Криминологические особенности и юридический анализ легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем (В.И.Михайлов, "Законодательство", N 4, апрель 1999 г.)

Криминологические особенности и юридический анализ легализации
(отмывания) денежных средств и иного имущества,
приобретенных заведомо незаконным путем


Процесс формирования валютного рынка в России начался в условиях либерализации экономических отношений. Это создало благоприятные условия, во-первых, для незаконного получения денежных и других доходов, во-вторых, для вкладывания незаконно полученных доходов в легальную экономику и, в-третьих, для инвестирования этих средств в развитие преступной деятельности.

Вложение средств в недвижимость и предметы роскоши не позволяет преумножить капитал, в связи с чем лидеры преступных группировок в последние годы стали отдавать предпочтение участию в экономической деятельности. По экспертным оценкам, около 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности и только около 15% тратится на приобретение недвижимости и иного имущества.

С целью так называемого отмывания *(1) денежных средств, полученных от продажи наркотиков, Ш. и Р. хозяева одной из ближневосточных фирм, действовавшей на территории России, вступили в сговор с руководителем некоего банка, который, в нарушение установленных правил, зарегистрировал в одном из помещений банка обменный пункт валюты. Это было сделано для того, чтобы превращать "наркорубли" упомянутой фирмы в доллары США. Получаемая таким образом валюта использовалась на расширение преступной деятельности в России, а также вывозилась за рубеж по справкам, выдаваемым замешанным в эту историю банком. В результате проведенных оперативно-розыскными мероприятий удалось вскрыть механизм преступной деятельности, а главное установить местонахождение денежных средств. Было изъято около 2 млн долларов США и 15 млрд недеминированных рублей, а также наложен арест на имущество, приобретенное на полученные преступным путем средства. Лицам, принимавшим участие в противоправной деятельности, было предъявлено обвинение в незаконной банковской деятельности, осуществляемой организованной группой лиц в особо крупном размере, и легализации группой лиц по предварительному сговору в крупном размере денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем (п. "а", "б" ч.2 ст. 172, п. "а" ч.2 и ч. 3 ст.174 Уголовного кодекса (УК) РФ).

Несмотря на распространенность подобных деяний и их повышенную общественную опасность правоохранительные органы очень неактивно борются с ними. Так, в 1997 г. органами внутренних дел в 41 регионе Российской Федерации было выявлено более 250 преступлений, предварительно оцениваемых как легализация незаконно полученных доходов, в том числе 61 в Новосибирской области, 43 в Волгоградской, 13 в Ивановской области, 30 в Республике Татарстан. Из этих преступлений более сорока совершены организованными группами, около тридцати в крупном или особо крупном размере. Около 150 уголовных дел было направлено в суд.

За то же время правоохранительными органами Москвы было вскрыто всего около десяти преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, а в суд, по имеющимся сведениям, направлено лишь одно уголовное дело.

Очень скромная цифра обозначает количество лиц, осужденных за легализацию незаконно полученных доходов как за основное преступление. В 1997 г. и первое полугодие 1998 г. таких было всего трое из более 1,5 млн осужденных за этот период.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70 % банков), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает безопасности государственности Российской Федерации.

В странах, где имеется большой опыт борьбы с организованной преступностью и для этого разработана эффективная система мер, прежде всего ищут и "отсекают" деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами является одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

В свою очередь, преступники идут на различные ухищрения для придания незаконно добытым финансовым средствам и имуществу вид правомерно полученных. Этот процесс получил название легализации (отмывания) незаконно полученных доходов. В качестве примера можно привести небольшой эпизод из знаменитого фильма "Бриллиантовая рука", в котором легализация преступно добытых доходов осуществилась путем имитации обнаружения клада. Полученное вознаграждение позволило "кладоискателям" купить автомобиль. В других случаях преступники приобретали билеты лотерей, на которые пал выигрыш, и таким образом оправдывали перед окружением появление у них вещей, стоимость которых во много раз превышала официально получаемую ими зарплату.

С изменением экономических условий иными стали масштабы противоправной деятельности. Появились новые ее виды, приносящие значительные доходы, что вызвало к жизни новые методы легализации этих средств. Нередко указанная противоправная деятельность охватывает территории нескольких государств и опирается на помощь работников банков и других финансовых учреждений, а также различных должностных лиц и граждан. Чтобы обнаружение работниками правоохранительных органов незаконно полученных денежных средств стало менее вероятным, их несколько раз переводят со счета на счет в кредитных учреждениях нескольких государств; с той же целью приобретаемое имущество оформляется на других лиц и т.п.

Международное сообщество относит легализацию преступных доходов к преступлениям международного характера *(2). Кроме того, в ряде международных актов государствам предписывается устанавливать юридическую ответственность за искажение природы финансовых средств, полученных от незаконной деятельности, и иное способствование их проникновению в экономику страны *(3). Обязательства Российской Федерации пресекать легализацию незаконно полученных денежных средств и иного имущества, фальшивомонетничество и подобные преступления международного характера закреплены в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Единой конвенции о наркотических веществах и др.

Анализ данных, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства и производства следственных действий по уголовным делам, показывает, что практически каждое преступление в экономической сфере сопряжено с легализацией получаемых в результате его совершения денежных средств. Законодательство Российской Федерации установило ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. За многие преступления в качестве наказания уголовным законом предусмотрена конфискация имущества. Более того, в ст. 86 Уголовного процессуального кодекса (УПК) РСФСР содержится чрезвычайно важное указание: деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства.

Нормы, затрудняющие легальный оборот незаконно полученных доходов, имеются, например, в гражданском законодательстве России. Так, в соответствии со ст. 166, 168, 169 и другими Гражданского кодекса (ГК) РФ, сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов или совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки в случае ее исполнения обеими сторонами в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке. В случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. С сожалением следует признать, что значительный потенциал гражданского судопроизводства в борьбе с легализацией незаконно полученных доходов, как и с другими экономическими преступлениями, практически не используется.

Федеральный закон от 20 июля 1998 г. N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (с изм. и доп. от 9 февраля 1999 г.) также призван противодействовать легализации незаконно полученных доходов. В нем определено, что государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам не только физических лиц, приобретающих в собственность имущество, но и лиц, оказывающих финансовое содействие другим лицам в приобретении указанного имущества. В случае нарушения установленного порядка подачи декларации на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда.

Серьезное регулирующее значение в противодействии легализации незаконно полученных доходов имеют, в частности:

Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (п.8 и 9);

Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации *(4), введенные в действие письмом Центрального банка России (ЦБР) от 3 июля 1997 г. N 479;

Методические рекомендации по подготовке персонала кредитных организаций в области противодействия легализации незаконных доходов ("отмывке" денег), принятые ЦБР.

Значение двух последних документов чрезвычайно велико, хотя они и носят рекомендательный характер. В них дается перечень признаков подозрительных сделок, содержатся рекомендации банкам и другим кредитным организациям сообщать налоговым органам обо всех вызывающих сомнения сделках, даются рекомендации по организации режима собственной безопасности и службы противодействия легализации. Многие положения этих документов перекликаются с проектом федерального закона "О противодействии (легализации) доходов, полученных незаконным путем".

В уголовном законодательстве России также содержатся положения, направленные на пресечение легализации незаконно полученных доходов.

Во-первых, в качестве частного случая пособничества закреплено заранее обещанное сокрытие предметов, добытых преступным путем, их приобретение или сбыт. Но эта норма охватывает лишь узкую сферу легализации незаконно получаемых доходов.

Во-вторых, установлена уголовная ответственность за некоторые действия, прямо связанные с использование незаконных средств или имущества: приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).

В-третьих, в УК РФ имеется специальная норма, устанавливающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем (ст. 174). Ее наличие обусловлено тем, что существует множество частных способов извлечения незаконных доходов, в результате чего интересам государства и общества наносится вред, и каждый из них криминализировать невозможно.

Статья 174 УК РФ определяет уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. В соответствии с ней:

"1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) лицом с использованием своего служебного положения

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой *(5)".

Таким образом, в уголовном законодательстве Российской Федерации под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем.

Следует признать, что хотя за время действия ст. 174 УК РФ оперативно-следственная практика накопила определенный опыт выявления, пресечения и раскрытия соответствующих преступлений, имеющаяся эмпирическая база все же недостаточна для обобщения и создания полной криминалистической характеристики этих деяний, научные работники и практики к единому мнению пока не пришли. Тем не менее, анализ содержания уголовно-правовой нормы и некоторой практики ее применения позволяют дать описание основного компонента предмета доказывания.

Предметом этого преступления выступают денежные средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Российской Федерации или за ее пределами заведомо незаконным путем.

Уголовное законодательство не определяет количество денежных средств и стоимость имущества, приобретенных незаконным путем и вводимых в легальный оборот. Но при оценке конкретной сделки, имеющиеся данные о которой содержат признаки анализируемого преступления, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о малозначительности.

Незаконными являются любые действия, противоречащие требованиям законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, влекущих уголовную, административную или гражданско-правовую и иную юридическую ответственность.

В некоторых публикациях высказывается мнение о том, что, хотя такое понимание незаконности соответствует закону, оно нуждается в ограничительном толковании и должно охватывать лишь случаи нарушения уголовно-правового запрета *(6).

Практика показывает, что неправомерные доходы приобретаются в результате преступлений, гражданско-правовых сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов или совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и административных правонарушений. В числе конкретных действий можно назвать: хищение, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, контрабанду, незаконный сбыт запрещенных к обороту предметов, товаров, веществ и продукции, незаконную предпринимательскую и банковскую деятельность, незаконные операции с ценными бумагами, незаконное пользование природными ресурсами, незаконную страховую деятельность и т.д. Особо отметим то обстоятельство, что денежные средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, таможенных и иных обязательных платежей, являются незаконно полученными и образуют предмет преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст.174 УК РФ.

Полагаем, что приобретение денежных средств, иных объектов гражданских прав, уклонение от уплаты налогов и т.п. на территории иностранного государства с нарушением законодательства этого государства в нашей стране будет признаваться незаконным в том случае, если законодательством России такое деяние признается противоправным.

При уголовно-правовой оценке таких действий с позиций уголовного законодательства Российской Федерации следует учитывать принципиальные положения о действии уголовного закона в пространстве, так как действие закона всегда ограничено определенной территорией. В соответствии со ст. 11 и 12 УК РФ применение уголовного законодательства России в отношении легализации незаконно полученных доходов, совершенных гражданами России, иностранцами и лицами без гражданства на российской территории и за ее пределами в зависимости от отношения лица к гражданству Российской Федерации, места совершения преступления, статуса лица, совершившего преступление, наличия или отсутствия международного договора и других указанных в законодательстве обстоятельств строится на основании следующих принципов: территориального, реального, универсального, экстерриториального, покровительственного и принципа гражданства.

Российские граждане и постоянно проживающие в России лица без гражданства, использовавшие незаконно полученные в России или в иной другой стране доходы для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности за пределами Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности согласно нормам УК РФ, если:

а) совершенное деяние согласно законодательству, обычаю или по иному основанию признается преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено;

б) указанные лица не были осуждены в иностранном государстве.

При осуждении указанных лиц в России наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого осуществлялась легализация.

Вопрос о принадлежности лица к гражданству Российской Федерации решается на основании Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" *(7). Согласно названному Закону, гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.

Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу закона "О гражданстве Российской Федерации", если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В ряде публикаций говорится о невозможности привлечь к уголовной ответственности по российским законам граждан нашей страны, вкладывающих в экономику других государств денежные средства, полученные незаконным путем на территории России. По мнению авторов, в данном случае деяние, совершенное российским гражданином, не может быть признано преступлением по законам другого государства.

Видимо, исследователями было принято во внимание лишь уголовно-процессуальное значение использованного в ч. 1 ст. 12 УК РФ термина "признано". Они исходят из того, что каждое конкретное деяние, совершенное гражданином России за ее пределами, должно быть признано судом этого государства преступлением, и только после этого возможно привлечение такого лица к уголовной ответственности по российскому уголовному закону. Однако в ч.1 ст. 12 УК РФ речь идет о формальном отнесении определенного деяния к разряду преступных. Употребление термина "признано" обусловлено тем, что не во всех государствах преступления определяются только в уголовных законах. Их описания порой содержатся в конституциях, законах неуголовных отраслей права, в обычаях и т.д.

Легализация денежных средств, полученных незаконным путем, совершенная на территории Германии, признается преступлением согласно § 261 УК ФРГ. В соответствии со ст. 321-1 и другими статьями УК Франции (1992 г.) приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, также признается преступлением. В статье 152-6 УК Республики Беларусь определено, что использование денежных средств, ценных бумаг, имущества, приобретенного заведомо преступным путем, в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности является преступлением и влечет меры уголовно-правового воздействия. В принятых в ходе уголовно-правовой реформы в 1994-1997 гг. новых уголовных кодексах Республики Узбекистан (1994 г.), Российской Федерации (1996 г.), Туркменистана (1997 г.), Республики Казахстан (1997 г.) и Кыргызской Республики (1997 г.), а также Модельном уголовном кодексе (принятом Межпарламентской ассамблеей СНГ в феврале 1996 г.) закреплены нормы, устанавливающие уголовную ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем.

Таким образом, если российский гражданин на территории Германии, Франции, стран членов СНГ и других государств совершит действия с целью придания правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными в любом месте заведомо незаконным путем, либо будет использовать их в предпринимательской или иной экономической деятельности, то он, на основании ч. 1 ст. 12 УК РФ, подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ положения ст. 174 УК РФ распространяются и на не проживающих постоянно в России иностранцев и лиц без гражданства в случае инвестирования ими в экономику нашей страны денежных средств, полученных ими заведомо незаконным путем. Необходимо учитывать, что законодательство большинства государств содержит запрет на выдачу другим государствам своих граждан, совершивших преступления. В Российской Федерации это положение закреплено в ст. 61 Конституции, а также в ст. 13 УК РФ. Поэтому реальное привлечение к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществлявших легализацию незаконно полученных доходов в Российской Федерации, но не проживающих постоянно на ее территории, возможно только в том случае, если эти граждане оказались на территории Российской Федерации или были выданы России третьими государствами в соответствии с международными договорами.

Для правильного применения уголовного закона, особенно в тех случаях, когда преступная деятельность лица, легализующего незаконно полученные доходы, а также деятельность его соучастников велась на территории нескольких государств, важно уяснить, что признается местом совершения преступления.

Когда легализация осуществлена на территории нескольких государств или в соучастии, местом совершения преступления признается государство, на территории которого: а) совершено преступное деяние, б) совершено последнее действие из числа образующих одно преступное деяние, в) прекращено (пресечено) длящееся преступление, г) совершено действие, образующее в совокупности с другими единое продолжаемое преступление, е) завершены (пресечены) действия каждого из соучастников.

Действующий уголовный закон России, в отличие от законодательства некоторых других государств, не дает прямого ответа на этот вопрос. В правоприменительной практике местом совершения преступления считается территория Российской Федерации, если деяние:

а) начато и окончено на территории Российской Федерации;

б) начато на территории Российской Федерации, а окончено за ее пределами;

в) начато за пределами Российской Федерации, а последствия выявились на ее территории.

В случае совершения рассматриваемого деяния в соучастии несколькими лицами, находящимися на территории ряда государств, оно будет признанным совершенным на территории Российскую Федерацию, если хотя бы один из соучастников этого преступления действовал на территории России.

Естественно, следование этим принципам может вызвать коллизии между несколькими государствами, желающими реализовать свой суверенитет, наказав лицо, совершившее легализацию незаконно полученных средств на территории нескольких государств, по своим законам. В таких случаях применяется уголовный закон того государства, в пределах юрисдикции которого находится лицо, совершившее преступление.

Под приобретением *(8) понимается купля, обмен, мена, иные способы получения денежных средств, в результате совершения которых лицо может пользоваться, распоряжаться и владеть этими средствами. Причем Федеральный закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" добавляет в определение "приобретения" такие признаки, как осуществление нового строительства и реконструкция недвижимого имущества (недвижимости).

В соответствии с диспозицией анализируемой статьи под легализацией подразумеваются:

а) совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем;

б) использование денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Термин "финансовая операция" однозначного юридического содержания не имеет, однако анализ текста уголовно-правовой нормы приводит к выводу о том, что это разновидность сделки. В гражданском праве сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Раскрыть понятие финансовых операций помогут следующие документы:

проект федерального закона "О противодействии (легализации) доходов, полученных незаконным путем";

модельный закон "О противодействии (легализации) отмыванию доходов, полученных незаконным путем" *(9), разработанный для государств участников СНГ;

Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем *(10);

Директива Совета европейского сообщества о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег от 10 июня 1991 г.;

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности *(11);

Венская конвенция ООН о незаконной торговле наркотическими и психотропными веществами от 20 декабря 1988 г. и др.

Анализ перечисленных документов позволяет прийти к выводу о том, что финансовая операция, являясь разновидностью сделки, включает в себя действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции с использованием финансовых средств в качестве средства платежа, в том числе:

а) ввоз и пересылка на территорию государства, вывоз и пересылка с территории государства, а также перевозка и пересылка в пределах территории государства;

б) осуществление международных денежных переводов на территорию государства и с территории государства;

в) получение и предоставление финансовых кредитов;

г) переводы, в том числе и в пределах государства, процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

д) переводы неторгового характера с территории государства и на территорию государства, а также в пределах государства, включая суммы заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции;

ж) вложения средств в уставный капитал организаций с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией;

з) приобретение ценных бумаг;

е) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству государства его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

и) иные сделки и другие действия граждан или юридических лиц независимо от формы и способа их осуществления, связанные с получением, отчуждением, выплатой, передачей, перевозкой, пересылкой, переводом, обменом, хранением финансовых средств, имущества, а равно с удостоверением или регистрацией таких сделок либо иных действий *(12).

Использование денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности может стать формой легализации незаконного характера их происхождения. Понятие предпринимательской и иной экономической деятельности выводится из положений гражданского законодательства, содержащихся, в частности, в ст. 23, 48, 50, 779 ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г.) и т.д.

Под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В Российской Федерации осуществлять предпринимательскую деятельность имеют право граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, а также объединения граждан. В контексте ст. 174 УК РФ экономическая деятельность, по мнению А.Э. Жилинского, - это деятельность, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующая затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например, охраны здоровья, оказания юридической помощи и т.д. *(13) Практика следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов России по выявлению и раскрытию фактов отмывания незаконно полученных денежных средств, а также сообщения ряда зарубежных исследователей по этой проблеме свидетельствуют о том, что в таких случаях предпринимательская и иная экономическая деятельность носят, как правило, законный характер.

Анализ оперативно-следственной практики показывает, что легализация незаконно полученных денежных средств может принимать следующие формы:

а) занижение в документах (декларациях и т.п.) фактической стоимости приобретаемого имущества, причем в ряде случаев этот способ легализации реализуется только при условии сговора с продавцом;

б) приобретение за пределами Российской Федерации предприятия с использованием иностранного гражданина в качестве фиктивного собственника;

в) покупка недвижимости по низкой цене, а последующая продажа по высокой. Полученные таким образом доходы имеют вид законно полученных;

г) приобретение за незаконно полученные денежные средства иностранной валюты, получение незаконным путем документов о ее законности и последующий вывоз за пределы Российской Федерации на законном основании;

д) завышение стоимости работ или услуг, выполняемых лицом, как способ передачи ему взятки и одновременной ее легализации (например, получение рядом высокопоставленных чиновником баснословно высокого гонорара за книгу или лекцию);

е) оформление незаконно полученных денежных средств в качестве прибыли от законной деятельности предприятия, часто специально для этого созданного или приобретенного;

ж) продажа похищенного имущества через законно функционирующие торговые точки;

з) смешивание на многочисленных счетах потоков легально и нелегально полученных денежных средств;

и) реинвестирование в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий алмазно-бриллиантового комплекса, а также организаций, занимающихся нефтедобычей и нефтепереработкой и др.;

к) сдача в банк денежных средств, полученных якобы за демонстрацию кинофильмов или за оказание иных услуг.

Легализация денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, является умышленным преступлением. Чтобы нести за него ответственности, лицо, во-первых, должно осознавать, что совершаемые им финансовые операции и другие сделки с приобретенными в нарушение законодательства денежными средствами или иным имуществом либо их использование для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности является общественно опасным и противоправным деянием, и, во вторых, совершить эти действия.

Субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 274 УК РФ, являются лица, осуществляющие финансовые операции и иные сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а также использующие его для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Таковыми могут быть как лица, непосредственно получившие денежные средства и имущество в результате своих незаконных, в том числе и преступных, действий, так и другие лица, знавшие о незаконном происхождении таких средств и совершавшие финансовые операции и иные сделки либо вкладывающие такие средства в предпринимательскую или иную экономическую деятельность, как правило, по поручению лиц, незаконно добывших средства или имущество.

В то же время некоторые практические работники и ученые считают, что субъектами этого преступления могут быть лица, получившие денежные средства и иное имущество в результате своей деятельности, осуществляемой в нарушение лишь предписаний административного, банковского, гражданского законодательства. А лица, получившие денежные средства или иное имущество преступным путем, а затем предпринимавшие попытки осуществить с ними финансовые операции, иные сделки либо использовать в экономической или предпринимательской деятельности, по их мнению, подлежит ответственности лишь за преступные действия, направленные на завладение такими средствами или имуществом.

Часть вторая анализируемой статьи предусматривает следующие квалифицирующие признаки:

а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократность;

в) использование лицом своего служебного положения.

При оценке действий нескольких лиц, участвующих в легализации незаконно полученных денежных средств или иного имущества, а также осуществляющих такие действия несколько раз, следует руководствоваться положениями ст. 35 и 16 УК РФ, содержащих определения понятий "группа лиц" и "неоднократность".

Под лицами, используемым свое служебное положение, понимаются лица, в служебные обязанности которых в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных актами законодательства Российской Федерации по финансовому, банковскому, таможенному и др. делу, с целью не допустить проникновения в легальную экономику незаконно полученных денежных средств.

В части третьей закреплены особо квалифицирующие обстоятельства легализация незаконно полученных денежных средств или иного имущества организованной группой или в крупном размере.

При уяснении признаков организованной группы лиц следует руководствоваться соответствующими положениями ст. 35 УК РФ. Понятие крупного размера применительно к анализируемому составу не определено, но, как представляется, при его оценке целесообразно учитывать положения ст. 158 УК РФ. В соответствии с ними крупным размером при хищении признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения легализации.

Оперативно-следственная практика показывает, что легализация тесно связана с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков или оружия, незаконной банковской деятельностью, незаконной предпринимательской деятельностью, уклонением от уплаты налогов, таможенных и иных платежей и другими экономическими преступлениями. Поэтому организация, планирование и осуществление оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию этого преступления имеет много общего с работой оперативных работников и следователей по указанным преступлениям. Но имеются и некоторые особенности, обусловленные прежде всего тем, что легализация это заранее тщательно планируемое и, как правило, осуществляемое на территории нескольких государств преступление. Анализ имеющихся данных свидетельствует о том, что наиболее активно в отмывании используются банки, зарегистрированные в странах Балтии, на Каймановых островах, в Канаде, Панаме, Венесуэле, Нидерландах, Колумбии, Германии, на Кипре и в некоторых других государствах, относимых к группе повышенного риска.

В ходе работы по уголовному делу необходимо проследить и доказать всю цепочку прохождения незаконно полученных денег от конкретного противоправного действия, позволившего получить такие доходы, до приобретения на них определенного имущества. Эта работа сопряжена со значительными трудностями, так как легализация (отмывание) незаконно полученных денежных средств, как правило, проходит несколько стадий. На первом этапе преступники стремятся освободиться от наличности. На втором предпринимают меры для "отрыва" от незаконного источника получения доходов. И, наконец, стремятся облечь эти средства или имущество в форму законно полученных.

Как показывает практика, суды обращают в доход государства имущество только тогда, когда имеются точные доказательства его приобретения на незаконно полученные средства.

Примером может быть уголовное дело по обвинению Ч. в неоднократном получении взяток. На первоначальном допросе Ч. обмолвился, что полученные суммы он потратил на покупку квартиры, которую затем подарил своей знакомой, но в протоколе его допроса это обстоятельство было отражено нечетко. В дальнейшем следователь сосредоточил свои усилия лишь на доказывании фактов получения взяток, поэтому в материалах уголовного дела судьба предметов взятки прослежена не была. В ходе судебного заседания Ч. заявил, что квартиру он приобрел на средства, полученные в качестве заработной платы и взятые им в долг у знакомых. А деньги, полученные в качестве взятки, тратил на туристические поездки, еду, посещение ресторанов и т.д.

Суд счел недоказанным факт приобретения квартиры на преступно полученные деньги и исключил ее из перечня имущества, подлежащего обращению в доход государства.

Незаконность действий, в результате которых лицо приобретает денежные средства или иное имущество, также входит в предмет доказывания по делам о легализации незаконно приобретенных доходов. Поэтому в ходе предварительного следствия обязательно устанавливается, какие правовые нормы нарушены при получении незаконных доходов. Данные об этом могут содержаться в пояснениях специалистов, заключениях экспертов, актах документальных проверок и ревизий хозяйственно-финансовой деятельности, а также в вступивших в законную силу приговорах, определениях, решениях или постановлениях по уголовному, гражданскому или административному делу, принятых соответствующим судом или должностным лицом в установленном законом порядке.

Авторы некоторых публикаций утверждают, что факт незаконности приобретения доходов может подтверждаться лишь приговором или решением суда. По их мнению, суд, придя на основе имеющихся доказательств к выводу о незаконности приобретения доходов, в соответствии со ст. 256 УПК РСФСР возбуждает уголовное дело по факту легализации (отмывания) незаконно приобретенных денежных средств или иного имущества и направляет его для расследования органу дознания или следователю. Полагаем, что такой вывод необоснованно сужает диспозицию нормы, закрепленной в ст. 174 УК РФ, и не соответствует предназначению этой нормы.

При доказывании субъективной стороны легализации следует учитывать, что на факт понимания обвиняемым незаконного характера приобретения (им или другими лицами) денежных средств и имущества, используемых обвиняемым для осуществления финансовых операций либо предпринимательской или иной экономической деятельности, могут указывать, в частности:

а) не соответствующие состоянию дел или характеру осуществляемой деятельности перемещения финансовых средств со счета на счет в течение короткого времени;

б) оформление приобретаемого имущества на других лиц;

в) приобретение имущества по очевидно заниженной цене;

г) не вызванная необходимостью покупка или продажа ценных бумаг или имущества по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих цен на аналогичные товары и т.п.


В.И. Михайлов,

кандидат юридических наук, доцент,

сотрудник ФСБ России


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Термин "отмывание" появился в 1920-х годах в Чикаго, где главари преступных формирований смешивали криминальны доходы с доходами, получаемыми ими от специально созданной сети прачечных, и декларировали как легальные.

*(2) См., напр.: Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 102105.

*(3) См.: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности. Ст. 6 // "Грязные деньги" и закон. М., 1997. С. 118.

*(4) Банковский бюллетень. 1997. N 28.

*(5) Применительно к легализации доходов, полученных незаконным путем, представляется целесообразным закрепить в законе положение, в соответствии с которым лицо, участвовавшее в легализации доходов, полученных незаконным путем, но добровольно сообщившее об этом соответствующим государственным органам и способствовавшее предотвращению преступления, при отсутствии в его действиях состава другого преступления освобождается от уголовной ответственности. Такого рода норма закреплена в примечании к ст. 152-6 УК Беларуси, а также в примечании к ст.17 проекта модельного закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" для государств членов СНГ.

*(6) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. М., 1996. С. 175.

*(7) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.).

*(8) Следует обратить внимание на то, что в проекте федерального закона "О противодействии (легализации) доходов, полученных незаконным путем" употребляется термин "получение", в то время как в ст. 174 УК РФ идет речь о "приобретении", но в обоих случаях, с нашей точки зрения, суть одна и та же.

*(9) Принят на 12 пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ 8 декабря 1998 г.

*(10) Утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 840.

*(11) Принята в Страсбурге 8 ноября 1990 г.

*(12) См. об этом: Волженкин Б.В. Отмывание денег. Спб., 1998. С. 21-23.

*(13) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. С.175.



Криминологические особенности и юридический анализ легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем


Автор


В.И. Михайлов - кандидат юридических наук, доцент, сотрудник ФСБ России


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1999, N 4


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.