Вопрос: Предприятие производит пиво и реализует его предпринимателям для дальнейшей продажи. Пиво разливается в принадлежащие предпринимателям емкости, имеющие товарный знак сторонней фирмы. Вправе ли фирма - владелец товарного знака привлечь к ответственности предприятие - производителя пива, отпустившего предпринимателям-продавцам пиво в указанную тару? (Выпуск 13, июль 2000 г.)

Предприятие производит пиво и реализует его предпринимателям для дальнейшей продажи. Пиво разливается в принадлежащие предпринимателям емкости, имеющие товарный знак сторонней фирмы. При реализации пива конечным потребителям предприниматели-продавцы информируют о том, что это пиво предприятия-производителя, а не того предприятия, чей товарный знак указан на емкости, из которой производится продажа пива в розлив.

Вправе ли фирма - владелец товарного знака привлечь к ответственности предприятие - производителя пива, отпустившего предпринимателям-продавцам пиво в указанную тару?

Будет ли в данном случае нести ответственность предприниматель-продавец, использующий такие емкости для продажи пива, и если да, то какую?


В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров признается нарушением прав владельца товарного знака.

Использование товарного знака, противоречащее положениям п. 2 ст. 4 Закона N 3520-1, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 46 Закона N 3520-1).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 3520-1 использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора в соответствии со ст. 26 Закона N 3520-1.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Исходя из ситуации, предложенной в вопросе, можно утверждать, что предприятие - производитель пива не использует (не применяет) каким-либо образом чужой товарный знак, указанный на емкостях. Поэтому ответственность за незаконное использование товарного знака в такой ситуации к нему применена быть не может.

Применительно к реализации пива предпринимателями-продавцами необходимо сказать следующее. Несмотря на то что предприниматель-продавец информирует покупателя относительно того, кто является изготовителем пива, при реализации пива указанным способом покупатель в отдельных случаях все-таки может быть введен в заблуждение относительно принадлежности товара. Исключить это вряд ли возможно.

Наличие вероятности введения покупателя в заблуждение в рассматриваемой ситуации будет служит доказательством того, что со стороны предпринимателя-продавца имеет место использование чужого товарного знака. А такие действия в силу п. 1 ст. 4 Закона N 3520-1 без разрешения владельца товарного знака недопустимы.

В данной ситуации фирма - владелец товарного знака вправе потребовать от предпринимателя-продавца прекратить незаконное использование товарного знака, а также возместить организации причиненные убытки, если будет доказано, что они имели место (ст. 46 Закона N 3520-1).

Кроме того, существует вероятность привлечения предпринимателя-продавца еще и к уголовной ответственности на основании ст. 180 УК РФ, предусматривающей наказание вплоть до направления этого лица на исправительные работы сроком до двух лет.

В рассматриваемой ситуации во избежание возникновения неблагоприятных последствий можно рекомендовать предпринимателям-продавцам удалить товарный знак сторонней фирмы с емкостей, из которых осуществляется продажа в розлив пива конечным потребителям.


В. Мешалкин


Выпуск 13, июль 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.