О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением (Г. Титова, "Финансовая газета", N 11, март 2000 г.)

О применении контрольно-кассовых машин
при расчетах с населением


Не в первый раз Закон Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" стал предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации. Как известно, в этом Законе установлено, что указанные расчеты при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Контроль за выполнением установленного порядка возложен на налоговые органы (но не на органы налоговой полиции), которым также предоставлено право налагать штрафные санкции, установленные ст. 7 названного Закона.

Впервые Конституционный суд Российской Федерации обратился к рассмотрению Закона в 1998 г., когда по искам ряда заявителей рассматривался вопрос о правомерности применения отдельных положений Закона (в частности, абзаца шестого ст. 6 и абзаца второго части первой ст. 7) при условии действия аналогичной ответственности за неприменение ККМ, установленной Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Речь идет о ст. 146.5, введенной в Кодекс Законом Российской Федерации от 1.07.93 г. N 5304-1, т.е. уже после принятия Закона N 5215-1.

По результатам этого рассмотрения было принято постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-П, которое признало:

соответствующим Конституции Российской Федерации положение Закона N 5215-1, согласно которому налоговые органы обязаны налагать штрафы на предприятия (юридические лица), а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона. При этом установлено, что взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия;

не соответствующим Конституции Российской Федерации положение Закона N 5215-1, согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ). В постановлении было установлено, что впредь до урегулирования Федеральным Собранием Российской Федерации данного вопроса штраф за указанное правонарушение должен налагаться в размере, предусмотренном ст. 1465 КоАП РСФСР, т.е. от 50 до 100 МРОТ.

1 апреля 1999 г. было вынесено определение Конституционного суда Российской Федерации N 29-0, но уже в части положений абзацев третьего и пятого части первой ст. 7 Закона N 5215-1, в соответствии с которыми устанавливалась ответственность за использование неисправной ККМ (штраф в 200-кратном МРОТ), а также за невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскурант на оказываемые услуги) - штраф в 100-кратном МРОТ.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный суд Российской Федерации решил следующее:

положения Закона N 5215-1, устанавливающие штрафные санкции в 200-кратном и 100-кратном МРОТ, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами;

с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации N 14-П штрафные санкции за совершение правонарушений, предусмотренных абзацами третьим и пятым части первой ст. 7 Закона N 5215-1, налагаются на основе содержащейся в данной статье пропорциональной зависимости от размера штрафа за ведение денежных расчетов без применения ККМ .

Поскольку в настоящее время штраф за ведение денежных расчетов без применения ККМ налагается в размере, предусмотренном ст. 1465 КоАП РСФСР, т.е. в размере от 50 до 100 МРОТ, суммы штрафов, налагаемых на основании абзацев третьего и пятого части первой ст. 7 Закона N 5215-1, должны составлять соответственно от 28,6 до 57,1 МРОТ за использование неисправной ККМ и от 14,3 до 28,6 МРОТ - за невывешивание ценника (прейскуранта).


Г. Титова,

Минфин России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.