночной стоимости за вычетом облагаемого прироста стоимости даримого актива. Таким образом, при последующей реализации приобретенного в порядке дарения актива доход, полученный в результате прироста этого актива, облагается налогом. Основной целью этой льготы являлось предотвращение разрушения капитала при его передаче членам одной семьи и тем самым содействие развитию малого бизнеса.
В то же время данная льгота распространяется на сделки по передаче компаниям активов в виде ценных бумаг или акций. Эту особенность используют английские налогоплательщики, сокращая налогооблагаемую базу. Схемы уклонения от налогообложения заключаются в прямой передаче ценных бумаг компаниям, расположенным на территории юрисдикций, являющихся налоговыми убежищами. При этом может осуществляться целая цепочка сделок, единственной целью которых является перевод доходов от прироста капитала за пределы Великобритании. В результате налоги не платит ни лицо, передающее ценные бумаги, ни лицо, их принимающее.
По оценкам английской налоговой службы, потери бюджета от недопоступлений налога на прирост капитала вследствие применения налогоплательщиками указанных схем уклонения от налогообложения оцениваются цифрой более 50 млн фунтов стерлингов в год.
В Великобритании объявлено о распространении ставки налога с доходов в размере 10% на доходы со сбережений, в том числе проценты по банковским депозитам и проценты со сбережений в строительных обществах, начиная с апреля 1999 г. Несколько ранее было объявлено, что с апреля 1999 г. ставка 10% распространяется на первые 1500 фунтов стерлингов трудового дохода физического лица. Таким образом, теперь независимо от того, получило ли физическое лицо доход в виде поступлений от трудовой деятельности, пенсии или со сбережений, первые 1500 фунтов стерлингов такого дохода будут облагаться по ставке 10%. Доходы сверх этой суммы будут продолжать облагаться по ставке 20%. Действующий порядок обложения дивидендов (по ставкам 10 и 32,5%) также остается прежним.
Последнее нововведение преследует цель поощрения сбережений английских граждан. По оценкам специалистов, это даст возможность уменьшить сумму уплачиваемых налогов более чем 2,5 млн английских налогоплательщиков. При этом максимальное снижение размера налога для отдельных налогоплательщиков может составить 150 фунтов стерлингов. Более других от нового порядка выиграют 1,5 млн английских пенсионеров, в среднем им придется платить меньше на 65 фунтов стерлингов.
Индонезия
Правительство Индонезии внесло предложение ввести пошлину на импорт риса, начисляемую по ставке 30-35%. Отмечается, что ряд импортеров ввозят в страну из Таиланда и Вьетнама по фальшивой сопроводительной документации низкокачественный рис под видом высококачественного. В августе 1999 г. частные импортеры смогли реализовать на внутреннем рынке Индонезии 5% всего потребляемого в стране риса.
Как полагают специалисты, введение пошлины на импорт риса позволит защитить национального производителя от конкуренции со стороны зарубежных поставщиков в условиях снижения цен на продукт на внутреннем рынке и связанным с этим падением доходов от его реализации. Падение цен на рис обусловлено небывало большим его урожаем в Индонезии. Известие о возможности введения нового налога привело к некоторому росту цен на рис на товарной бирже.
Испания
Как отмечают обозреватели, не исключено, что Испания смягчит свою позицию относительно введения в странах Европейского союза налога на потребление энергии. Представители Испании утверждают, что введение этого налога на ее территории сильно ударит по конкурентоспособности продукции, производимой национальной промышленностью. В то же время Испания хотела бы сохранить конструктивный подход к решению проблемы.
Согласно замыслу разработчиков налога им должны облагаться потребляемые предприятиями энергоносители, в том числе электроэнергия, моторное и котельное топливо. От налога освобождается топливо, используемое для заправки самолетов и морских судов. Кроме того, не исключено освобождение от этого налога и ряда возобновляемых источников энергии.
В качестве одного из компромиссных вариантов, который может заинтересовать Испанию, было предложено освободить от налога потребление предприятиями каменного и бурого угля и облагать по низкой ставке потребление природного газа. В странах, на внутреннем рынке которых потребление природного газа не превышает 12,5% суммарного потребления энергоносителей, в частности в Греции, Португалии и Испании, в качестве одного из вариантов более мягкого подхода рассматривается освобождение предприятий от уплаты сборов за газ на срок до 10 лет.
Италия
В Италии подготовлен законопроект по регулированию деятельности контролируемых зарубежных корпораций, который состоит из 5 статей.
Статья 1 определяет порядок обложения прибыли контролируемых зарубежных корпораций, полученной на территории стран, где существует "льготное" налогообложение. А именно сумма прибыли распределяется между итальянскими контролирующими лицами и соответственно облагается налогом в Италии. Если размер уплаченного за рубежом налога сопоставим с размерами налога с доходов в Италии, налогоплательщику предоставляется налоговый зачет.
Статья 2 законопроекта касается так называемого косвенного контроля зарубежных корпораций. При определении понятия "контроль" принимаются во внимание всевозможные акции, квоты и права прочих категорий, включая права, которыми обладают посредники. "Контроль" имеет место при условии, если во владении контролирующей корпорации находится более 50% прав голоса либо если контролирующая корпорация обладает доминирующим влиянием на контролируемую корпорацию благодаря располагаемому ею объему прав голоса или наличию специфических хозяйственных связей.
Статья 3 предусматривает, что прибыль контролируемой зарубежной корпорации начисляется по итальянским методикам и отражается в финансовой отчетности итальянского контролирующего лица.
В статье 4 дается понятие "освобождаемая деятельность" и приводятся основания предоставления освобождения от налогообложения.
В статье 5 устанавливаются ограничения, касающиеся области применения норм трансфертного ценообразования.
Канада
После широкой кампании по обсуждению проблемы налогообложения табакокурения в средствах массовой информации правительство Канады разработало конкретные предложения по повышению ставок акцизов на табачные изделия. Федеральный акциз на сигареты предлагается повысить на 0,6 канадского доллара за блок сигарет (200 шт.) при их розничной продаже в провинциях Онтарио, Квебек, Нью-Брансвик, Нова Скотия и на Острове Принца Эдуарда. Одновременно в этих же провинциях будут повышены ставки региональных акцизов, определяемые правительствами провинций.
Кроме того, предлагается сделать постоянным дополнительный налог на производителей табачных изделий, начисляемый по ставке 40% от прибыли. По оценкам специалистов, повышение акцизов на табачные изделия вместе с другими мерами по усилению налогообложения продукции табачной промышленности даст дополнительно около 70 млн долл. налоговых поступлений в федеральный бюджет Канады в год.
* * *
Суд провинции Онтарио признал Терезу Лакруа виновной в преднамеренных налоговых махинациях и обязал ее выплатить штраф в размере 1 290 824 канадских долларов. В результате налогового мошенничества Терезы Лакруа, налогового консультанта из города Херст, федеральный бюджет Канады недополучил 645 412 долл. от взимания налога на товары и услуги и других налогов. Таким образом, сумма штрафа ровно в 2 раза превышает сумму невыплаченных налогов.
Налоговому консультанту придется уплатить всю налоговую задолженность, а также пеню и штраф. Кроме того, она осуждена на лишение свободы условно на срок 2 года минус один день. После отбытия этого наказания ей предстоит пройти испытательный срок еще в течение 2 лет. В течение всего этого срока ей запрещается любая деятельность в области оказания налоговых консультаций любым лицам, кроме собственного мужа.
Налоговый консультант осуществляла бухгалтерский учет и начисление налогов для ряда клиентов. В ходе предварительного расследования уголовного дела Лакруа были выявлены махинации с налогом на доходы по делам 48 клиентов, с налогом на товары и услуги - по делам 26 клиентов. Мошенница совершала незаконные деяния в течение 5 лет в период с 1989 по 1994 г. Мошенничество заключалось в сокрытии части совокупного дохода, выдаче рекомендаций клиентам использовать несколько банковских счетов, подтирках в книгах клиентов, изъятии документов из дел клиентов, подделке подписей на фальшивых квитанциях расходов по уходу за детьми.
Канадское налоговое ведомство использовало дело Лакруа для широкой пропаганды своих усилий по обеспечению справедливости налоговой системы страны. Оно продемонстрировало свою решимость пресекать налоговые махинации как физических, так и юридических лиц. Налоговое ведомство пытается убедить общественность в том, что лицам, преднамеренно уклоняющимся от уплаты налогов, в итоге придется заплатить значительно больше, чем их законопослушным согражданам.
Одновременно налоговое ведомство призывает лица и организации, которые не подали налоговые декларации за прошлые годы, утаили часть своих доходов или незаконно заявили о предоставлении возмещения по переплаченным суммам налогов, исправить сделанные ошибки. В рамках специальной программы добровольного чистосердечного признания налоговое ведомство взяло на себя обязательство воздерживаться от наказаний таких лиц в виде штрафа и судебного преследования при условии, если все ошибки будут исправлены до начала проведения расследования или другого мероприятия налогового ведомства. В случае "явки с повинной" юридическим и физическим лицам надо будет только погасить недоимку и уплатить пеню.
Е.Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/