Необходим закон о госмонополии на водку (П.И.Ковалев, "Российский налоговый курьер", N 2, февраль 2000 г.)

Необходим закон о госмонополии на водку


В соответствии с требованиями федеральных законодательных актов и постановлений правительства Ставропольского края налоговые органы в тесном взаимодействии с органами ФСНП, внутренних дел, другими контролирующими организациями постоянно следят за производством и оборотом алкогольной продукции. Наша общая цель - повысить загрузку мощностей, улучшить финансовое состояние предприятий и вследствие этого обеспечить рост налоговых поступлений. На предприятиях установлены круглосуточные налоговые посты, снимаются показания приборов, отслеживается соответствие списания марок разлитому объему, при необходимости блокируются технологические линии, контролируется отгрузка.

В результате мы стали собирать до 98% акцизов с отгруженной продукции. И все же доля акцизов в объеме налоговых поступлений незначительна, поскольку производственные мощности загружены чуть более чем на 10%. Всего четыре крупнейших завода с государственной формой собственности (ОАО "Ликероводочный завод Пятигорский", ОАО "ЛВЗ Минераловодский", ОАО "Стрижамент" и ГУП "Ставрополец") могли бы полностью снабжать край своей высококачественной продукцией и отчислять в бюджет значительные налоговые и акцизные сборы.

Однако планы по росту производства не удается реализовать даже наполовину - нет достаточного сбыта, а на складах скопилось до 50 тыс.декалитров готовой продукции. Беда нашего производителя в том, что в край завозится огромное количество спиртного из соседних и дальних регионов, в том числе и по демпинговым ценам. К тому же через нашу территорию проходят потоки контрабандного спирта и алкогольной продукции, следующих в разные регионы России с Северного Кавказа и из Закавказья, куда завезено огромное количество спирта из Европы и США.

Конкурентная борьба за потребителя обусловлена у нас, увы, не качеством продукции, а ценами. Снижение себестоимости производства нам практически ничего не дает. Существуют установленные минимальные цены на алкогольную продукцию и высокие акцизы. И чем выше поднимается эта планка, тем больше наживается "теневик".

В крае ведется неослабевающая борьба с нелегальным производством алкогольной продукции. В прошлом году проведено более 8,2 тыс. проверок и выявлено около 2,5 тыс. нарушений действующего алкогольного законодательства.

Напомним, что еще в 1994 г. Правительство России ввело обязательную маркировку алкогольной продукции, однако уголовная ответственность для нарушающих это требование длительное время не была предусмотрена. Только в прошлом году законодатель наконец-то восполнил этот пробел: Федеральным законом от 09.07.99 N 158-ФЗ в Уголовный кодекс внесены изменения, согласно которым за производство, приобретение, хранение или сбыт алкогольной продукции без спецмарок, а также за изготовление, сбыт либо использование поддельных спецмарок предусмотрена уголовная ответственность.

Такая мера, безусловно, будет способствовать наведению порядка на алкогольном рынке, хотя, думается, что ответственность за эти преступления должна быть усилена.

Очень серьезные проблемы возникают с конфискованной алкогольной продукцией. Законодательство далеко не исчерпывающе прописывает порядок ее изъятия и конфискации. Возникает масса вопросов, отвечать на которые приходится местным органам власти, несущим расходы на автотранспорт, хранение, уничтожение и т.п. В результате мы сталкиваемся и со своевольными решениями местных властей, и с проблемами криминального характера. На сегодняшний день в крае на складах хранятся сотни тысяч бутылок изъятой алкогольной продукции. И где гарантия, что значительная часть ее не будет расхищена, не станет предметом злоупотреблений и совершения новых правонарушений, не возвратится в торговый оборот?

До сих пор инспекциям МНС России не переданы полномочия бывшей Росалкогольмонополии по применению мер административного воздействия к нарушителям в сфере производства и оборота алкогольной продукции, предусмотренные ст.224.7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Кроме того, борьбу с нарушителями осложняет то, что теперь лицензия может быть аннулирована только в судебном порядке.

Бесспорно, только административными мерами ситуацию не изменить - нужны рычаги экономические. По нашему мнению, для пресечения реализации "левой" продукции в городах и районах необходимо решить вопрос об изменении порядка уплаты акцизов, то есть о переносе части акцизов с производителя на оптовую торговлю. При этом определенная доля платежей должна поступать в бюджет территорий по месту реализации. Полагаем, что таким путем можно понудить местные органы власти вести решительную борьбу с теневым оборотом алкогольной продукции.

А самое главное заключается в том, что нужна полная государственная монополия на производство алкогольной продукции. Новая редакция (от 07.01.99) ст.4 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусматривает возможность введения госмонополии, но для этого должен быть принят специальный федеральный закон. Без преувеличения можно сказать, что его ждет вся Россия.


П.И.Ковалев,

руководитель Управления МНС России по Ставропольскому краю,

государственный советник налоговой службы II ранга


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.