Порядок и условия изменения срока уплаты налогов, сборов и пени ("Финансовая газета. Региональный выпуск", NN 5-6, январь-февраль 2000 г.)

Порядок и условия изменения срока уплаты налогов, сборов и пени


В настоящее время для многих субъектов хозяйственной деятельности актуальны вопросы, связанные с несвоевременной уплатой налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Среди правовых норм, направленных на решение указанных вопросов, следует отметить нормы, которые содержатся в главе 9 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной порядку изменения срока уплаты налогов, сборов, а также пени.

В соответствии со ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного действующим законодательством срока уплаты налога и сбора либо их части на более поздний срок с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, сбора. Это определение не следует смешивать с таким понятием, как реструктуризация задолженности по налогам и сборам. Под реструктуризацией задолженности по налогам и сборам понимается предоставление отсрочки, рассрочки погашения недоимки, а также списание имеющейся задолженности по налогам и сборам. Следовательно, реструктуризация применяется в отношении задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, срок уплаты которых уже наступил. Изменение же срока уплаты налога, сбора, предусмотренное главой 9 НК РФ, применяется в отношении текущих или будущих платежей по налогам и сборам, срок уплаты которых еще не наступил.

Изменение срока уплаты налога и сбора возможно только в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст.1 Кодекса федеральные законы о налогах и сборах должны соответствовать нормам НК РФ. В случае противоречия между Налоговым кодексом и другим федеральным законом о налогах и сборах действуют положения Налогового кодекса.

Таким образом, положения об изменении срока уплаты налогов и сборов иные, чем определены НК РФ, не могут содержаться в других федеральных законах о налогах и сборах.

Срок уплаты налога, сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, сбора либо ее части. Изменение этого срока возможно только в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита на основании соответствующего решения государственного органа, осуществляющего функции налогового контроля.

Согласно ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, сбора, являются:

по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов Российской Федерации (за исключением федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также в государственные внебюджетные фонды);

по региональным и местным налогам и сборам - соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы;

по государственной пошлине - уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

по налогам и сборам, поступающим в государственные внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.

Если действующим законодательством Российской Федерации определено, что перечисление федерального налога, сбора осуществляется в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога, сбора изменяется в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В том случае, если законодательством о налогах и сборах или бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации определено, что региональный налог или сбор подлежит перечислению в бюджеты разных уровней, срок уплаты такого налога, сбора в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, изменяется на основании решения финансового органа субъекта Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, - на основании решения финансового органа соответствующего муниципального образования.

По решению органов, указанных в ст. 63 НК РФ, изменение срока уплаты налога, сбора может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

Законодатель, определив возможность изменения срока уплаты текущих и будущих платежей по налогам и сборам, в то же время в ст. 62 НК РФ предусмотрел обстоятельства, при которых срок их уплаты не может быть изменен. Так, в соответствии со ст. 62 НК РФ срок уплаты налога, сбора не может быть изменен, если имеются следующие обстоятельства:

1. В отношении лица, претендующего на изменение срока уплаты налога, сбора (далее - заинтересованное лицо), возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах.

Ответственность за совершение уголовного преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ст. 194, 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, срок уплаты налога, сбора не может быть изменен в случае, если в установленном Уголовным процессуальным кодексом РСФСР порядке в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по ст. 194, 198, 199 Уголовного кодекса. Возбуждение уголовного дела по другим статьям Уголовного кодекса в отношении заинтересованного лица нельзя рассматривать в качестве обстоятельства, исключающего возможность изменения срока уплаты налога, сбора.

2. В отношении заинтересованного лица проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие, бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Исчерпывающий перечень налоговых правонарушений содержится в главе 16 НК РФ (ст. 116-129.1).

Таким образом, срок уплаты налога, сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица в порядке, определенном ст. 101 НК РФ, проводится производство по делу о совершении этим лицом хотя бы одного из правонарушений, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса.

Среди административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР (ст. 156.1) указано такое деяние, как уклонение от подачи декларации о доходах. В соответствии со ст. 199 Кодекса об административных правонарушениях деяния, предусмотренные ст. 156.1 данного Кодекса, подлежат рассмотрению в административных комиссиях при местных администрациях. Однако в ст. 119 НК РФ определено, что непредставление налоговой декларации является одним из видов налогового правонарушения, производство по которому осуществляется налоговыми органами по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом. В данном случае имеет место коллизия норм Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные правовые акты действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что производство по делам, связанным с непредставлением налоговой декларации, должно осуществляться налоговыми органами по правилам, определенным НК РФ.

3. Если имеются достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Практическое применение указанного положения вызывает наибольшие трудности, так как законодатель не определил, какие именно фактические и документально подтвержденные данные следует рассматривать в качестве достаточных оснований, которые исключают возможность изменения срока уплаты налога, сбора.

При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога, сбора указанных обстоятельств, исключающих возможность изменения срока уплаты налога, сбора, решение о его изменении не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица. Заинтересованное лицо вправе обжаловать данное решение в вышестоящий орган, уполномоченный принимать решение об изменении срока уплаты налога и сбора, или в судебном порядке.

Изменение срока уплаты пени, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляется в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ.


Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора


Порядок и условия предоставления рассрочки или отсрочки определены в ст. 64 НК РФ. Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога, сбора при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, на срок от одного до шести месяцев соответственно с поэтапной или единовременной уплатой налогоплательщиком суммы налога, сбора, в отношении которой был изменен срок уплаты.

Отсрочка или рассрочка не могут быть предоставлены заинтересованному лицу, если отсутствуют основания их предоставления, предусмотренные Налоговым кодексом, либо имеются обстоятельства, указанные в ст. 62. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена только при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ:

1. Причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

2. Задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

3. Угроза банкротства этого лица в случае единовременной уплаты налога, сбора.

4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора.

5. Если производство и (или) реализация работ, услуг данным лицом носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При наличии указанных оснований отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам, сборам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога, сбора предоставляется заинтересованному лицу по основаниям, связанным с угрозой его банкротства в случае единовременной выплаты налога, сбора, с имущественным положением физического лица, исключающим возможность их единовременной уплаты, сезонным характером производства и (или) реализации товаров, работ, услуг, на сумму налога, сбора, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период отсрочки, рассрочки.

Указанное правило начисления процентов применяется в случае предоставления отсрочки, рассрочки в отношении налогов, сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, если таможенным законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

На сумму налога, сбора, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка по основаниям, связанным с причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, проценты не начисляются.

Отсрочка, рассрочка по уплате налога, сбора могут быть предоставлены заинтересованному лицу только после его обращения в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки. К заявлению в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ. Следует отметить, что законодатель не определил, какие именно документы необходимо прилагать к такому заявлению для подтверждения того, что существуют основания, по которым возможно предоставление отсрочки, рассрочки по уплате налога, сбора. Думается, что это могут быть любые материалы, анализ которых позволяет сделать однозначный вывод о наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ.

Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в течение 10 дней в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет.

Если уполномоченный орган сочтет возможным предоставить отсрочку или рассрочку по уплате налога, сбора только под залог имущества либо при наличии поручительства, заинтересованное лицо по требованию уполномоченного органа должно представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца с момента получения письменного заявления заинтересованного лица. На период рассмотрения заявления заинтересованного лица по его письменному ходатайству уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы налога, сбора (или ее части), в отношении которой решается вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки. Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок представляет в налоговый орган по месту своего налогового учета.

Уполномоченный орган при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность изменения срока уплаты налога, сбора, вправе принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты всей суммы налога, сбора, указанной в заявлении заинтересованного лица, либо только на часть данной суммы налога, сбора предоставить отсрочку или рассрочку, либо на часть указанной суммы налога, сбора предоставить отсрочку (рассрочку), а на оставшуюся часть - рассрочку (отсрочку).

Решение уполномоченного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора обязательно должно содержать:

указание суммы налога, сбора, по которой предоставлена отсрочка, рассрочка;

вид налога, сбора, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

сроки и порядок уплаты суммы налога, сбора, по которой предоставлена отсрочка, рассрочка;

сроки и порядок уплаты начисляемых процентов;

в соответствующих случаях информацию о документах об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительстве.

Указанное решение вступает в силу со дня, установленного в этом решении.

В том случае, если отсрочка или рассрочка предоставляется под залог имущества, решение уполномоченного органа о ее предоставлении вступает в силу со дня заключения договора о залоге имущества в порядке, установленном ст. 73 НК РФ.

Уполномоченный орган имеет право отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки даже при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64, и отсутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 62 НК РФ. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки обязательно должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в административном или судебном порядке.

В то же время необходимо учитывать, что при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность изменения срока уплаты налога, сбора, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении отсрочки или рассрочки по их уплате по основаниям, связанным с причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа. При этом срок уплаты налога, сбора уполномоченным органом должен быть изменен в той форме (отсрочка либо рассрочка), в какой это указано в письменном заявлении заинтересованного лица.

Если заинтересованное лицо обратилось за предоставлением отсрочки или рассрочки по основаниям, связанным с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы, задержкой финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, и уполномоченный орган своим решением отказал в предоставлении отсрочки или рассрочки, то в данном решении обязательно должны быть приведены обстоятельства, предусмотренные ст. 62 Налогового кодекса, исключающие возможность изменения срока уплаты налога, сбора. Если такие обстоятельства не указаны, то решение является незаконным и подлежит отмене в административном или судебном порядке.

Копии решения уполномоченного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора или об отказе в ее предоставлении направляются заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту налогового учета этого лица в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Рассмотренные выше правила применяются в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов в том случае, если иное не будет предусмотрено законодательством о налогах и сборах.


Предоставление налогового кредита


В соответствии с п. 1 ст. 65 Налогового кодекса под налоговым кредитом понимается изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных Кодексом. При этом законодатель не определил, как именно (поэтапно или одновременно) должна происходить уплата суммы налога, в отношении которой предоставлен налоговый кредит. Думается, что уплата этих сумм может осуществляться как поэтапно, так и единовременно. В первом случае налоговый кредит фактически будет представлять собой изменение срока уплаты налога в форме рассрочки, во втором - отсрочки.

Налоговый кредит предоставляется только по налогам. Изменение срока уплаты сборов в форме налогового кредита не допускается. Такой кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам по письменному заявлению заинтересованного лица. Он оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованным лицом.

Налоговый кредит предоставляется в таком же порядке, как отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

3) угроза банкротства заинтересованного лица в случае единовременной выплаты им налога.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый кредит не предоставляется физическим лицам по налогам, обязанность уплаты которых не вытекает из предпринимательской либо иной экономической деятельности, осуществляемой этими лицами в установленных действующим законодательством Российской Федерации формах.

Налоговый кредит может быть предоставлен только под залог имущества или при наличии поручительства.

В том случае, если налоговый кредит предоставляется по основанию, связанному с угрозой банкротства в случае единовременной уплаты налога, на сумму налога, в отношении которой предоставлен налоговый кредит, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период налогового кредита. Если налоговый кредит предоставляется по иным основаниям, на сумму налога, в отношении которой предоставлен налоговый кредит, проценты не начисляются.

Предоставление налогового кредита, как уже отмечалось, оформляется договором о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия уполномоченным органом решения о предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу. Договор в обязательном порядке должен содержать:

сумму налога, по которой предоставлен налоговый кредит;

вид налога, по уплате которого он предоставлен;

срок действия договора;

проценты, начисляемые на сумму налога, в отношении которой предоставлен налоговый кредит;

порядок уплаты суммы налога, в отношении которой предоставлен налоговый кредит (единовременно или поэтапно);

документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

ответственность сторон.

После заключения договора о налоговом кредите его копия должна быть представлена заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту своего налогового учета.


Предоставление инвестиционного налогового кредита


Инвестиционный налоговый кредит как форма изменения срока уплаты налогов существенным образом отличается от рассрочки, отсрочки и налогового кредита.

В соответствии со ст. 66 НК РФ под инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предусмотренных Кодексом, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумм кредита и начисленных процентов.

Можно выделить следующие существенные признаки инвестиционного налогового кредита:

1) инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по уплате налогов;

2) такой кредит предоставляется организациям и не предоставляется физическим лицам;

3) изменение срока уплаты налога при предоставлении инвестиционного налогового кредита осуществляется посредством уменьшения в определенных размерах текущих или будущих платежей по налогам;

4) особые основания предоставления инвестиционного налогового кредита.

В отличие от рассрочки и отсрочки, которые могут предоставляться по уплате всех налогов и сборов, и налогового кредита, который может предоставляться по уплате всех видов налогов, инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по уплате налога на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам в соответствии со ст. 14, 15 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от одного года до пяти лет под залог имущества либо поручительство.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по письменному заявлению организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнений промышленными отходами.

2. Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

3. Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Законодатель не определил, какие именно документы следует рассматривать в качестве подтверждающих наличие оснований, по которым возможно предоставление такого кредита. Думается, что в качестве таких документов можно рассматривать любые имеющие юридическую силу материалы, из анализа которых можно сделать однозначный вывод о наличии оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита заинтересованной организации принимается соответствующим уполномоченным органом в течение одного месяца с момента получения письменного заявления. Предоставление кредита оформляется договором между соответствующим уполномоченным органом и заинтересованной организацией. В соответствии с п. 4 ст. 67 НК РФ форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о его предоставлении.

Следует отметить, что законодатель не определяет, в течение какого срока после принятия положительного решения уполномоченным органом о предоставлении инвестиционного налогового кредита заинтересованной организации должен быть заключен соответствующий договор. По всей видимости, он должен быть заключен в сроки, предусмотренные п. 6 ст. 65 НК РФ для заключения договора о налоговом кредите, т.е. в течение семи дней после принятия решения уполномоченным органом.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие сведения: порядок уменьшения налоговых платежей; сумму кредита; вид налога (налогов), по которому (которым) организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит; срок действия договора; начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты; порядок и условия погашения кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.

Если условием предоставления инвестиционного налогового кредита явилось приобретение организацией оборудования или другого имущества для использования в производственной либо иной финансово-хозяйственной деятельности, то договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам указанного оборудования или имущества.

Копия договора об инвестиционном налоговом кредите представляется заинтересованной организацией в налоговый орган по месту своего налогового учета в течение пяти дней с момента заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по основаниям, связанным с осуществлением заинтересованной организацией внедренческой или инновационной деятельности, на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией для указанных целей оборудования.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по иным основаниям на сумму, определенную по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией в договоре об инвестиционном налоговом кредите. Проценты на сумму такого кредита устанавливаются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

С момента заключения договора об инвестиционном налоговом кредите организация вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора в порядке, определенном в нем. Уменьшение производится по каждому платежу налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в каждом отчетном периоде до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной той, на которую в соответствии с договором предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен сразу по нескольким налогам на основании заключения соответствующих договоров об инвестиционном налоговом кредите. В этом случае накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из договоров. Если организацией заключено два и более договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогам, по которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит, увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а когда накопленная сумма кредита достигнет размера суммы, на которую в соответствии с договором предоставлен инвестиционный налоговый кредит, организация может увеличивать накопленную сумму по следующему по сроку заключения договору.

Следует также отметить, что в каждом отчетном (налоговом) периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по соответствующему налогу, не могут превышать 50% платежей по этому налогу, которые организация в данном отчетном периоде должна была заплатить, если бы ей не был предоставлен инвестиционный налоговый кредит. При этом накопленная в течение отчетного (налогового) периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате в этот период с учетом наличия соответствующего договора об инвестиционном налоговом кредите.

Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой переносится на следующий отчетный период.


Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита


Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа или договора. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока. Если заинтересованным лицом нарушаются условия предоставления отсрочки или рассрочки, их действие может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день начиная с дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование, распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в п.п. 3 п. 1 ст. 67 НК РФ, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.


А. Оленин,

начальник арбитражно-юридического отдела

Главного правового управления Пенсионного фонда

Российской Федерации



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.