Вопрос: В последнее время в публикуемых в печати обзорах актов, принятых министерствами и ведомствами, указывается, что они не подлежат государственной регистрации. Должны ли в этих случаях такие акты публиковаться в каких-либо газетах и если нет, то каким образом о них может узнать организация, интересы которой затронуты в таком акте? ("Финансовая газета", N 4, январь 2000 г.)

В последнее время в публикуемых в печати обзорах актов, принятых министерствами и ведомствами, указывается, что они не подлежат государственной регистрации. Должны ли в этих случаях такие акты публиковаться в каких-либо газетах и если нет, то каким образом о них может узнать организация, интересы которой затронуты в таком акте?


В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации (осуществление которой возложено на Минюст России) подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Порядок направления на регистрацию и регистрации указанных нормативных правовых актов определен Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1009 (в ред. постановлений от 11.12.97 г. N 1538, от 6.11.98 г. N 1304 и от 11.02.99 г. N 154), а также Разъяснениями о применении указанных Правил, утвержденными приказом Минюста России от 14.07.99 г. N 217 (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 1999 г., регистрационный номер 1835). Указанными документами определено также, что нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.

Однако следует обратить внимание на следующее. На Минюст России не только возложена обязанность осуществления регистрации, но и предоставлено право отказать в регистрации, либо принять решение о том, что акт не нуждается в регистрации. Так, п. 23 Разъяснений предусматривается, что в случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием в письменной форме оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. Однако это не означает, что заинтересованные лица не могут ознакомиться с таким актом, поскольку в соответствии с п. 17 Правил и п. 25 Разъяснений акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом определяется порядок вступления данного акта в силу. После опубликования такого акта в Минюст России сообщаются сведения об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата), а также направляется один экземпляр данного издания.

В соответствии с указанными актами и в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Минфином России был издан приказ от 4.03.99 г. N 47, в соответствии с которым акты Минфина России, признанные не подлежащими государственной регистрации, должны быть опубликованы в "Финансовой газете", а также должен быть издан акт, определяющий порядок его вступления в силу (если в самом акте не установлен такой порядок). Так, 27 октября 1999 г. Минфином России был издан приказ N 69н "Об утверждении Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков", введенный в действие начиная с отчета аудиторских организаций и аудиторов за 1999 г. (п. 2 приказа). Поскольку по заключению Минюста России от 23.11.99 г. N 9761-ЭР приказ не нуждается в государственной регистрации, он был опубликован в "Финансовой газете" N 51 за 1999 г.

Как уже говорилось, помимо опубликования в соответствующем печатном источнике акта, признанного не подлежащим государственной регистрации, орган, его принявший, должен определить порядок вступления в действие такого акта. Так, поскольку приказ Минфина России от 2.12.99 г. N 82н "О мерах по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 1999 г. N 410" (который не определял даты его введения в действие) был признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, Минфин России издал новый приказ от 28.12.99 г. N 364, в котором устанавливается, что приказ N 82н вводится в действие со дня его подписания, а также то, что оба приказа (т.е. N 82н и N 364) подлежат опубликованию в "Финансовой газете".


Г. Шулева,

Минфин России


21 января 2000 года


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.