Бухгалтеру автотранспортного предприятия. Особенности бухгалтерского учета (Н.Бреславцева, О.Кравченко, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, январь 2000 г.)

Бухгалтеру автотранспортного предприятия.
Особенности бухгалтерского учета


Автомобильный транспорт в настоящее время является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Рассмотрим некоторые особенности деятельности предприятий этой отрасли. Прямого бюджетного финансирования автотранспорта нет. Вместе с тем существуют две сферы, в которых государственная поддержка признается необходимой: городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами и создание объектов фондоемкой автотранспортной инфраструктуры. Следовательно, некоторые автотранспортные предприятия получают дотации из бюджета на покрытие убытков, что влияет на конечные финансовые результаты деятельности таких предприятий.

Кроме того, в сфере грузовых перевозок действует практика свободного ценообразования, тогда как тарифы на автомобильные перевозки пассажиров в городских и пригородных сообщениях устанавливаются и регулируются местными органами власти, что оказывает большое влияние на величину выручки от реализации услуг автотранспортных предприятий.

Характерная особенность транспортного производства заключается в том, что оно в значительной степени рассредоточено, т.е. станции отправления и назначения расположены на больших расстояниях и даже на разных административных территориях, что отражается на организации работы автотранспортного предприятия, на пассажирообороте, производительности труда, себестоимости перевозок и других показателях, что в конечном счете влияет на выручку от реализации услуг, а следовательно, и на финансовые результаты деятельности предприятия.

При организации пассажирских перевозок необходимы:

систематическое изучение пассажиропотоков;

разработка на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направлений существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;

оперативный контроль за регулярностью движения.

Основным видом деятельности автотранспортных предприятий является оказание услуг по перевозкам пассажиров и грузов. Однако они могут осуществлять и другие виды деятельности, такие, как:

транспортно-экспедиционное обслуживание;

платный ремонт транспортных средств;

изготовление комплектующих к транспортным средствам;

торгово-закупочная деятельность и др.

Хозяйственная деятельность автотранспортных предприятий складывается из множества одновременно или последовательно выполняемых операций. От этого зависят как выручка от реализации услуг, так и затраты на их оказание, что влияет на конечные финансовые показатели и определяет общие результаты деятельности, которые учитываются путем регистрации операций в определенном порядке на основании первичных документов. На транспортных предприятиях введена практика обязательной сдачи путевых листов, ведомостей на реализованные билеты по каждому маршрутному рейсу, товарно-транспортных накладных, других первичных документов и предусмотрены санкции за нарушение этого порядка.

Необходимо отметить, что на конечные результаты работы автотранспортных предприятий большое влияние оказывают особенности включения расходов по эксплуатации автотранспортных средств в издержки производства и обращения, так как вследствие неправильного отнесения расходов по элементам затрат финансовые результаты деятельности предприятия искажаются.

Согласно п.5 Положения о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты, влияющие на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам:

а) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

б) затраты на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация основных фондов;

д) прочие затраты.

Из элементов затрат, приведенных в Положении о составе затрат, для автотранспортных предприятий наиболее значимыми являются:

в элементе "Материальные затраты" - приобретаемые со стороны сырье и материалы, которые являются необходимыми компонентами при оказании услуг (затраты на приобретение топлива, запасных частей, смазочных материалов); покупные материалы, используемые в процессе оказания услуг для обеспечения нормального технологического процесса (содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и пр.); работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями (проведение испытаний техники, ремонта основных производственных фондов и т.д.);

в элементе "Затраты на оплату труда" - затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты и др.;

в элементе "Отчисления на социальные нужды" - обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд, фонды занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость услуг по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются);

в элементе "Амортизация основных фондов" - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм;

в элементе "Прочие затраты" - налоги, сборы, платежи (в том числе по обязательным видам страхования); отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; платежи за выбросы загрязняющих веществ; затраты на командировки; плата за подготовку и переподготовку кадров и т.д.

Кроме того, следует отметить, что все расходы по основной деятельности могут быть сгруппированы как не уменьшаемые при сохранении объемов перевозок и не зависящие напрямую от выполняемых объемов перевозок, т.е. расходы, разумное уменьшение которых не вызовет снижения доходов. К первой группе расходов относятся:

затраты на топливо и смазочные материалы;

затраты на техническое обслуживание и ремонт;

отчисления в дорожные фонды.

Вторую группу затрат составляют:

расходы на оплату труда работников всех категорий;

амортизационные отчисления по основным средствам;

коммунальные платежи.

Хозяйственный учет работы автотранспортного предприятия включает три вида: оперативный, бухгалтерский и статистический, по которым составляется отчетность предприятия за смену, сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие и год. Для проведения экономического анализа работы предприятия базой служат плановые, нормативные и отчетные данные, которые также используются финансовыми и статистическими органами.

По данным бухгалтерского учета можно контролировать ход выполнения финансовых заданий, экономию материальных и денежных ресурсов и правильность их расходования, расчет себестоимости перевозок, а также налоговых платежей и выявлять результаты финансовой деятельности предприятия.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость публикации финансовой отчетности предприятий. На основе анализа финансовых результатов определяют степень надежности предприятия в партнерских отношениях.

Согласно п.6 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.69 г. N 12 (с изменениями от 28.04.95 г.) автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные. К городским относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км, к межреспубликанским - осуществляемые по территории двух и более республик, к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории России.

Принимая во внимание сказанное, можно предложить к счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" открыть следующие субсчета:

46-1 - городские маршруты;

46-2 - пригородные маршруты;

46-3 - междугородные маршруты;

46-4 - межреспубликанские маршруты;

46-5 - международные маршруты.

Однако среди пригородных и междугородных маршрутов выделяются сельские, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районными центрами, железнодорожными станциями, аэропортами, два и более районных центра между собой, в случае если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри населенных пунктов.

Приказом Минфина России от 19.10.95 г. N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности за 1995 год" с изменениями и дополнениями от 27.03.96 г. было разъяснено, что предприятия и организации должны применять метод учета реализации по мере отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг, но для целей налогообложения предприятия могут выбрать метод "по отгрузке" либо "по оплате". Предприятия, выбравшие учет по поступившей оплате, должны обеспечить двойной учет: бухгалтерский учет "по отгрузке" и налоговый "по оплате". С учетом этого рекомендуется четко разграничить при построении системы бухгалтерского учета на предприятии момент реализации и момент расчета за выполненные услуги.

Приведем пример отражения реализации по мере оплаты выполненных услуг (табл.1).


Таблица 1


N
п/
п
Содержание операции Д-т К-т Сумма,
руб.
1 Предъявлены расчетные документы за
оказанные автотранспортные услуги согласно
договорам
62 46 2580
2 Отражена задолженность по НДС, начисленным
в связи с оказанием автотранспортных услуг
46 76 516
3 Списана себестоимость по оказанным услугам 46 20 1500
4 Финансовый результат от оказанных услуг:
прибыль
убыток

46
80

80
46

564
5 Поступила оплата за оказанные
автотранспортные услуги
50, 51 62 2580
6 Начислен НДС по оплаченным
автотранспортным услугам
76 68 516
7 Погашена задолженность перед бюджетом по
НДС
68 50, 51 516

Обоснованность отражения в бухгалтерском учете выручки, а следовательно, и финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) контролируется на основе записей в журнале-ордере N 11 по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (когда моментом реализации считается оказание услуг и предъявление расчетных документов покупателям) либо со счетами по учету денежных средств (когда моментом реализации считается поступление средств в кассу, на расчетный или валютный счет в банке). Однако следует учитывать специфику услуг автотранспорта, которая состоит в том, что они оказываются физическим лицам, а выручка поступает от нескольких юридических лиц (автовокзалов, автокасс и автостанций) на основании договоров, заключенных на разных условиях, т.е. при выборе метода учета реализации "по оплате" вместо счетов по учету денежных средств должен использоваться счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Пример отражения реализации по мере оказания услуг приведен в табл.2.


Таблица 2


N
п/
п
Содержание операции Д-т К-т Сумма,
руб.
1 Предъявлены расчетные документы за
оказанные автотранспортные услуги
62 46 1820
2 Начислен НДС за оказанные
автотранспортные услуги
46 68 364
3 Списана себестоимость по оказанным
услугам
46 20 1620
4 Финансовый результат от оказанных услуг:
прибыль
убыток

46
80

80
46


164
5 Поступила оплата за оказанные
автотранспортные услуги
50, 51 62 1820
6 Погашена задолженность перед бюджетом по
НДС
68 50, 51 364

На наш взгляд, предпочтительнее применять методику определения выручки от реализации по мере отгрузки продукции (оказания услуг), поскольку такая методика наиболее отвечает общепринятому в условиях рынка порядку перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженными товарами или оказанными услугами на всех этапах их продвижения от предприятия-поставщика к покупателю (если иное не предусмотрено договором поставки), а также учитывает специфику услуг автотранспорта.


Н.Бреславцева, д.э.н.,

О.Кравченко

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение