Что нам стоит дом построить, показать и разобрать (И.А.Николаева, "Российский налоговый курьер", N 2, февраль 2000 г.)

Что нам стоит дом построить, показать и разобрать


Проезжая по дорогам ближнего Подмосковья или посещая территорию Всероссийского выставочного центра (который для слуха большинства более привычен как ВДНХ), поневоле обращаешь внимание на сооруженные на видных местах коттеджи, срубы домов или бань.

В этих домах не живут, их - демонстрируют.

Если подойти поближе к такому зданию, чаще всего на нем можно увидеть объявление, что-нибудь типа:

"Точно такой же дом ООО "Строим быстро и красиво" возведет на Вашем участке всего за две недели и два миллиона австрийских шиллингов! Дешевле - только даром! За справками обращаться по телефону...", и далее - номер телефона, по которому всякий заинтересовавшийся может позвонить и заказать для себя такой же или другой дом.

Если любителей дачной жизни в этой ситуации начинает мучить вопрос, где им взять необходимые два миллиона шиллингов, чтобы купить такой дом, то бухгалтера строительной организации, соорудившей демонстрационные образцы, больше интересует другое: как эти дома, являющиеся имуществом организации, отразить в бухгалтерском учете.

Попробуем с этим разобраться. Однако для начала ответим на несколько вопросов.

- Кто в этом случае является заказчиком на строительство дома?

- Сама строительная организация, его построившая.

- Какова цель постройки этого дома?

- Демонстрация возможностей организации и качества выполняемых ею работ, а также привлечение как можно большего количества заказчиков.

- Подлежит ли этот дом продаже?

- Покупатель, вероятнее всего, захочет построить себе точно такой же (или какой-то другой) дом, но вряд ли он сам или строительная фирма станут возиться с разборкой и перевозкой уже построенного и установленного сооружения к себе на участок. Исключением может быть продажа данного дома по пониженной цене.

Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к организации и производимой ею продукции (товарам, работам, услугам), называется рекламой (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе").

Таким образом, расходы на строительство дома и размещение его на видном для всех окружающих месте в качестве образца своей работы, а также затраты по его содержанию можно квалифицировать как расходы на рекламу.

Как отразить в бухгалтерском учете затраты по возведению дачного летнего дома в качестве рекламного образца и расходы по его содержанию в период проведения выставки? Рассмотрим это на условном примере.


Пример

Допустим, общество с ограниченной ответственностью "Домострой" приняло решение об участии в общероссийской строительной выставке.

В качестве экспоната оно возвело на выделенной для этого территории выставки одноэтажное деревянное здание. Затраты на его возведение составили 20 500 руб.

Возможны два варианта дальнейших действий:

1. После окончания выставки здание было разобрано, а материалы, образовавшиеся в результате разборки, пригодные к дальнейшему использованию, увезены на склад. Стоимость материалов оценена в 8000 руб., затраты на разборку здания и перевозку материалов составили 5000 руб.

2. Во время проведения выставки заключен договор с покупателем, согласно которому после ее окончания выставочный экземпляр переходит в собственность покупателя, который уплачивает продавцу 24 960 руб., в том числе налог с продаж - 960 руб., НДС - 4000 руб.

При этом разборка здания, перевозка к новому месту и сборка осуществляются силами продавца, а стоимость этих операций включена в цену дома.

Затраты организации по установке дома на участке покупателя составили 12 000 руб.


Начало выставки


В рассматриваемой ситуации строительная организация строит здание не на продажу, а для использования в процессе своей основной деятельности, то есть собственными силами создает имущество для собственного потребления.

В зависимости от срока проведения выставки, то есть срока использования изготовленного собственными силами имущества в качестве рекламного экспоната, его можно отнести либо к основным фондам, либо к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.


Если дому на выставке долго стоять


В соответствии с п.2.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н (далее - ПБУ 6/97), к основным средствам организации относится часть ее имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, и стоимостью свыше 100 минимальных месячных размеров оплаты труда (далее - МРОТ).

Следовательно, если выставка (или рекламная акция) будет продолжаться, допустим, 18 месяцев (с 1 ноября 1999 г. по 31 марта 2001 г.), то изготовленное собственными силами имущество, предназначенное для проведения рекламной кампании (поскольку период ее проведения превышает 12 месяцев), следует отнести к основным фондам организации.

Изготовление собственными силами объекта основных средств в бухгалтерском учете отразится проводками:

Дебет счета 08 Кредит счетов 10, 12, 23, 70, 69 и др. - 20 500 руб.списаны затраты по возведению объекта основных средств;

Дебет счета 08 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 4100 руб. - начислен налог на добавленную стоимость по объекту основных средств, строящемуся собственными силами (20 500 руб. х 20%) (в соответствии с п.11 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" при изготовлении объектов основных средств собственными силами начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет);

Дебет счета 46 Кредит счета 08 - 24 600 руб. - списаны затраты по строящемуся объекту основных средств (20 500 руб. + 4100 руб.);

Дебет счета 01 Кредит счета 46 - 24 600 руб. - принято к учету построенное здание, используемое в качестве выставочного экспоната.

Согласно п.4 ПБУ 6/97 основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ, услуг) посредством начисления амортизации.

Из представленных в ПБУ 6/97 четырех способов начисления износа, по нашему мнению, следует выбрать линейный способ с определением срока полезного использования равным времени проведения выставки.

Исходя из условий примера, срок полезного использования объекта принимается равным 1,5 года, годовая норма амортизации в этом случае равна 16 400 руб. (24 600 руб.:1,5), a ежемесячно на себестоимость выполненных работ будет списываться 1367 руб. (16 400 руб.:12).

Сумма начисляемой за месяц амортизации по рекламному экспонату - основному средству и будет являться расходами на рекламу.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, затраты на рекламу учитываются на балансовом счете 43 "Коммерческие расходы" и ежемесячно относятся на себестоимость реализованных работ.

Строительные организации, если использование счета 43 не предусмотрено утвержденным руководителем рабочим планом счетов, могут учитывать расходы на рекламу на балансовом счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Следовательно, начисление ежемесячного износа по рекламному экспонату в учете организации будет отражаться проводкой:

Дебет счета 43 (26) Кредит счета 02 - 1367 руб.

При исчислении облагаемой базы при расчете налога на прибыль необходимо скорректировать сумму начисляемого износа в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 *(1).


Если выставка недолго будет длиться


Согласно п.3 "б" Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н (далее - ПБУ 5/98), к МБП относится часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев либо имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100 МРОТ (для бюджетных учреждений - 50 МРОТ), установленных законодательством Российской Федерации.

Если выставка будет проходить, допустим, три месяца (с 1 ноября 1999 г. по 31 января 2000 г.), то изготовленное собственными силами имущество, предназначенное для проведения рекламной кампании продолжительностью менее 12 месяцев, следует отнести к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

В соответствии с п.7 ПБУ 5/98 фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством. Учет и формирование затрат на производство МБП осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Поскольку строительство является основным видом деятельности организации и отражается в учете на балансовом счете 20 "Основное производство", то сооружение здания как выставочного экспоната в бухгалтерском учете отразится проводками:

Дебет счета 20 Кредит счетов 10, 12, 23, 70, 69 и др. - 20 500 руб. - списаны затраты по возведению здания на территории выставки;

Дебет счета 12 Кредит счета 20 - 20 500 руб. - имущество со сроком полезного использования 3 месяца принято к учету (МБП).

Пунктом 23 ПБУ 5/98 предусмотрено начисление износа находящихся в эксплуатации МБП одним из трех способов:

- линейным - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

- процентным способом - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию *(2).

Так же, как и в ситуации, когда здание оформлено как основное средство, на наш взгляд, оптимально выбрать линейный способ начисления износа при сроке полезного использования, равном времени проведения выставки, то есть трем месяцам.

Ежемесячная норма начисления амортизации в этом случае будет равна 6833 руб. (20 500 руб.:3).

Расходами на рекламу за месяц будет сумма начисленного износа по рекламному экспонату - МБП.

Ежемесячное начисление износа по рекламному экспонату в бухгалтерском учете отразится проводкой:

Дебет счета 43 (26) Кредит счета 13 - 6833 руб.


Окончание выставки


После окончания выставки потребность в рекламном экспонате пропадает.

Просто бросить его не получится, так как аренда выставочных площадей стоит дорого, да и за несанкционированно занятую площадь все равно рано или поздно придется платить.

В условии примера мы рассмотрели два варианта:

1) рекламный экспонат ликвидируется;

2) рекламный экспонат продается (по более низкой цене).


Если выставочный экспонат был основным средством


1. Ликвидация экспоната после окончания выставки, длившейся полтора года (объекта основных средств), в учете строительной организации отразится проводками:

Дебет счета 47 Кредит счета 01 - 24 600 руб. - стоимость ликвидируемого объекта основных фондов списана с учета;

Дебет счета 02 Кредит счета 47 - 24 600 руб. - сумма начисленного износа по ликвидируемому объекту списана с учета;

Дебет счета 10 Кредит счета 47 - 8000 руб. - материалы, появившиеся в результате ликвидации здания, оприходованы на склад;

Дебет счета 47 Кредит счета 80 - 8000 руб. - определен финансовый результат от ликвидации объекта основных средств.

Затраты на ликвидацию здания (зарплата рабочих, занятых на демонтаже, стоимость транспорта, используемого для перевозки материалов, и другие), поскольку они связаны с окончанием рекламной кампании, по нашему мнению, также целесообразно отнести на расходы по рекламе и отразить проводкой:

Дебет счета 43 (26) Кредит счетов 60, 70, 69 и др. - 5000 руб.

2. Продажа выставочного экспоната согласно заключенному на выставке договору отразится следующими проводками:

Дебет счета 62 (76) Кредит счета 47 - 24 960 руб. - отражена задолженность покупателя по оплате проданного ему здания;

Дебет счета 50 Кредит счета 62 (76) - 24 960 руб. - деньги от покупателя поступили в кассу предприятия;

Дебет счета 47 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу с продаж") - 960 руб. - начислен налог с продаж (поскольку реализация имущества организации производится за наличный расчет);

Дебет счета 47 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 4000 руб. - начислен НДС от продажи имущества организации;

Дебет счета 47 Кредит счета 01 - 24 600 руб. - списана стоимость реализованного основного средства;

Дебет счета 02 Кредит счета 47 - 24 600 руб. - списан износ, начисленный по реализованному основному средству;

Дебет счета 47 Кредит счетов 60, 70, 69 и др. - 12 000 руб. - списаны затраты организации, связанные с реализацией основного средства;

Дебет счета 47 Кредит счета 80 - 8000 руб. - определен финансовый результат от реализации основного средства.


Если выставочный экспонат был отнесен к МБП


1. Ликвидация выставочного экспоната после окончания выставки, длившейся три месяца, который учитывается как МБП, отразится проводками:

Дебет счета 48 Кредит счета 12 - 20 500 руб. - ликвидируемый МБП списан с учета;

Дебет счета 13 Кредит счета 48 - 20 500 руб. - начисленный износ по ликвидируемому МБП списан с учета;

Дебет счета 10 Кредит счета 48 - 8000 руб. - материалы, оставшиеся после разборки рекламного экспоната, оприходованы на склад;

Дебет счета 48 Кредит счета 80 - 8000 руб. - выявлен финансовый результат от ликвидации имущества.

Как и при ликвидации объекта основных средств, затраты на демонтаж, перевозку материалов и другие расходы целесообразно отразить как расходы на рекламу проводкой:

Дебет счета 43 (26) Кредит счетов 60, 70, 69 и др. - 5000 руб.

2. Продажа выставочного экспоната согласно заключенному на выставке договору отразится следующими проводками:

Дебет счета 62 (76) Кредит счета 48 - 24 960 руб. - отражена задолженность покупателя по оплате проданного ему здания;

Дебет счета 50 Кредит счета 62 (76) - деньги от покупателя поступили в кассу организации;

Дебет счета 48 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу с продаж") - 960 руб. - начислен налог с продаж (поскольку реализация имущества организации производится за наличный расчет);

Дебет счета 48 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 4000 руб. - начислен НДС от продажи имущества организации;

Дебет счета 48 Кредит счета 12 - 20 500 руб. - списан с учета реализованный МБП;

Дебет счета 13 Кредит счета 48 - 20 500 руб. - списан с учета начисленный износ по реализованному МБП;

Дебет счета 48 Кредит счетов 60, 70, 69 и др. - 12 000 руб. - списаны затраты организации, связанные с реализацией имущества;

Дебет счета 48 Кредит счета 80 - 8000 руб. - определен финансовый результат от реализации МБП.


И.А.Николаева,

эксперт "РНК"


------------------------------------------------------------------------

*(1) Подробнее о порядке начисления амортизации основных средств в соответствии с требованиями ПБУ 6/97 и ее отражении для целей бухгалтерского учета и налогообложения читайте в статье автора в газете "Советы налогоплательщику" N 5, 1999, с.6 - 15.

*(2) Подробнее о порядке начисления износа по МБП читайте в статье автора в газете "Советы налогоплательщику" N 6, 1999, с.9 - 12.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение