О порядке уплаты работодателями страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за иностранных граждан (Ф.Кирилов, "Финансовая газета", N 51, декабрь 1999 г.)

О порядке уплаты работодателями страховых взносов
в государственные социальные внебюджетные фонды
за иностранных граждан


Пенсионный фонд Российской Федерации


В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Указанное право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Поэтому работодатели должны уплачивать страховые взносы за иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации. Предприятия с иностранными инвестициями платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств - участников СНГ, перечисляют в соответствующие фонды стран из постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Указанный порядок применяется при условии, если международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник, не установлены иные правила о пенсионном страховании и обеспечении.

Порядок определения статуса постоянно проживающего иностранного гражданина и возникновения в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов в ПФР за иностранных граждан подробно изложен в письме ПФР от 1.12.97 г. N ЕВ-16-28/8548.


Фонды обязательного медицинского страхования


В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 (в ред. от 24.12.93 г.) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Что касается уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, то постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 г. N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. При этом п. 2 Положения установлено, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, т.е. на них распространяется общеустановленный порядок уплаты страховых взносов.

Федеральным законом от 4.01.99 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) для работодателей-организаций установлен по отношению к выплатам в денежной и (или) натуральной форме, начисленным в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Учитывая изложенное, страховые взносы на обязательное медицинское страхование должны начисляться на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации и работающим в ней только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, страховые взносы в ФОМС не начисляются.


Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации


Статьей 6 Закона Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 (ред. от 17.07.99 г.) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России (от 2.11.99 г. N 576-38) страховые взносы на оплату труда (выплаты) иностранных граждан, в том числе граждан дальнего зарубежья, должны начисляться в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. Каких-либо оговорок, касающихся времени нахождения иностранных работников на территории Российской Федерации, при уплате страховых взносов действующими нормативными актами по Государственному фонду занятости населения Российской Федерации (ГФЗР) не предусмотрено.

Законом N 1-ФЗ тариф страховых взносов в фонд занятости в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, установлен только для работодателей-организаций.

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), использующие труд иностранных работников, не являются плательщиками страховых взносов в фонд занятости.


Фонд социального страхования Российской Федерации


Законом N 1-ФЗ тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) установлен для работодателей-организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. В соответствии со ст. 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9.12.77 г. (в ред. от 30.04.99 г.), все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации. Соответственно на оплату труда или выплаты, производимые этим работникам, должны начисляться страховые взносы.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно, так и постоянно находящимся в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, страховые взносы в ФССР не начисляются.

Обращаем внимание на то, что для иностранных граждан, работающих в иностранных представительствах, уплата страховых взносов зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник. При отсутствии таких договоров уплата страховых взносов должна определяться условиями договора (контракта), заключенного с иностранным работником. Если условиями договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то соответственно должны начисляться и уплачиваться страховые взносы в данный фонд.

Необходимо помнить, что согласно ст. 237 КЗоТ РФ неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

Страховые взносы во все внебюджетные социальные фонды не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления, и на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такого содействия (см. Федеральные законы от 11.11.94 г. N 37-ФЗ и от 4.05.99 г. N 95-ФЗ).

Ответим на ряд вопросов, часто задаваемых по данной теме.


Решением суда работник восстановлен на предприятии в должности. В соответствии с исполнительным листом предприятие обязано выплатить ему 5000 руб. в счет компенсации морального вреда и 7000 руб. - в счет возмещения расходов услуг представителя. Следует ли удерживать с указанных сумм подоходный налог и взносы в государственные социальные внебюджетные фонды?


В соответствии с п.п. "д" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления в пределах норм, утвержденных законодательством, не включаются в совокупный доход физических лиц, подлежащий налогообложению.

Согласно ст. 213 КЗоТ РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации за моральный вред, причиненный ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Кроме того, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Таким образом, взысканная по решению суда с предприятия в пользу физического лица компенсация в возмещение морального вреда в размере 5000 руб. предусмотрена законодательством и в соответствии с п.п. "д" п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1 не включается в его налогооблагаемый доход.

Согласно ст. 2 КЗоТ РФ каждый работник имеет право на судебную защиту своих трудовых прав. Однако право на компенсацию физическим лицам понесенных затрат на оплату услуг представителя действующим законодательством не предусмотрено. Суды не являются законодательными органами, их решения о возмещении понесенных физическим лицом затрат на оплату услуг представителя (не предусмотренные законодательством) не являются основанием для освобождения от налогообложения.

Согласно п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" сумма оплаты предприятиями, учреждениями и организациями платных услуг за конкретных физических лиц подлежит включению в состав совокупного дохода этих лиц.

Таким образом, взысканная по решению суда с предприятия в пользу физического лица сумма расходов по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб. подлежит включению в налогооблагаемый доход такого лица. Однако при исчислении налога по совокупному годовому доходу на основании декларации в соответствии со ст. 11 Закона N 1998-1 возможно принятие к зачету документально подтвержденных расходов, произведенных физическим лицом для судебной защиты своих трудовых прав, в сумме 7000 руб.

Что касается уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, то согласно Закону N 1-ФЗ тариф страховых взносов в указанные фонды установлен для работодателей-организаций в процентах по отношению к выплатам, в денежной и (или) натуральной форме, начисленным в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7.05.97 г. N 546, от 7.07.99 г. N 765, от 26.10.99 г. N 1193 утверждены перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, ФССР и ГФЗР. Для ФОМС такой перечень приведен в п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018.

Взысканные по решению суда с предприятия в пользу физического лица компенсация в возмещение морального вреда, а также компенсация понесенных физическим лицом затрат на оплату услуг представителя в указанные перечни не включены.

В то же время суммы указанных компенсаций нельзя отнести и к выплатам, начисленным в пользу работников (определенным Законом N 1-ФЗ), и, следовательно, страховые взносы во все внебюджетные социальные фонды на них не должны начисляться.


При проведении документальной проверки работники ПФР посчитали суммы материальной помощи, выданные профкомитетом членам профсоюза, сокрытой оплатой труда и начислили на них пени и штрафные санкции. Правомерны ли действия работников ПФР?


Исходя из Закона N 1-ФЗ, постановления N 546, которым утвержден перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, и разъяснений ПФР, утвержденных постановлением правления ПФР от 15.09.97 г. N 73 (в ред. от 23.09.99 г. N 118) "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", следует, что страховые взносы в ПФР начисляются на все виды вознаграждений, в том числе на вознаграждения за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника. Поэтому страховые взносы начисляются, в частности, на вознаграждения, выплаченные неосвобожденным председателям, заместителям и членам профкомов, членам комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию, а также бухгалтерам организаций, производящим операции по перечислению профсоюзных членских взносов (п.3 разъяснений).

В то же время на выплаты, производимые профкомитетами членам профсоюза за счет членских профсоюзных взносов, страховые взносы не начисляются (п. 7 разъяснений).

При этом следует иметь в виду, что в случае если финансирование каких-либо выплат, производимых профсоюзными комитетами (приобретение путевок, расходы на культурно-массовые, физкультурные, спортивные, оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей, выдача материальной помощи и т.п.), осуществлялось частично за счет средств работодателя, то страховые взносы на эти выплаты должны начисляться пропорционально доле средств работодателя в бюджете профкома.


Ф.Кирилов,

советник налоговой службы II ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.