Взаимозачет, или Денег нет, а налоги платить надо... Пьеса в трех действиях, трех актах, с прологом (Н.И.Сухаревская, "Российский налоговый курьер", N 1, январь 2000 г.)

Взаимозачет, или Денег нет, а налоги платить надо...


Пьеса в трех действиях, трех актах, с прологом


Действующие лица


ЗАО "Мастерок" - производитель ремонтно-строительных работ

ООО "Сладкоежка" - изготовитель сгущенного молока

Магазины - предприятия, осуществляющие розничную торговлю

Главный герой - главный бухгалтер ЗАО "Мастерок"


Автор - Н.И.Сухаревская эксперт "РНК"


Физические лица - работник зарплаты товарами, изготовленными ООО "Сладкоежка"


Время и место действия: г.Москва, май - октябрь 1999 г.


Пролог


Организация выполнила ремонтно-строительные работы. Вместо оплаты у заказчика по договору купли-продажи были приобретены товары, и впоследствии составлен акт зачета взаимных требований. Полученный товар постепенно реализуется: оптом - магазинам розничной торговли, а нашим работникам - в счет погашения задолженности по заработной плате. В соответствии с принятой учетной политикой выручка от реализации определяется "по оплате". Когда следует платить налоги с оборотов по реализации услуг и с оборотов по реализации товаров?

Подпись: ЗАО "Витязь", г.Москва


Автор

(Обращается к залу.)

Такие вопросы бухгалтеры задают достаточно часто. Действительно, бывает, что за выполненные работы вместо денег (как правило, не от хорошей жизни) получен товар, который зачастую удается продать далеко не сразу. Соответственно нет денег и на уплату налогов с оборотов по реализации работ. Однако отсутствие денег, как и незнание законов, от ответственности не освобождает...

При учетной политике "по оплате" обязанность по уплате в бюджет налогов с оборотов по реализации возникает после погашения задолженности покупателем. В ситуации, описанной в вопросе читателя, такая обязанность по реализованной строительной продукции наступает после погашения задолженности путем взаимозачета, а по товарам - после их реализации и оплаты покупателями либо после погашения соответствующей суммы задолженности перед работниками по заработной плате.

Итак, в рассматриваемом случае мы имеем три вида оборотов по реализации продукции (работ, услуг):

- реализация строительных работ, выполненных собственными силами *(1);

- реализация товаров, приобретенных строительной организацией, юридическим лицам;

- реализация товаров, приобретенных строительной организацией, физическим лицам.

Порядок отражения в учете и налогообложения реализации продукции (работ, услуг) в каждом случае будет различным. Предлагаем зрителям рассмотреть возможные варианты на конкретных примерах.


(Конец пролога)


Действие первое


Реализация строительных работ, выполненных собственными
силами, приобретение товаров и зачет взаимных требований


Акт I


Реализация строительных работ,
выполненных собственными силами


ЗАО "Мастерок".

В мае 1999 г. мы выполнили ремонтно-строительные работы для ООО "Сладкоежка" на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.).


ООО "Сладкоежка".

Не имея возможности расплатиться деньгами, в июне мы поставим ЗАО "Мастерок" сгущенное молоко.


Автор.

Согласно сюжету между сторонами заключены два самостоятельных (не взаимосвязанных между собой) договора: договор строительного подряда и договор купли-продажи. Соответственно и отражение операций по каждому из них на счетах бухгалтерского учета, и расчет налогов осуществляются отдельно, по правилам, установленным действующим законодательством для договоров такого рода.

(На сцену выходит исполнитель главной роли - главный бухгалтер ЗАО "Мастерок".)


Автор (бухгалтеру).

Как нужно отразить в учете реализацию строительных работ?


Главный бухгалтер (уверенно).

На счетах бухгалтерского учета реализация строительных работ, выполненных собственными силами, отражается в общеустановленном порядке:


Май 1999 г.


Дебет счета 20 Кредит счета 10 (13, 68, 69, 70 и др.) - 7000 руб. - сформирована себестоимость строительных работ;

Дебет счета 62 Кредит счета 46 - 12 000 руб. - отражена договорная стоимость реализованных строительных работ (на основании акта о выполненных работах);

Дебет счета 46 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") - 2000 руб. - начислен НДС с суммы оборотов по реализации строительных работ (в соответствии с принятой учетной политикой "по оплате" задолженность по уплате данного налога в бюджет возникнет только после получения от заказчика оплаты за выполненные работы. Поэтому в налоговой декларации по НДС за май данные обороты не отражаются);

Дебет счета 26 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог") - 250 руб. - отнесена на себестоимость (на общехозяйственные расходы) сумма налога на пользователей автодорог, начисленного с оборотов по реализации строительных работ (поскольку в ЗАО "Мастерок" принята учетная политика "по оплате", то задолженность по уплате данного налога в бюджет возникнет только после получения от заказчика оплаты за выполненные работы. Следовательно, в налоговой декларации по налогу на пользователей автодорог за май данные обороты не отражаются);

Дебет счета 20 Кредит счета 26 - 250 руб. - сформирована полная себестоимость строительных работ;

Дебет счета 46 Кредит счета 20 - 7250 руб. - списана себестоимость реализованных строительных работ;

Дебет счета 46 Кредит счета 80 - 2750 руб. - отражен финансовый результат от реализации строительных работ (12 000 руб. - 2000 руб. - 7250 руб.).


Автор (бухгалтеру).

А что вы можете сказать о налогообложении прибыли, полученной от выполненных работ?


Главный бухгалтер

(не менее уверенно).

При этом согласно принятой учетной политике до момента оплаты заказчиком выполненных работ прибыль, полученная от реализации строительных работ, не учитывается для целей налогообложения. Соответствующая корректировка прибыли для целей налогообложения должна быть произведена в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (далее - Справка к расчету налогооблагаемой прибыли), составленной по итогам 1-го полугодия 1999 г., как показано в документе 1.

(Обращается к залу.) Я принесла с собой 15 документов по налоговой отчетности и буду демонстрировать их вам в течение всей пьесы. (Показывает документ 1.)


Документ 1


Справка *
о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли"
за 1-е полугодие 1999 г.

                        ------------------------

(фрагмент)

/-----------------------------------------------------------------------\
| N |                      Показатели                      |   Сумма    |
|п/п|                                                      |  (руб.)**  |
|---+------------------------------------------------------+-------------
|1  |Прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета       |  2750***   |
|---+------------------------------------------------------+------------\
|2  |Изменение  величины прибыли (убытка) по  предприятиям,|            |
|   |определяющим выручку по моменту оплаты:               |            |
|2.1|от реализации продукции (работ, услуг)  в  результате:|            |
|   |а)  изменения выручки от реализации продукции  (работ,|            |
|   |услуг) (+, -)                                         |-10 000     |
|   |б)   изменения  величины  себестоимости  реализованной|            |
|   |продукции  (работ,  услуг), включая  управленческие  и|            |
|   |коммерческие расходы (+, -)                           |+7250       |
|   |                                                      |            |
|   |Итого  по строке 2.1 (сумма данных по строкам  "а"-"б"|            |
|   |(+, -)                                                |-2750       |
|   |                                                      |            |
|   |Всего   по   строке   2   (сумма   данных  по  строкам|            |
|   |2.1-2.2-2.3) (+, -)                                   |-2750       |
|---+------------------------------------------------------+------------|
|6  |Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 Расчета налога|            |
|   |от  фактической прибыли (стр.1 +, - стр.2 + стр.3 +   |            |
|   |стр.4 - стр.5)                                        |   -        |
\-----------------------------------------------------------------------/
|   *  Здесь  и  далее  в  документах мы не приводим строки,  в  которых|
|в рассматриваемом  случае нет  значимых показателей,  то есть  ставятся|
|прочерки (здесь и далее прим. автора).                                 |
|   **  В   типовой форме  справки предусмотрено  указание всех  сумм  в|
|тысячах рублей,  однако для  большей наглядности  здесь и  далее в этой|
|форме мы приводим все данные в рублях.                                 |
|  ***  Чтобы упростить ситуацию для нашего главного бухгалтера,   здесь|
|и далее при заполнении форм документов предположим, что других операций|
|в рассматриваемом отчетном периоде не было.                            |
\-----------------------------------------------------------------------/


Акт II
Приобретение товаров


ООО "Сладкоежка".

В июне мы поставили ЗАО "Мастерок" 1500 банок молока сгущенного с сахаром на сумму 12 000 руб., в том числе НДС - 2000 руб. (Уходит со сцены и больше в действии не участвует.)


Автор (зрителям).

Поскольку приобретенные товары предназначаются для реализации, то, независимо от того, что такая операция может носить разовый характер, учитывать их все равно следует на счете 41 "Товары". Обращаем внимание зрителей, что использование счета 10 "Материалы" в данной ситуации недопустимо, поскольку полученная продукция не может быть использована в процессе производства и изначально предназначается для реализации *(2).

(Обращается к бухгалтеру.) Пользуясь несомненным правом автора вмешаться ход пьесы, хотелось бы обратить ваше внимание на следующие обстоятельства. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета приобретенных товаров зависит от того, кто будет их покупателем и как этот покупатель намерен распорядиться ими в дальнейшем:

- если товар реализуется юридическому лицу или частному предпринимателю для использования в предпринимательской деятельности (для последующей перепродажи либо для использования в процессе производства или управления им), то продавец осуществляет оптовую торговлю (п.4.1.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5);

- если товар продается физическому лицу или некоммерческой организации *(3) для использования на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью, то есть для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательством, то продавец осуществляет розничную торговлю (п.1 ст.492 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).

Необходимость ведения раздельного учета обусловлена различным порядком исчисления НДС при оптовых и розничных продажах:

- на предприятиях оптовой торговли облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен, без включения в них НДС (п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; далее - Закон N 1992-1);

- на предприятиях розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая НДС (п.3 ст.4 Закона N 1992-1).

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (далее - Инструкция по применению Плана счетов), предусмотрено ведение учета товара для разных видов деятельности на отдельных субсчетах *(4):

- 41-1 субсчет "Товары на складе" предназначен для оптовой торговли. Здесь учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в овощехранилищах, холодильниках и т.п.;

- 41-2 субсчет "Товары в розничной торговле" предназначен для розничной торговли. На этом счете учитывается наличие и движение товаров, находящихся на предприятиях розничной торговли: в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п. *(5)

Итак, если изначально имеется в виду реализовать полученные товары в магазины, то фактически предполагается осуществление оптовой торговли. Следовательно, полученные товары должны быть отражены на счете 41 без учета НДС. Сумма НДС, уплаченного (подлежащего уплате) поставщику по таким товарам, подлежит отражению по дебету счета 19 с последующим списанием в общеустановленном порядке в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по НДС"). Если же сразу предполагалось часть товаров реализовать физическим лицам (в том числе собственным работникам), то такие товары должны быть оприходованы и отражены в бухгалтерском учете по правилам, установленным для организаций, осуществляющих розничную торговлю.

В этом случае возникнет необходимость ведения раздельного учета оптового и розничного товарооборота *(6). Поэтому для упрощения ситуации примем, что в момент приобретения все товары предполагалось реализовать оптом.


Главный бухгалтер.

Таким образом, в этой ситуации на основании накладной и счета-фактуры нужно сделать в учете следующие записи:


Июнь 1999 г.


Дебет счета 41 Кредит счета 60 - 10 000 руб. - получено от ООО "Сладкоежка" сгущенное молоко;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 2000 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику товаров.

Поскольку оплата товаров поставщику (зачет взаимных требований) пока не произведена, то у ЗАО "Мастерок" нет оснований списывать сумму НДС по приобретенным товарам на расчеты с бюджетом. В декларации по НДС за июнь 1999 г. эта сумма будет отражена так, как показано в документе 2 (демонстрирует документ).


Документ 2


Расчет (налоговая декларация) по налогу
на добавленную стоимость
за июнь 1998 г.

                        ------------------------

(месяц, квартал)
(фрагмент)


(тыс.руб)

N
п/п
Показатели Оборот Ставка
НДС в
проц.
Сумма
НДС
1 Сумма НДС по приобретенным
(оприходованным) ценностям, отражаемая
по дебету счета 19 "НДС по приобретенным
ценностям" (соответствующих субсчетов) -
всего




10




20




2

Акт III
Зачет встречных требований


ЗАО "Мастерок".

В июле 1999 г. ООО "Сладкоежка" направило нам письмо с предложением зачесть встречные денежные требования на сумму 12 000 руб., в том числе НДС - 2000 руб.


Автор.

Итак, действующие лица нашей пьесы решили произвести зачет своих встречных требований *(7). На основании полученного от ООО "Сладкоежка" письма главный бухгалтер ЗАО "Мастерок" обязан отразить погашение взаимной задолженности на сумму 12 000 руб. и учесть для целей налогообложения данную сумму и как оплату выполненных строительных работ, и как оплату товаров поставщику, несмотря на то что фактически денежные средства не перечислялись.


Главный бухгалтер.

На счетах бухгалтерского учета будут сделаны следующие записи:


Июль 1999 г.


Дебет счета 60 Кредит счета 62 - 12 000 руб. - отражен зачет встречных требований;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - 12 000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, уплаченного поставщику;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 68 - 2000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, начисленного с оборотов по реализации строительных работ;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог") Кредит счета 67 - 250 руб. - отнесена на расчеты с дорожным фондом сумма налога на пользователей автодорог, начисленного с оборотов по реализации строительных работ;

Дебет счета 80 Кредит счета 68 - 150 руб. - начислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с оборотов по реализации строительных работ [(12 000 руб. - 2000 руб.) х 1,5%].

В налоговой отчетности за июль и 9 месяцев 1999 г. данные суммы будут отражены, как показано в документах 3 - 6. (Показывает залу документы.)


Документ 3


Расчет (налоговая декларация) по налогу
на добавленную стоимость
за июль 1999 г.

                        ------------------------

(месяц, квартал)


(фрагмент)

(тыс.руб)

N
п/п
Показатели Оборот Ставка
НДС в
проц.
Сумма
НДС
Сумма НДС по оприходованным оплаченным
ценностям, подлежащая списанию с кредита
счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в
дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет
"Расчеты по НДС" - итого (п.1 + п.2 + п.3 +
п.4):
из них:
1) по приобретенным материальным ресурсам,
МБП, выполненным работам, оказанным услугам
производственного характера





10



х





20



х





2



2
3 Стоимость реализуемых товаров (работ, ус-
луг), облагаемых НДС, включая материальные
ценности, отпущенные на непроизводственные
нужды, которые оплачиваются за счет соответ-
ствующих источников финансирования (кроме
межхозяйственных и других сельскохозяйствен-
ных предприятий и организаций), а также ма-
териальные ценности, реализуемые на сторону,
- всего
в том числе:
реализация строительных работ








х

10








х

20








2

2
8 Сумма доплаты по настоящему расчету (стр.6.1
- стр.7)

х

х

-
9 Подлежит зачету (возмещению) (стр.7 -
стр.6.1) или (стр.7 + стр.6.2)

х

х

-

Документ 4



Декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        ------------------------

(отчетный период)


Наименование показателя Налого-
вая
база,
руб.
Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
1 2 3 4
1. Выручка от реализации продукции (работ,
услуг), рассчитываемая с учетом положений
инструкции


10 000


2,5


250
2. Сумма разницы между продажной и покупной
ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо-сбытовой и
торговой деятельности, рассчитываемая с
учетом положений инструкции




-




-




-
3. Подлежит уплате за последний квартал (за-
полняют уплачивающие налог помесячно) все-
го, в том числе:


10 000


2,5


250
3.1.1. 1-й месяц квартала 10 000 2,5 250
3.1.2. 2-й месяц квартала      
3.1.3. 3-й месяц квартала      

Документ 5

Расчет
по налогу на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        ------------------------

(фрагмент)


(тыс.руб)

N
п/п
Показатели По дан-
ным пла-
тельщика
По дан-
ным на-
логового
органа
А Б 1 2
1 Выручка (валовой доход) от реализации продук-
ции, работ, услуг (без налога на добавленную
стоимость, налога на реализацию горюче-смазоч-
ных материалов и акцизов)



10
 
2 Ставка налога (%) 1,5  
3 Сумма налога, исчисленная по установленной
ставке (стр.1 х стр.2:100)

0,15
 
5 Сумма налога за вычетом расходов, исключаемых в
соответствии с положениями настоящей
Инструкции, подлежащая взносу в бюджет (стр.3
- стр.4б)



0,15
 
6 Начислено за предыдущий период -  
7 К доплате (+) +0,15  
8 К уменьшению (-) -  

Документ 6


Справка
о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли"
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        -------------------------

(фрагмент)


N
п/п
Показатели Сумма
(руб.)
1 Прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета 2600
6 Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 Расчета налога от
фактической прибыли (стр.1 +, - стр.2 + стр.3 + стр.4 -
стр.5)

2600

(Конец первого действия)


Действие второе
Реализация товаров магазинам


ЗАО "Мастерок".

В сентябре 1999 г. мы реализовали магазинам 1000 банок молока сгущенного с сахаром на сумму 15 000 руб., в том числе НДС - 2500 руб.


Магазины.

Покупателями, то есть нами, товар был оплачен в октябре 1999 г. (Покидают сцену и далее в пьесе не появляются.)


Автор (зрителям).

Одно из действующих лиц (ООО "Сладкоежка") покинуло сцену, оставив ЗАО "Мастерок" со своим товаром (сгущенным молоком). Перед ЗАО в этой ситуации стоит задача продать товары магазинам, а перед главным бухгалтером - правильно отразить эти операции в бухгалтерском и налоговом учете.


Главный бухгалтер.

На счетах бухгалтерского учета у ЗАО "Мастерок" будут сделаны следующие записи:


Сентябрь 1999 г.


Дебет счета 44 Кредит счета 10 (13, 68, 69, 70 и др.) - 500 руб. - сформированы издержки обращения (затраты на хранение и реализацию товаров);

Дебет счета 62 Кредит счета 46 - 15 000 руб. - отражена договорная стоимость реализованных товаров;

Дебет счета 46 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") - 2500 руб. - начислен НДС с суммы оборотов по реализации товаров (в соответствии с принятой учетной политикой "по оплате" задолженность по уплате данного налога в бюджет возникнет только после получения от заказчика оплаты за выполненные работы. Поэтому в налоговой декларации по НДС за сентябрь данные обороты не отражаются);

Дебет счета 46 Кредит счета 41 - 6666,67 руб. - списана учетная стоимость реализованных товаров (10 000 руб.: 1500 банок х 1000 банок);

Дебет счета 44 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог") - 145,83 руб. - отнесена на себестоимость (на издержки обращения) сумма налога на пользователей автодорог с оборотов по реализации товаров [(15 000 руб. - - 2500 руб. - 6666,67 руб.) х 2,5%] (в организации принята учетная политика "по оплате", поэтому задолженность по уплате данного налога в бюджет возникнет только после получения от заказчика оплаты за выполненные работы. Соответственно в налоговой декларации по налогу на пользователей автодорог за сентябрь данные обороты не отражаются);

Дебет счета 46 Кредит счета 44 - 645,83 руб. - списаны издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам *(8) (500 руб. + 145,83 руб.);

Дебет счета 46 Кредит счета 80 - 5187,5 руб. - отражен финансовый результат от реализации товаров (15 000 руб. - 2500 руб. - 6666,67 руб. - 645,83 руб.).

При этом в соответствии с принятой учетной политикой прибыль, полученная от реализации товаров, до момента оплаты покупателем реализованных товаров не учитывается для целей налогообложения. Соответствующая корректировка прибыли для целей налогообложения *(9) должна быть произведена в Справке к расчету налогооблагаемой прибыли, составленной по итогам 9 месяцев 1999 г., которая представлена в документе 7. (Показывает документ)


Документ 7


Справка
о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли"
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        -------------------------

(фрагмент)


N
п/п
Показатели Сумма
(руб.)
1 Прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета 5187,5
2


2.1
Изменение величины прибыли (убытка) по предприятиям,
определяющим выручку по моменту оплаты:

от реализации продукции (работ, услуг) в результате:
а) изменения выручки от реализации продукции (работ, ус-
луг) (+, -)
б) изменения величины себестоимости реализованной
продукции (работ, услуг), включая управленческие и
коммерческие расходы (+, -)

Итого по строке 2.1 (сумма данных по строкам "а"-"б" (+,-)

Всего по строке 2 (сумма данных по строкам 2.1 - 2.2 -
2.3) (+, -)





-12 500


+7312,5

-5187,5


-5187,5
6 Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 Расчета налога от
фактической прибыли (стр.1 +,- стр.2 + стр.3 + стр.4 -
стр.5)


-

Октябрь 1999 г.


Дебет счета 51 Кредит счета 62 - 15 000 руб. - получена выручка от реализации товаров;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 68 - 2500 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, начисленного с оборотов по реализации товаров;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог") Кредит счета 67 - 145,83 руб. - отнесена на расчеты с дорожным фондом сумма налога на пользователей автодорог, начисленного с оборотов по реализации товаров;

Дебет счета 80 Кредит счета 68 - 87,5 руб. - начислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с оборотов по реализации строительных работ [(15 000 руб. - 2500 руб. - 6666,67 руб.) х 1,5%].

В налоговой отчетности за октябрь и 1999 г. в целом данные суммы будут отражены таким образом, как показано в документах 8 - 11. (Демонстрирует документы.)


Документ 8


Расчет (налоговая декларация) по налогу
на добавленною стоимость
за октябрь 1999 г.

                       --------------------------

(месяц, квартал)


(фрагмент)


(тыс.руб)

N
п/п
Показатели Оборот Ставка
НДС в
проц.
Сумма
НДС
3 Стоимость реализуемых товаров (работ,
услуг), облагаемых НДС, включая материальные
ценности, отпущенные на непроизводственные
нужды, которые оплачиваются за счет
соответствующих источников финансирования
(кроме межхозяйственных и других
сельскохозяйственных предприятий и
организаций), а также материальные ценности,
реализуемые на сторону - всего
в том числе:
выручка от реализации товаров оптом








х

12,5








х

20










2,5
6 Сумма НДС за отчетный период, подлежащая:
1) уплате в бюджет (стр.3 + стр.4) -
(стр.1а + стр.2 + стр.5)
2) зачету или возмещению из бюджета
(стр.1а + стр.2 + стр.5) - (стр.3 + стр.4)


х

х


х

х


2,5

-
8 Сумма доплаты по настоящему расчету (стр.6.1
- стр.7)

х

х

2,5

Документ 9


Декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог
за 1999 год(а)

                        --------------------------

(отчетный период)


Наименование показателя Нало-
говая
база,
руб.
Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
1. Выручка от реализации продукции (работ,
услуг), рассчитываемая с учетом положений
инструкции


-


-


-
2. Сумма разницы между продажной и покупной
ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо-сбытовой и
торговой деятельности, рассчитываемая с
учетом положений инструкции




5833




2,5




146
3. Подлежит уплате за последний квартал
(заполняют уплачивающие налог помесячно)
всего, в том числе:


5833


2,5


146
3.1.1. 1-й месяц квартала 5833 2,5 156
3.1.2. 2-й месяц квартала      
3.1.3. 3-й месяц квартала      

Документ 10


Расчет
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
за год 1999 г.

                        -------------------------

(фрагмент)

(руб.) *

N
п/п
Показатели По данным
платель-
щика
По данным
налогово-
го органа
А Б 1 2
1 Выручка (валовой доход) от реализации
продукции, работ, услуг (без налога на
добавленную стоимость, налога на реализацию
горюче-смазочных материалов и акцизов)



5833
 
2 Ставка налога (%) 1,5  
3 Сумма налога, исчисленная по установленной
ставке (стр.1 х стр.2:100)

88
 
5 Сумма налога за вычетом расходов, исключаемых
в соответствии с положениями настоящей
Инструкции, подлежащая взносу в бюджет (стр.3
- стр.4б)



88
 
6 Начислено за предыдущий период -  
7 К доплате (+) 88  
8 К уменьшению (-) -  

* В типовой форме расчета предусмотрено указание всех сумм в тысячах рублей, однако для большей наглядности здесь и далее в этой форме мы приводим все данные в рублях.



Документ 11


Справка
о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли"
за 9 месяцев 1999 г.

                       --------------------------

(фрагмент)


N
п/п
Показатели Сумма
(руб.)
1 Прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета 5100
6 Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 Расчета налога
от фактической прибыли (стр.1 +, - стр.2 + стр.3 + стр.4
- стр.5)


5100

(Конец второго действия)


Действие третье
Реализация товаров работникам


ЗАО "Мастерок".

В сентябре 1999 г. мы реализовали своим работникам 500 банок молока сгущенного с сахаром на сумму 7200 руб., в том числе НДС - 1200 руб. В счет оплаты товаров была зачтена задолженность предприятия перед работниками по заработной плате.

(На сцене появляются работники ЗАО "Мастерок".)


Работники ЗАО "Мастерок". Мы пришли, чтобы получить свою заработную плату. Ситуация сложилась так, что вместо наличности нам придется взять сгущенное молоко. Это в общем-то не самый худший вариант погашения задолженности по зарплате. (Смеются.)


Автор.

Товары в данном случае реализуются физическим лицам, а значит, у организации появляется розничный товарооборот (поскольку товары переданы физическим лицам для конечного потребления, что соответствует определению розничного товарооборота, данному в ст.492 ГК РФ). Поэтому все налоги с оборотов по реализации товаров своим работникам следует заплатить по правилам, установленным для организаций розничной торговли.

(Обращается к залу.) При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п.5 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" при реализации физическим лицам товаров по льготным ценам для целей налогообложения подоходным налогом принимаются свободные рыночные (розничные) цены на товары (включая работы и услуги), сложившиеся на товарном рынке в данной местности на день реализации их физическим лицам. Таким образом, если организация реализует своим работникам товары по ценам ниже рыночных, то с работников следует удержать подоходный налог с полученного ими дохода в виде разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации.

(Обращается к главному бухгалтеру.) Кроме того, при реализации товаров физическим лицам следует проверить правильность учета НДС по этим товарам. По сюжету нашей пьесы ранее предполагалось все приобретенные товары продать оптом, поэтому сумма НДС, уплаченная по ним поставщику, была отнесена на расчеты с бюджетом. Поскольку отнесение таких сумм на расчеты с бюджетом при осуществлении розничной торговли не предусмотрено, то при возникновении факта розничной продажи главному бухгалтеру необходимо сделать корректировочные записи в бухгалтерских регистрах и списать соответствующую сумму НДС на счет 41.

(Обращается к залу.) Напоминаем, что товары, предназначенные для реализации в розницу, учитываются на счете 41 с учетом НДС.


Главный бухгалтер.

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета у ЗАО "Мастерок" должны быть сделаны следующие записи *(10).


Сентябрь 1999 г.


Дебет счета 41 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС") - 666,67 руб. - восстановлен НДС, уплаченный поставщику реализованных товаров, который ранее был отнесен на расчеты с бюджетом, поскольку товары предполагалось продавать оптом (2000 руб.:1500 банок х 500 банок);

Дебет счета 44 Кредит счета 10 (13, 68, 69, 70 и др.) - 240 руб. - сформированы издержки обращения (затраты на хранение и реализацию товаров);

Дебет счета 70 Кредит счета 46 - 7200 руб. - отражена продажная стоимость реализованных товаров;

Дебет счета 46 Кредит счета 41 - 4000 руб. - списана учетная стоимость реализованных товаров (10 000 руб.:1500 банок х 500 банок + 666,67 руб.) или (12 000 руб.:1500 банок х 500 банок);

Дебет счета 46 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 533,44 руб. - начислен НДС с разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров [(7200 руб. - 4000 руб.) х 16,67%];

Дебет счета 44 Кредит счета 67 - 66,67 руб. - отнесена на себестоимость (на издержки обращения) сумма налога на пользователей автодорог с разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров [(7200 руб. - 4000 руб. - 533,33 руб.) х 2,5%];

Дебет счета 46 Кредит счета 44 - 306,67 руб. - списаны издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам *(11) (240 руб. + 66,67 руб.);

Дебет счета 46 Кредит счета 80 - 2360 руб. - отражен финансовый результат от реализации товаров (7200 руб. - 4000 руб. - 533,33 руб. - 306,67 руб.);

Дебет счета 80 Кредит счета 68 - 40 руб. - начислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров [(7200 руб. - 4000 руб. - 533,33 руб.) х 1,5%].

В налоговой отчетности за сентябрь и 9 месяцев 1999 г. суммы будут отражены, как показано ниже в документах 12 - 15. (Показывает документы.)


Документ 12


Расчет (налоговая декларация) по налогу
на добавленную стоимость
за сентябрь 1999 г.

                        ------------------------

(месяц, квартал)


(фрагмент)


(руб.)

N
п/п
Показатели Оборот Ставка
НДС в
проц.
Сумма
НДС
1 Сумма НДС по приобретенным
(оприходованным) ценностям, отражаемая по
дебету счета 19 "НДС по приобретенным
ценностям" (соответствующих субсчетов) -
всего
   



-667
Сумма НДС по оприходованным оплаченным
ценностям, подлежащая списанию с кредита
счета 19 "НДС по приобретенным ценностям"
в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом"
субсчет "Расчеты по НДС" - итого (п.1 +
п.2 + п.3 + п.4)
из них:
1) по приобретенным материальным ресурсам,
МБП, выполненным работам, оказанным
услугам производственного характера









х









х





-667



-667
3 Стоимость реализуемых товаров (работ,
услуг), облагаемых НДС, включая
материальные ценности, отпущенные на
непроизводственные нужды, которые
оплачиваются за счет соответствующих
источников финансирования (кроме
межхозяйственных и других
сельскохозяйственных предприятий и
организаций), а также материальные
ценности, реализуемые на сторону - всего
в том числе:
доход от розничной торговли









х

3200









х

16,67









533

533
6 Сумма НДС за отчетный период, подлежащая:
1) уплате в бюджет (стр.3 + стр.4) -
(стр.1а + стр.2 + стр.5)
2) зачету или возмещению из бюджета
(стр.1а + стр.2 + стр.5) - (стр.3 + стр.4)


х

х


х

х


1200*

-
8 Сумма доплаты по настоящему расчету
(стр.6.1 - стр.7)

х

х

1200
9 Подлежит зачету (возмещению) (стр.7 -
стр.6.1) или (стр.7 + стр.6.2)

х

х

-
|   * 533 руб. - (- 667 руб.) = 1200 руб.                               |
\-----------------------------------------------------------------------/

Документ 13


Декларация
по налогу на пользователей автомобильных дорог
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        -------------------------

(отчетный период)


Наименование показателя Налого-
вая база,
руб.
Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
1. Выручка от реализации продукции (работ,
услуг), рассчитываемая с учетом положений
инструкции


-


-


-
2. Сумма разницы между продажной и покупной
ценами товаров, реализованных в результа-
те заготовительной, снабженческо-сбытовой
и торговой деятельности, рассчитываемая с
учетом положений инструкции




2667




2,5




67
3. Подлежит уплате за последний квартал
(заполняют уплачивающие налог помесячно)
всего, в том числе:


2667


2,5


67
3.1.1. 1-й месяц квартала - - -
3.1.2. 2-й месяц квартала - - -
3.1.3. 3-й месяц квартала 2667 2,5 67


Документ 14


Расчет
по налога на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
за 9 месяцев 1999 год(а)

                        -------------------------

(фрагмент)


(руб.)

N
п/п
Показатели По данным
платель-
щика
По данным
налогового
органа
А Б 1 2
1 Выручка (валовой доход) от реализации
продукции, работ, услуг (без налога на
добавленную стоимость, налога на реализа-
цию горюче-смазочных материалов и акцизов)



2667
 
2 Ставка налога (%) 1,5  
3 Сумма налога, исчисленная по установленной
ставке (стр.1 х стр.2:100)

40
 
5 Сумма налога за вычетом расходов,
исключаемых в соответствии с положениями
настоящей Инструкции, подлежащая взносу в
бюджет (стр.3 - стр.4б)



40
 
6 Начислено за предыдущий период -  
7 К доплате (+) +40  
8 К уменьшению (-) -  

Документ 15


Справка
о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли"
за 9 месяцев 1999 г.

                        -------------------------

(фрагмент)


N
п/п
Показатели Сумма
(руб.)
1 Прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета 2320
6 Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 Расчета налога
от фактической прибыли (стр.1 +,- стр.2 + стр.3 + стр.4
- стр.5)


2320

(Главный бухгалтер собирает принесенные с собой документы, раскланивается и уходит.)


Автор.

Итак, наша пьеса окончена: все записи в бухгалтерском учете сделаны и все документы по налогообложению заполнены. Наш исполнитель - главный бухгалтер ЗАО "Мастерок" - справился со своей сложной ролью. Может быть, и не стоит ему аплодировать, но вот запомнить его действия и учитывать их в своей дальнейшей работе, по нашему мнению, - стоит. Кстати, в случае необходимости вы всегда сможете вызвать его на бис. Для этого нужно просто раскрыть этот номер журнала и еще раз прочитать нашу пьесу. (Кланяется и уходит со сцены.)


Занавес


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В данном случае мы не рассматриваем ни порядок отражения в бухгалтерском учете, ни налогообложение оборотов по реализации строительных работ, выполненных с привлечением субподрядных организаций. Заинтересованные читатели могут найти подробный разбор таких ситуаций в статьях С.А.Верещагина "Взаимоотношения генподрядчика с субподрядчиками" в газете "Советы налогоплательщику" N 21, 1999 и И.А.Николаевой "Ведение организациями, выполняющими строительно-монтажные работы, расчетов с субподрядчиками" в "РНК" N 9, 1999.

*(2) Подробнее об этом см. в статье С.А.Верещагина "Реализация имущества: когда и какой счет следует применять" в "РНК" N 5, 1999.

*(3) Некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п.1 ст.50 ГК РФ), то есть не осуществляют предпринимательской деятельности. Определить, является ли покупатель некоммерческой организацией, можно из его названия, поскольку наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п.1 ст.54 ГК РФ). Такими организациями могут быть общественные и религиозные организации (объединения), различные фонды и ассоциации и т.п. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь если это служит достижению целей, ради которых они созданы (п.3 ст.50 ГК РФ). Следовательно, для того чтобы правильно определить вид осуществляемой деятельности, осуществляемой организацией-покупателем, рекомендуется уточнить у покупателя (в письменном виде), для каких целей приобретается товар и будет ли он использоваться в предпринимательской деятельности.

*(4) Если предприятие осуществляет только один вид деятельности - оптовую или розничную торговлю, то использование субсчетов не обязательно, достаточно учитывать товары на счете 41 "Товары".

*(5) На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) на предприятиях розничной торговли.

*(6) Подробно этот вопрос рассмотрен в газете "Советы налогоплательщику" NN 22 - 24, 1999, а также в книге Г.Ю.Касьяновой и М.А.Пархачевой "Раздельный учет: бухгалтерский и налоговый", М., "Статус-Кво 97", 2000, из серии "Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя" (об условиях приобретения см. на с.3 обложки).

*(7) Подробно порядок зачета встречных требований рассмотрен в книге Г.Ю.Касьяновой, Е.А.Котко и Е.Б.Топольской "Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете", М., "Статус-Кво 97", 2000, из серии "Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя" (об условиях приобретения см. на с.3 обложки), в газете "Советы налогоплательщику" N 6, 1999, в статье автора "Отчет - 1999. От месяца - к кварталу, от квартала - к году" в "РНК" N 4, 1999 г.

*(8) В соответствии с установленным порядком издержки обращения (за исключением процентов за кредит и транспортных расходов), произведенные в течение месяца, в полном размере списываются на счет 46 Подробнее об этом читайте в книге М.А.Пархачевой "Торговая деятельность: бухгалтерский и налоговый учет", а также в статьях М.А.Пархачевой "Как исправить ошибку при формировании издержек обращения на предприятиях торговли" в газете "Советы налогоплательщику" N 19 - 20, 1999 и "Учет транспортно-заготовительных расходов в торговых организациях" в "РНК" N 5, 1999.

*(9) Более подробно порядок корректировки прибыли для целей налогообложения рассмотрен в книге М.А.Пархачевой "Торговая деятельность бухгалтерский и налоговый учет", в статье И.А.Николаевой "О порядке применения индекса-дефлятора при реализации основных средств" в "РНК" N 7, 1999, а также в газете "Советы налогоплательщику" NN 7, 13 - 24, 1999.

*(10) В данной ситуации мы не учитываем налог с продаж, который также должен взиматься в случае реализации продукции своим работникам, если такой налог введен в регионе. Подробно порядок расчета налога с продаж рассмотрен в книге Г.Ю.Касьяновой и М.А.Пархачевой "Все о налоге с продаж", М., "Статус-Кво 97", 1999, из серии "Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя" (об условиях приобретения см. на с.3 обложки).

*(11) Напоминаем, что в соответствии с комментариями к разделу IV "Готовая продукция, товары и реализация" Инструкции по применению Плана счетов издержки обращения (за исключением процентов за кредит и транспортных расходов), произведенные в течение месяца, в полном размере списываются на счет 46. Подробнее об этом читайте в книге М.А.Пархачевой "Торговая деятельность: бухгалтерский и налоговый учет", а также в статьях М.А.Пархачевой "Как исправить ошибку при формировании издержек обращения на предприятиях торговли" в газете "Советы налогоплательщику" N 19 - 20, 1999 и "Учет транспортно-заготовительных расходов в торговых организациях" в "РНК" N 5, 1999.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение