Вопрос: Как распределяется компетенция между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении налогоплательщикам льгот по федеральным налогам и налогам субъектов РФ в части, зачисляемой в местные бюджеты, до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ? (ответ ДНП Минфина РФ)


Как распределяется компетенция между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении налогоплательщикам льгот по федеральным налогам и налогам субъектов РФ в части, зачисляемой в местные бюджеты, до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ?

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 21 октября 1999 г. N 04-00-11


Установление налогов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно общим принципам налогообложения и сборов, установленным федеральным законом, что соответствует Конституции Российской Федерации (ч.2 и 3 ст.5, п."з" ст.71, п."и" ч.1 ст.72, ст.73, ч.2 ст.76 и ст.132) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Соответствующая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации была выражена в принятых им постановлениях от 21 марта 1997 г . N 5-П, 8 октября 1997 г. N 13-П, а также в определении от 5 февраля 1998 г. N 22-О, в пункте 2 которого предусмотрено следующее: "положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления."

В силу пункта 2 статьи 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога, т.е. при определении налогоплательщиков и обязательных элементов налогообложения (п.1 ст.17 Кодекса).

Исходя из смысла части первой Кодекса (п.5 ст.3, пп.2, 3 и 4 ст.12, вступающей в силу со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и ст.17) льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Кодексом (законами Российской Федерации о федеральных налогах и сборах - в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), по региональным налогам и сборам - законами субъектов Российской Федерации, по местным налогам и сборам - нормативно правовыми актами органов местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в части первой Кодекса не предоставлены права по установлению налоговых льгот в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих соответственно в региональные и местные бюджеты. Аналогичное правило предусмотрено в отношении региональных налогов и сборов, поступающих в бюджеты разного уровня.

Указанные положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие (ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Согласно статье 7 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты о конкретных налогах и сборах с 1 января 1999 года действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Вступление в силу с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующего бюджетные правоотношения, а не правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, не повлечет изменение, предусмотренных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации правил по установлению налоговых льгот, до внесения в установленном порядке в Налоговый кодекс Российской Федерации соответствующих изменений.


Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.Иванеев


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.