Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (В. Сашичев, "Финансовая газета", N 42, октябрь 1999 г.)

Отбор налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок


В настоящее время в стране наблюдаются рост масштабов уклонения налогоплательщиков от выполнения обязанностей по уплате налогов, усложнение применяемых нарушителями налогового законодательства форм и способов ухода от налогообложения. Все это требует качественного повышения эффективности контрольной работы налоговых органов, совершенствования используемых ими приемов и методов налоговых проверок. Практика контрольной работы налоговых органов показывает, что суммы скрываемых от налогообложения доходов и иных объектов за последние два года увеличились более чем в 3 раза. Наряду с резким возрастанием масштабов уклонения от уплаты налогов отмечается, что налоговые правонарушения приобретают все более организованный и изощренный характер. Используя несовершенство законодательных норм, руководители целого ряда предприятий, в особенности крупнейших должников бюджету, применяют сложные механизмы сокрытия объектов налогообложения, связанные с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Широкое распространение приобретают факты ведения финансово-хозяйственной деятельности без постановки на учет в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления бухгалтерской и налоговой отчетности в госналогинспекции.

Отмечается постоянный рост количества правонарушений, связанных с сокрытием доходов от внешнеэкономических операций.

Одним из основных приоритетов, на которые делает акцент МНС России в решении этой проблемы, является обеспечение правильного выбора объектов для проведения выездных проверок, т.е. выбора таких объектов, проверка которых могла бы принести наибольшие доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов на их проведение. Необходимым условием эффективности системы налогового контроля может являться лишь максимальная концентрация усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Между тем, как свидетельствует анализ имеющейся практики, результативность выездных налоговых проверок в целом по России составляет порядка 50%. Это означает, что практически половина проводимых проверок пока завершается без каких-либо доначислений. Безусловно, такой результат нельзя полностью поставить в вину налоговым органам. Так, существенно ограничивает результативность проверок тот факт, что ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 (ред. от 8.07.99 г.) "О налоговых органах Российской Федерации" обязывает налоговые органы обеспечивать охват налогоплательщиков выездными проверками, как минимум, 1 раз в 2 года, за исключением наиболее законопослушных категорий налогоплательщиков, последними проверками которых не установлено налоговых нарушений, представляющих налоговую отчетность в строго установленные сроки и по которым отсутствует оперативная информация о допущенных ими нарушениях налогового законодательства. Другим фактором, объективно ограничивающим результативность контрольной работы, является необходимость обязательного проведения проверок ликвидируемых и реорганизуемых организаций, приносящих, как показывает практика, незначительные суммы реальных доначислений в бюджет.

Вместе с тем 50%-ная результативность проверок не может считаться допустимой при крайней ограниченности кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, высоком уровне нагрузки на их работников. Это вызывает настоятельную необходимость скорейшего внедрения научной, основанной на применении современных средств обработки информации, методики отбора налогоплательщиков для проведения проверок.

Основные принципы такой системы отбора Госналогслужбой России были разработаны еще в 1997 г. В основу этой системы положено сочетание двух методов отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок - метод случайного отбора и метод специального отбора.

Метод случайного отбора предполагает осуществление выбора объектов для проведения выездных налоговых проверок на основе применения методов статистической выборки. Цели применения данного метода: обеспечение максимально возможного охвата предприятий выездными проверками, профилактика налоговых нарушений с учетом непредвиденности для налогоплательщика данных проверок, назначенных посредством применения указанного метода, достижение возможности оценки общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора для проверок налогоплательщиков всех категорий.

Метод специального отбора обеспечивает целенаправленный отбор налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой, по результатам предварительного анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике - от бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам до информации, поступающей от правоохранительных и контролирующих органов, органов исполнительной власти, средств массовой информации.

Основное назначение действующей системы отбора - четко обозначить приоритеты в работе налоговых органов по отбору предприятий для проведения проверок, подготовить стратегию предстоящей проверки, очертить круг охватываемых проверкой вопросов. Надлежащая систематизация, обработка и анализ массива информации о налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, как правило, дают веские основания для вывода о степени вероятности обнаружения у соответствующего налогоплательщика нарушений налогового законодательства. В процессе отбора предполагается применение самых разнообразных приемов анализа информации о налогоплательщике: анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным предприятиям, проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями, предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с позиций достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

Другим важным этапом процедуры подготовки к налоговой проверке является предпроверочный анализ массива имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, отобранном для проведения проверки (досье налогоплательщика). Результат такого анализа - выработка стратегии предстоящей проверки, выявление сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление нарушений налогового законодательства. Такой подход к организации налоговых проверок позволяет не только максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех вопросов, по которым наличие нарушений маловероятно, но и рационально спланировать порядок действий проверяющих, а при необходимости и расширить диапазон проведения проверки за счет организации встречных проверок хозяйственных партнеров предприятия, дочерних фирм, привлечь к проведению проверки сотрудников органов налоговой полиции, других правоохранительных и контролирующих органов и т.д.

Анализ опыта зарубежных стран с развитой налоговой системой убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации налогового контроля. Лишь применение такой процедуры способно обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, максимальную результативность этих проверок в аспекте как произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и их профилактического воздействия на налогоплательщиков (при минимальных затратах времени и усилий на их проведение). Подобный подход к организации проверок вполне отвечает и интересам законопослушных налогоплательщиков, позволяя им избежать частых визитов налоговых инспекторов.

В настоящее время центральным аппаратом МНС России продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора. Осуществляется разработка программного обеспечения к данной процедуре, внедрение которого позволит обеспечить автоматизацию процесса отбора налогоплательщиков с наиболее характерными для наличия налоговых нарушений отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Конечно, сегодня о полномасштабном и повсеместном внедрении этой системы в практику работы налоговых органов говорить еще явно преждевременно - этому препятствует в основном недостаточная оснащенность налоговых органов современной компьютерной техникой. Однако уже в настоящее время мы располагаем достаточным количеством примеров, когда в целом ряде налоговых органов даже на имеющейся технической базе применяется автоматизированная процедура отбора налогоплательщиков, и она приносит весьма ощутимые результаты.

Об эффективности внедряемой в практику работы налоговых органов России процедуры отбора налогоплательщиков для проведения проверок свидетельствует и анализ показателей, характеризующих результаты контрольной работы за семь месяцев текущего года. Так, при снижении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количества проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок эффективность одной проверки, выражающаяся в сумме доначислений на 1 выездную проверку без учета финансовых санкций и пени, увеличилась в 1,6 раза и составила 24 тыс. руб. против 15 тыс. руб. в аналогичном периоде прошлого года. В расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста, доначислено налогов 225 тыс. руб., что в 1,8 раза больше, чем за сопоставимый период 1998 г.

Заметим, что такой интенсивный рост показателей результативности проверок - еще не предел. По мнению специалистов МНС России, непосредственно занятых разработкой процедуры отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, полномасштабное внедрение научной методики такого отбора, основанной на использовании богатейшей практики работы налоговых органов России и мирового опыта, накопленного в этой области, а также на применении современных технических средств обработки информации, явится одним из необходимых факторов в решении проблемы качественного укрепления доходной части бюджета страны.


В. Сашичев,

государственный советник налоговой службы II ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.