Ответственность индивидуальных предпринимателей и контроль налоговых органов (А.А.Баландин, "Российский налоговый курьер", N 11, ноябрь 1999 г.)

Ответственность индивидуальных предпринимателей и контроль
налоговых органов
(Правонарушения индивидуальных предпринимателей, за которые
налоговые органы вправе привлекать их к ответственности)


Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации)


Виды правонарушений, за которые налоговые органы вправе привлечь индивидуальных предпринимателей к налоговой и административной ответственности, определены в различных законодательных актах (табл. 1 и 2). Налоговая ответственность установлена главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Нормы, согласно которым налоговые органы вправе привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, содержатся: в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП), Законе Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1), Законе Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1), Федеральном законе от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 143-ФЗ), Законе Российской Федерации от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1), а также в законодательных актах субъектов Российской Федерации.

Отметим, что в соответствии с п.1 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время согласно п.4 этой статьи в том случае, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не зарегистрировавшись должным образом, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Это относится и к налоговым обязательствам физических лиц. Ведь согласно п.2 ст.11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Например, физическое лицо занимается торгово-закупочной деятельностью, однако оно не зарегистрировалось как индивидуальный предприниматель. Следовательно, если налоговые органы за допущенные им правонарушения привлекут его к налоговой и (или) административной ответственности, то оно будет не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации для объяснения причин неисполнения налоговых обязательств.


Налоговая ответственность


Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п.1 ст.108 НК РФ).

В соответствии с п.6 ст.108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (п.3 ст.108 НК РФ).

Согласно ст.104 НК РФ налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, установленной за налоговое правонарушение. Если же налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, то налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд.


Административная ответственность


Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, которые содержат признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (п.2 ст.10 НК РФ).

В соответствии с п.7 ст.101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отметим, что в соответствии с действующим административным законодательством субъекты Российской Федерации вправе издавать законодательные акты (не противоречащие действующему федеральному законодательству), которые устанавливают административную ответственность за правонарушения. Следовательно, ими может устанавливаться административная ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения в налоговой сфере.

Однако в предлагаемом вниманию читателей материале (см. табл.2) мы рассмотрим только административную ответственность, установленную федеральным законодательством.


Таблица 1


Виды налоговых правонарушений и ответственность за них


Основание
(статьи
НК РФ)
Вид правонарушения Ответственность
Статья
116
Нарушение установленного ст.83 *(1) НК РФ
срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе при отсутствии
признаков налогового правонарушения,
предусмотренного п.2 ст.116
Штраф в размере 5
тыс.руб.
Нарушение установленного ст.83 НК РФ сро-
ка подачи заявления о постановке на учет
в налоговом органе на срок более 90 дней
Штраф в размере 10
тыс.руб.
Статья
117
Ведение деятельности без постановки на
учет в налоговом органе
Штраф в размере 10%
от доходов, полу-
ченных в течение
указанного времени
в результате такой
деятельности, но не
менее 20 тыс.руб.
Ведение деятельности без постановки на
учет в налоговом органе более 3 месяцев
Штраф в размере 20%
доходов, полученных
в период деятель-
ности без постанов-
ки на учет более 90
дней
Статья
118
Нарушение установленного НК РФ срока
представления*(2) в налоговый орган ин-
формации об открытии или закрытии нало-
гоплательщиком счета в каком-либо банке
Штраф в размере 5
тыс.руб.
Статья
119*(3)
пункт 1










пункт 2
Непредставление в установленный законода-
тельством о налогах и сборах срок налого-
вой декларации в налоговый орган по месту
учета, при отсутствии признаков налогово-
го правонарушения, предусмотренного в п.2
ст.119
Штраф в размере 5%
суммы налога, под-
лежащей уплате
(доплате) на основе
этой декларации, за
каждый полный или
неполный месяц со
дня, установленного
для ее представле-
ния, но не более
30% указанной суммы
и не менее 100 руб.
Непредставление налоговой декларации в
налоговый орган в течение более 180 дней
по истечении установленного законодатель-
ством о налогах срока представления такой
декларации
Штраф в размере 30%
суммы налога, под-
лежащей уплате на
основе этой декла-
рации, и 10% суммы
налога, подлежащей
уплате на основе
этой декларации, за
каждый полный или
неполный месяц на-
чиная со 181-го дня
Статья
122
пункт 1



пункт 2






пункт 3
Неуплата или неполная уплата сумм налога
в результате занижения налоговой базы,
иного неправильного исчисления налога или
других неправомерных действий (бездейс-
твия)
Штраф в размере 20%
от неуплаченных
сумм налога
Неуплата или неполная уплата сумм налога
в результате занижения налоговой базы или
иного неправильного исчисления налога,
подлежащего уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Российс-
кой Федерации.
Штраф в размере 20%
неуплаченной суммы
налога
Деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2
ст.122, совершенные умышленно
Штраф в размере 40%
от неуплаченных
сумм налога
Статья
123
Неправомерное неперечисление (неполное
перечисление) сумм налога, подлежащего
удержанию и перечислению налоговым аген-
том
Штраф в размере 20%
от суммы, подлежа-
щей перечислению
Статья
124*(3)
Незаконное воспрепятствование доступу
должностного лица налогового органа, та-
моженного органа, органа государственного
внебюджетного фонда, проводящего налого-
вую проверку*(4) в соответствии с НК РФ,
на территорию или в помещение налогопла-
тельщика или налогового агента
Штраф в размере 5
тыс.руб.
Статья
125
Несоблюдение установленного НК РФ порядка
владения, пользования и (или) распоряже-
ния имуществом, на которое наложен арест
*(5)
Штраф в размере 10
тыс.руб.
Статья
126*(3)
пункт 1



пункт 3
Непредставление в установленный срок в
налоговые органы документов и (или) иных
сведений, предусмотренных НК РФ и иными
актами законодательства о налогах и сбо-
рах
Штраф в размере 50
руб. за каждый неп-
редставленный доку-
мент
Непредставление налоговому органу сведе-
ний о налогоплательщике, выразившееся в
отказе предоставить имеющиеся у физичес-
кого лица документы, предусмотренные НК
РФ, со сведениями о налогоплательщике по
запросу налогового органа, а равно иное
уклонение от предоставления таких доку-
ментов либо предоставление документов с
заведомо недостоверными сведениями, если
такое деяние не содержит признаков нару-
шения законодательства о налогах и сбо-
рах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ
Штраф в размере 500
руб.
Статья
129.1
пункт 1




пункт 2
Неправомерное несообщение (несвоевремен-
ное сообщение) лицом сведений, которые в
соответствии с НК РФ физическое лицо
должно сообщить налоговому органу, при
отсутствии признаков налогового правона-
рушения, предусмотренного ст.126 НК РФ
Штраф в размере
1000 руб.
Те же деяния, совершенные повторно в те-
чение календарного года
Штраф в размере
5000 руб.
*(1) В соответствии с п.3 ст.83 НК РФ заявление о постановке на учет
физического лица, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица, подается в налоговый орган по месту жительства в
течение 10 дней после его государственной регистрации. Согласно п.6
этой же статьи заявление о постановке на учет частных нотариусов,
частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по
месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии,
свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется
их деятельность.

*(2) Согласно п.2 ст.23 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны
письменно в 10-дневный срок сообщать в налоговый орган по месту учета
об открытии или закрытии счетов.

*(3) За данные правонарушения предусмотрена также административная
ответственность.

*(4) Выездные налоговые проверки регламентируются ст.89 НК РФ, а также
инструкцией МНС России от 31.03.99 N 52 "О порядке составления акта
выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам
рассмотрения ее материалов". Подробнее о выездных налоговых проверках
см. в статьях О.Ю.Каричевой "Выездная налоговая проверка: новый порядок
оформления результатов" в "РНК" N 8, 1999 и "Изменен порядок назначения
и оформления выездных налоговых проверок", в "РНК" N 10, 1999.

*(5) Арест имущества регламентируется ст.77 НК РФ.

Особенности привлечения к ответственности
индивидуальных предпринимателей


Сегодня в ряде случаев за одно и то же правонарушение индивидуального предпринимателя ответственность установлена как налоговым, так и административным законодательством. Поэтому физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юридического лица, могут быть привлечены одновременно к административной и налоговой ответственности за одно и то же нарушение. Так, за непредставление индивидуальным предпринимателем в установленный срок декларации, как мы писали выше, предусматривается налоговая ответственность (ст.119 НК РФ).


Таблица 2

Виды административных правонарушений, за которые
налоговые органы вправе привлекать к ответственности
индивидуальных предпринимателей


Основание Вид правонарушения Ответственность
Пункт 12
ст.7 За-
кона
N 943-1
Нарушение законодательства о предпринима-
тельской деятельности или занятие предп-
ринимательской деятельностью, в отношении
которой имеется специальное запрещение
*(1)
Штраф в размере от
2 до 5 МРОТ*(2), а
за те же действия,
совершенные повтор-
но в течение года
после наложения ад-
министративного
взыскания, - в раз-
мере от 5 до 10
МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона
N 943-1
Отсутствие учета доходов или ведение его
с нарушением установленного порядка
Штраф в размере от
2 до 5 МРОТ а за те
же действия, совер-
шенные повторно в
течение года после
наложения админист-
ративного взыска-
ния, - в размере от
5 до 10 МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона
N 943-1
Включение в декларации искаженных данных Штраф в размере от
2 до 5 МРОТ, а за
те же действия,
совершенные повтор-
но в течение года
после наложения ад-
министративного
взыскания, - в раз-
мере от 5 до 10
МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона N
943-1
Неустранение выявленных нарушений законо-
дательства о налогах и других обязатель-
ных платежах в бюджет и законодательства
о предпринимательской деятельности
Штраф в размере от
2,5 до 5 МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона N
943-1*(3)
Непредставление или несвоевременное
представление деклараций о доходах
Штраф в размере от
2 до 5 МРОТ, а за
те же действия, со-
вершенные повторно
в течение года пос-
ле наложения адми-
нистративного взыс-
кания, - в размере
от 5 до 10 МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона N
943-1*(3)
Непредставление справок, документов и ко-
пий с них, касающихся хозяйственной дея-
тельности налогоплательщика и необходимых
для правильного налогообложения
Штраф в размере от
2,5 до 5 МРОТ
Пункт 12
ст.7 За-
кона N
943-1*(3)
Воспрепятствование обследованию с соблю-
дением соответствующих правил любых ис-
пользуемых для извлечения доходов либо
связанных с содержанием объектов налого-
обложения независимо от места их нахожде-
ния производственных, складских, торговых
и иных помещений
Штраф в размере от
2,5 до 5 МРОТ
Статья 7
Закона N
5215-1;
постанов-
ление
Конститу-
ционного
Суда Рос-
сийской
Федерации
(КС РФ)
от
12.05.98
N 14-П;
ст.146.5
КоАП
Осуществление денежных расчетов с населе-
нием без применения контрольно-кассовой
машины
Штраф в размере от
50 до 100 МРОТ
Статья 7
Закона N
5215-1;
п.3 опре-
деления
КС РФ от
01.04.99
N 29-О
Использование неисправной контрольно-кас-
совой машины
Штраф в размере от
28,6 до 57,1 МРОТ
Статья 7
Закона N
5215-1
Осуществление торговых операций (оказание
услуг) после приостановления деятельности
в порядке, установленном ст.6 Закона N
5215-1
Штраф в размере 700
МРОТ
Статья 7
Закона N
5215-1;
п.3 опре-
деления
КС РФ от
01.04.99
N 29-О
Отсутствие ценника на продаваемый товар
(прейскуранта на оказываемую услугу)
Штраф в размере от
14,3 до 28,6 МРОТ
Статья 7
Закона N
5215-1
Невыдача чека лицом, обязанным выдать его
покупателю (клиенту), или выдача чека с
указанием суммы менее уплаченной
Штраф в размере 10
МРОТ, но не менее
20% от стоимости
покупки (услуги)
Статья 2
Закона N
143-ФЗ
Деятельность по розничной продаже алко-
гольной продукции, осуществляемая без со-
ответствующей лицензии
Штраф в размере от
500 до 1000 МРОТ с
конфискацией этило-
вого спирта, алко-
гольной и спиртосо-
держащей продукции
в соответствующих
таре и (или) упа-
ковке, оборудования
и сырья*(4)
Деятельность по розничной продаже алко-
гольной продукции, осуществляемая с нару-
шением условий соответствующей лицензии,
если это действие (бездействие) не обра-
зует состава иного административного пра-
вонарушения, предусмотренного Законом N
143-ФЗ
Штраф в размере от
300 до 500 МРОТ с
конфискацией этило-
вого спирта, алко-
гольной и спиртосо-
держащей продукции
в соответствующих
таре и (или) упа-
ковке или без тако-
вой*(4)
Пункт 2
ст.10 За-
кона N
143-ФЗ
Купля-продажа алкогольной продукции без
маркировки, если такая маркировка обяза-
тельна, а также хранение, перевозка такой
продукции
Штраф в размере от
200 до 500 МРОТ с
конфискацией алко-
гольной продукции в
соответствующих та-
ре и (или) упаковке
*(4)
Пункт 3
ст.5 За-
кона N
2020-1
Неисполнение нотариусами, уполномоченными
совершать нотариальные действия, обязан-
ности в 15-дневный срок (с момента выдачи
свидетельства или удостоверения догово-
ров) направить в налоговый орган по месту
их нахождения справку о стоимости иму-
щества, переходящего в собственность
граждан, необходимую для исчисления нало-
га с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения
Штраф в размере 5
МРОТ за непредстав-
ление либо несвоев-
ременное представ-
ление документов,
необходимых для ис-
числения налога
*(1) В соответствии с п.1 ст.49 и п.3 ст.23 ГК РФ отдельными видами
деятельности, перечень которых определяется законом, индивидуальный
предприниматель может заниматься только на основании лицензии. Перечень
видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, дан в
ст.17 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности".

*(2) Здесь и далее пишем МРОТ(в российском законодательстве встречаются
различные определения одного и того же понятия: минимальный размер
оплаты труда, минимальный размер месячной оплаты труда, размер
установленной законом минимальной оплаты труда, минимальный месячный
размер оплаты труда). В соответствии с Федеральным законом от 09.01.97
N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" с 01.01.97 МРОТ
составляет 83 490 руб., однако для целей исчисления штрафов данный МРОТ
действовал с 16.01.97, а с 1.01.98 и на момент подписания номера в
печать МРОТ равен 83 руб. 49 коп.

*(3) За данные правонарушения предусмотрена также налоговая
ответственность.

*(4) Согласно п.3 ст.13 Закона N 143-ФЗ наложение административного
взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или)
упаковке, о также оборудования и сырья, находившихся у него на законных
основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей).

В то же время в соответствии с п.12 ст.7 Закона N 943-1 налоговые органы вправе налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах.

Налоговые органы также не исключают возможности применения фактически двойной ответственности за одно и то же нарушение (см. письмо МНС России от 11.05.99 N 18-3-04/739).

В теории юриспруденции считается, что взыскание не должно налагаться дважды за одно и то же нарушение на один и тот же субъект (им является предприниматель). Однако наше законодательство это позволяет.

Обратим внимание еще на один спорный вопрос. В соответствии с п.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006) за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации меры финансовой ответственности должны применяться не только к предприятиям, но и к физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Однако данное положение Указа N 1006 не соответствует другим нормам действующего законодательства.

Так, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22.09.93 N 40, установлен только для предприятий. В правовых актах Банка России, уполномоченного осуществлять контроль над ведением кассовых операций, ничего не говорится об обязанностях индивидуальных предпринимателей по ведению кассовых операций.

Кроме того, согласно п.19 Разъяснений по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью (письма Банка России от 16.03.95 N 14-4/95 и от 28.01.97 N 14-4/50) соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. Но налоговое законодательство тоже не устанавливает порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями.

Более того, налоговые органы вправе привлекать нарушителей положений Указа N 1006 к ответственности только по представлению банка, который устанавливает лимит денежных средств в кассе*. Однако банки устанавливают этот лимит только предприятиям.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что применение к предпринимателю штрафных санкций за нарушения, названные в п.9 Указа N 1006, практически невозможно. Следовательно, нельзя утверждать, что этот указ содержит нормы об ответственности индивидуальных предпринимателей.


А.А.Баландин,

Научный редактор "РНК"


-------------------------------------------------------------------------

* Подробнее об этом см. в статье автора "Административная ответственность должностных лиц организаций за нарушения в налоговой сфере" в "РНК" N 10, 1999.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.