Новый порядок назначения выездных налоговых проверок (И.С.Сафонова, "Российский налоговый курьер", N 2, февраль 2000 г.)

Новый порядок
назначения выездных налоговых проверок


В прошлом году "РНК" неоднократно обращался к теме выездных налоговых проверок (NN 8, 10). Сегодня мы подробнее остановимся на процедуре их назначения.

Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) несколько изменил требования к процедуре назначения выездных налоговых проверок. В связи с этим Министерством Российской Федерации по налогам и сборам разработан новый Порядок назначения выездных налоговых проверок (утвержден приказом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318; зарегистрирован в Минюсте России 15.11.99 N 1978). Ранее действующий Порядок назначения выездных налоговых проверок, утвержденный приказом МНС России от 31.03.99 N ГБ-3-16/67 (зарегистрирован в Минюсте России 28.04.99 N 1776), утратил силу.

Рассмотрим отдельные положения вышеуказанного Порядка назначения выездных налоговых проверок.

При принятии решения о назначении выездной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен учитывать ограничения, установленные статьями 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Так, абзац первый ст.87 НК РФ определяет количество лет, предшествующих году проведения проверки, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, в связи с чем выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Вместе с тем в течение одного календарного года могут быть проведены две и более выездные проверки в случаях, когда проверки назначаются:

- за разные периоды по одним и тем же налогам;

- за один и тот же период, но по разным видам налогов.

В то же время запрет на назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, не распространяется на случаи, когда выездная налоговая проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Названные проверки могут назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Необходимо обратить внимание и на изменение, касающееся Порядка назначения выездных налоговых проверок. Ранее решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки принималось в виде постановления. С вступлением в силу Закона N 154-ФЗ назначение выездных налоговых проверок производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. И только решения руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления, которое в обязательном порядке должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основаниями для назначения указанной проверки.

Большое значение имеет также заполнение в решении о назначении выездной налоговой проверки реквизита, по каким вопросам назначается проверка. Если в решении указано: "проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах", то проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов и сборов, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на проверяемого налогоплательщика, если: - "проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления (указывается наименование налогов (сборов)", то проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления отдельных видов налогов (сборов).

Согласно ст.89 НК РФ налоговые органы получили право проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации в решении о назначении проверки помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет *(1).


И.С.Сафонова,

советник налоговой службы I ранга


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Понятие "код причины постановки на учет" определено в приложении N 1 к приказу Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.