Контроль за расходами физических лиц (Р.А. Ковнер, "Аудиторские ведомости", N 3, март 2000 г.)

Контроль за расходами физических лиц


В 2000 г. начинается проведение налоговыми органами налогового контроля за расходами физических лиц. Хотя в нашей стране не все механизмы обращения денежной массы отлажены, а также несовершенна налоговая система, законодателем все-таки сделана попытка контроля за расходами физических лиц. Такие попытки законодателем совершались и ранее, но срок введения в действие законодательного акта переносился.

Так и не вступил в силу Федеральный закон от 20.07.98 г. N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Сначала Федеральным законом от 9.02.99 г. N 27-ФЗ срок вступления в силу Закона N 116-ФЗ перенесен на 24 января 2000 г., а с вступлением в силу Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" он признан утратившим силу.

Этими же изменениями и дополнениями часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена ст. 86.1, 86.2 и 86.3, которые предусматривают проведение налогового контроля за расходами физического лица. Исходя из норм ст. 86.1, 86.2 и 86.3 МНС России предоставлено право разработки и утверждения форм извещения о совершенных сделках и специальной декларации, а также утверждения перечня документов, прилагаемых к извещению о совершенных сделках.

МНС России по согласованию с Минфином России издан приказ от 2.12.99 г. N АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица", который был зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 1999 г., регистрационный номер 2017. Данным приказом утверждены формы: извещения об имуществе, приобретенном физическим лицом; требования о представлении специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества; специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. На оборотной стороне извещения об имуществе, приобретенном физическим лицом, дан перечень копий документов, представляемых в налоговые органы вместе с извещением.

Для более полного понимания целей и методов проведения налоговыми органами налогового контроля за расходами физического лица МНС России издан приказ от 22.12.99 г. N АП-3-08/408 "Об утверждении Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица". В Положении более четко отражены нормы части первой НК РФ, предусматривающие проведение налогового контроля за расходами физического лица. Данный приказ является ненормативным и соответственно не подлежит регистрации в Минюсте России. В конце декабря 1999 г. приказ был доведен практически до всех налоговых органов, а также размещен на страницах Интернета, так что каждое физическое лицо сможет ознакомиться с ним.

Остановимся на вопросах, которые наиболее часто возникают у физических лиц.

Что понимается под налоговым контролем за расходами физического лица?

Установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.

Как будет определяться налоговый резидент при проведении налогового контроля за расходами физического лица?

Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом. В соответствии со ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федеральных законов от 9.07.99 г. N 154-ФЗ и от 2.01.00 г. N 13-ФЗ) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Под территорией Российской Федерации понимается территориальное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 1.04.93 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации". Для определения срока нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует руководствоваться ст. 61 части первой НК РФ, в которой установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, период нахождения на территории Российской Федерации определяется со следующего дня после приезда на территорию Российской Федерации по день отъезда включительно.

Какие объекты входят в понятие "недвижимого имущества, за исключением многолетних насаждений", расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы?

В соответствии с п. 2 ст. 86.1 части первой НК РФ (в ред. Законов N 154-ФЗ и N 13-ФЗ) к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относится, в частности, недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений. Для определения недвижимого имущества необходимо обратиться к ст. 130 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где к недвижимому имуществу (недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания, сооружения, а также квартиры и доли в этих квартирах, комнаты, гаражи и т.д. К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законами Российской Федерации к недвижимости может быть отнесено и иное имущество.

Относятся ли леса к многолетним насаждениям с целью проведения налогового контроля за расходами физического лица?

Из норм ст. 130 части первой ГК РФ вытекает, что леса и многолетние насаждения, относясь с недвижимому имуществу, не являются однородными категориями. При этом необходимо отметить, что НК РФ не относит расходы физического лица по приобретению такого вида недвижимого имущества, как многолетние насаждения, к объектам, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы. В законодательстве Российской Федерации нет четкого легального определения "многолетних насаждений". Представляется целесообразным в контексте ст. 86.1-86.3 части первой НК РФ (в ред. Законов N 154-ФЗ и N 13-ФЗ) определить "многолетние насаждения" как рукотворные, созданные трудом человека природные комплексы, используемые, как правило, для экономической и иной деятельности юридических и физических лиц, т.е. к ним можно отнести посадки деревьев и кустарников.

Расходы на приобретение каких видов судов внутреннего плавания будут контролироваться налоговыми органами?

В соответствии со ст. 130 ГК РФ суда внутреннего плавания относятся к объектам недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.85 г. N 65 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.95 г. N 63) государственной регистрации в органах Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации подлежат принадлежащие физическим лицам суда и другие водные транспортные средства валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью не менее 100 кг, байдарок - не менее 150 кг и надувных судов - не менее 225 кг. К таковым маломерным судам относятся катера, моторные лодки, парусно-моторные судна, парусные судна, гидроциклы (водные мотоциклы), плавдача, плашкоут, баржа, гребное судно и др.

Какие транспортные средства понимаются под "механическими транспортными средствами, не относящимися к недвижимому имуществу"?

В соответствии с совместным приказом МВД России от 30.06.97 г. N 399, ГТК России от 30.06.97 г. N 388 и Госстандарта России от 30.06.97 г. N 195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1445" к таковым относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 2 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч, а также прицепы и полуприцепы различной грузоподъемности (данные взяты из сравнительной таблицы). Это такие средства, как легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительная техника, мотоциклы, мопеды (подлежащие государственной регистрации), иная самоходная техника и др.

Что понимается под термином "культурные ценности" в ст. 86.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации?

Перечень культурных ценностей содержится в двух законодательных актах Российской Федерации: в ст. 4 Федерального закона от 15.04.98 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и в ст. 7 Закона Российской Федерации от 15.04.93 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Культурными ценностями в соответствии со ст. 4 Закона N 64-ФЗ признаются имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства. Также к культурным ценностям в соответствии со ст. 7 Закона N 4804-1 относятся исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, выполненные на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия, палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры. Данный перечень является исчерпывающим, т.е. никакое иное имущество не может быть отнесено к культурным ценностям.

Какие органы и уполномоченные лица сообщают в налоговые органы сведения о сделках с имуществом?

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" учреждения юстиции осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Эти учреждения сообщают в налоговые органы информацию о совершенных сделках с недвижимым имуществом. По отдельным видам недвижимого имущества (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) органами, осуществляющими государственную регистрацию, являются органы Минтранса России (государственные речные судоходные инспекции, государственные морские торговые порты), ФАС России, государственные инспекции по маломерным судам при Госкомэкологии России и др. По механическим транспортным средствам - государственные инспекции по безопасности дорожного движения МВД России. По ценным бумагам (перечень которых определен в ст. 86.1 части первой НК РФ) - профессиональные участники рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". По культурным ценностям - нотариусы. По золоту в слитках - уполномоченные банки и кредитные организации на совершение сделок купли-продажи мерных золотых слитков с физическими лицами.

Как будет передаваться информация о сделках с имуществом в налоговые органы?

В соответствии с п. 6 ст. 86.2 части первой НК РФ форма извещения, которым организации и уполномоченные лица, регистрирующие сделки с золотом в слитках, сообщают налоговым органам по месту своего нахождения о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются МНС России. Форма такого извещения утверждена приказом N АП-3-08/379. На обратной стороне бланка извещения отражен перечень представляемых копий документов. На магнитном носителе передача такой информации в налоговые органы частью первой НК РФ не предусмотрена.

Достаточно ли после покупки квартиры показать в налоговой инспекции кредитный договор между родственниками, который не был заверен нотариусом?

В соответствии со ст. 808 части второй ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Нотариальная форма, как видно из приведенной нормы ГК РФ, не требуется. Налоговые органы, выявив при проведении налогового контроля за расходами физического лица несоответствие между произведенными расходами и доходами физического лица за предыдущий налоговый период, в соответствии со ст. 86.3 НК РФ обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить гражданину требование о представлении специальной декларации об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Гражданин, получивший такое требование, обязан в течение 60 дней представить в налоговый орган по месту своего постоянного проживания специальную декларацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. В специальной декларации отражаются все средства независимо от периода их получения. Таким образом, подтверждением законности происхождения истраченных гражданином средств является договор займа между родственниками.

Подпадают ли расходы по строительству дачи под налоговый контроль в 2000 г.?

В соответствии со ст. 86.1-86.3 части первой НК РФ налоговому контролю за расходами физического лица подлежат совершенные сделки купли-продажи недвижимого имущества. Расходы по строительству не подпадают под налоговый контроль за расходами физического лица, так как не содержатся в ст. 86.1-86.3 части первой НК РФ.

В начале этого года я вышла замуж. Наши родители и родственники подарили иномарку. Кто и какие документы должен теперь представлять в налоговый орган?

В соответствии с главой 32 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения имущества, кроме имущества, подлежащего государственной регистрации, заключаемый между физическими лицами, если он не содержит какого либо условия, может быть заключен в простой письменной форме. Таким образом, какого-либо документального подтверждения в данном случае не потребуется, тем более что в соответствии с п.п. "х" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" доходы, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не подлежат налогообложению подоходным налогом. В специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, одаряемый указывает всех дарителей.

Как следует отчитываться за операции с государственными краткосрочными облигациями?

При совершении операций с государственными краткосрочными облигациями в соответствии с нормами гражданского законодательства о ценных бумагах требуется соблюдение требований, предусмотренных ст. 146 ГК РФ. Выполнение данных требований и является подтверждением законности и факта совершения сделки, что, несомненно, будет учитываться налоговыми органами при проведении налогового контроля за расходами физического лица.

Несколько лет гражданин работал матросом на траулере. Судно было зафрахтовано иностранным государством у российской фирмы. На заработанные деньги куплена квартира. Несколько месяцев тому назад российская фирма "лопнула". Где брать справки для налоговой инспекции, чтобы доказать получение денег?

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" в обязанности организаций, предприятий, учреждений и иных работодателей входит исчисление, удержание и своевременное и в полном объеме перечисление в бюджет подоходного налога с сумм доходов, выплачиваемых физическим лицам, а также сообщение в налоговый орган не реже одного раза в квартал о выплаченных доходах физическому лицу. Сообщение в налоговый орган о всех доходах, выплачиваемых физическим лицам, начало производиться с 1998 г. Таким образом, в налоговых органах имеется информация о полученных доходах физическими лицами с 1998 г. Физическому лицу необходимо в специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, отразить как можно больше известных реквизитов организации, в которой он работал, и налоговый орган сам проверит факт получения дохода и удержания с него подоходного налога. В случаях получения гражданином Российской Федерации доходов из источников из-за границы он обязан представить в налоговый орган декларацию о доходах в соответствии с нормами Закона N 1998-1.

Имеет ли физическое лицо право отказаться от предоставления справки в налоговую инспекцию о происхождении денег на крупную покупку, если они были накоплены задолго до 1 января 2000 г.?

В соответствии с п. 3 ст. 86.3 части первой НК РФ лицо, представляющее специальную декларацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, вправе приложить к ней копии документов (заверенные в установленном законом порядке), подтверждающих в ней сведения, в том числе доходы. Исходя из названной нормы НК РФ это право, а не обязанность физического лица.

Почему при совершении дорогостоящих покупок необходимо доказывать правомерность получения физическим лицом своих доходов? На каких физических лиц распространяются новые требования, предусматривающие декларирование крупных приобретений?

Исходя из смысла статей 86.1-86.3 НК РФ, предусматривающих проведение налоговыми органами налогового контроля за расходами физического лица, обязанность доказательства неуплаты сумм подоходного налога с полученного физическим лицом дохода возложена на налоговый орган. Хотелось бы отметить, что тем, кто получил (приобрел) свои доходы нечестным путем и не уплатил соответствующий подоходный налог, придется отвечать перед законом по всей строгости. Справедливость проведения налогового контроля за расходами всех физических лиц заключается в том, что будут применены равные требования по уплате налогов в бюджет.

Обязательно ли представление в налоговый орган специальной декларации физическим лицом лично?

Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества может быть представлена в налоговый орган представителем лица, представляющего специальную декларацию с обязательным оформлением прав по передаче в налоговый орган специальной декларации по доверенности. Специальная декларация может быть направлена в налоговую инспекцию также по почте.

Где будут выдаваться бланки специальной декларации?

Гражданам не стоит самостоятельно беспокоиться о получении бланков специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, так как приказом МНС России N АП-3-08/379 в требовании налогового органа к физическому лицу о представлении специальной декларации предусмотрено, что бланк специальной декларации направляется (высылается) физическому лицу вместе с требованием о представлении специальной декларации.

С какого дня будет исчисляться срок представления специальной декларации?

В соответствии с п. 2 ст. 86.3 части первой НК РФ физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. В соответствии со ст. 61 части первой НК РФ течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким событием является получение физическим лицом требования налогового органа. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Если гражданин приобрел дорогостоящую мебель, оргтехнику, золотое украшение, бытовую технику и т.д., будут ли его вызывать в налоговый орган для представления специальной декларации?

В соответствии со ст. 86.1 части первой НК РФ определен перечень имущества, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы.

Данный перечень предусматривает следующие объекты:

недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

культурные ценности;

золото в слитках.

Как видно, в данный перечень не входят ни мебель, ни оргтехника, ни золотые украшения, ни бытовая техника. Таким образом, представления специальной декларации в налоговый орган не требуется.

В каком порядке физическое лицо может быть привлечено к ответственности за непредставление или несвоевременное представление специальной декларации?

В соответствии с нормами части первой НК РФ при выявлении налогового правонарушения налоговым инспектором должен быть составлен акт о выявленном правонарушении. По акту руководителем или заместителем налогового органа выносится решение (постановление) о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Обязательно ли представлять в налоговый орган с извещением о совершенных сделках с имуществом копии документов?

В соответствии с п. 6 ст. 86.2 части первой НК РФ форма извещения, которым организации или уполномоченные лица сообщают налоговым органам о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются МНС России. Как видно из приведенной нормы НК РФ, для МНС России является обязательным утверждение перечня документов, прилагаемых к извещению о совершенных сделках с имуществом. МНС России утвердило данный перечень в приложении N 1 к приказу N АП-3-08/379. Таким образом, представление копий документов в соответствии с утвержденным МНС России перечнем является обязательным для организаций и уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица.

Какими нормативно-правовыми актами помимо статей 86.1-86.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации регулируется проведение налогового контроля за расходами физического лица?

Проведение налогового контроля за расходами физического лица является одной из функций МНС России. В связи с этим издано два приказа МНС России - N АП-3-08/379 и N АП-3-08/408.

Следует ли привлекать к административной ответственности должностных лиц организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом, а также регистрацию прав на это имущество, несвоевременно представивших сведения о таких сделках в нарушение статьи 86.2 Налогового кодекса Российской Федерации?

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 (в ред. от 8.07.99 г. N 151-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих перечисленные в пп. 3 - 6 ст. 7 Закона N 943-1 требования налоговых органов и их должностных лиц, - в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда. Учитывая, что приведенные выше нормы Закона не содержат административной ответственности за несвоевременное представление сведения о совершенных сделках с имуществом, административная ответственность по данному составу правонарушения не предусмотрена.

Влечет ли административную ответственность несвоевременное представление в налоговый орган физическим лицом специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества?

Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, не является налоговой декларацией, так как не содержит основного признака - исчисленной суммы налога. В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона N 943-1 налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Под декларацией о доходах в данной норме Закона понимается налоговая декларация физического лица. Таким образом, административная ответственность физического лица за непредставление специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, в законодательстве отсутствует.

Каков порядок применения административной ответственности к физическим лицам, у которых выявлены дополнительные доходы, не обложенные подоходным налогом, вследствие налогового контроля за расходами физического лица?

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона N 943-1 налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, административная ответственность может быть применена к физическим лицам при проведении налогового контроля за расходами физического лица только в случае выявления доходов, подлежащих налогообложению подоходным налогом с обязательной подачей декларации о доходах (налоговой декларации) физического лица.

Какая применяется налоговая ответственность за непредставление организацией или уполномоченным лицом информации о сделках с имуществом, расходы на приобретение которого подлежат налоговому контролю?

В соответствии с п. 7 ст. 86.2 части первой НК РФ непредставление организацией или уполномоченным лицом информации о сделках с имуществом признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 части первой НК РФ. Однако данная статья содержит нормы, относящиеся к налогоплательщикам (налоговым агентам). Организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля за расходами физического лица, не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами). В связи с невозможностью применения налоговой ответственности к организациям или уполномоченным лицам, связанным с проведением налогового контроля за расходами физического лица, применяются нормы, предусмотренные ст. 1291 части первой НК РФ.

Какая применяется налоговая ответственность к физическим лицам за несвоевременное представление в налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества?

В связи с тем что специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, не является налоговой декларацией, ответственность, предусмотренная ст. 119 части первой НК РФ, не может применяться. В данном случае применяется ст. 1291 части первой НК РФ.

Является ли налоговым правонарушением непредставление в налоговый орган информации о совершенных сделках в соответствии со ст. 86.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если представлены данные во исполнение ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации?

Да, непредставление в налоговый орган извещения о совершенных сделках в целях проведения налогового контроля за расходами физического лица является налоговым правонарушением, хотя и выполнены предписания ст. 85 НК РФ. Дело в том, что цели представления таковой информации различны, поэтому и формы содержат различные составляющие, хотя эти составляющие иногда и совпадают.

Должен ли гражданин, получив в наследство жилой дом, представить в налоговую инспекцию специальную декларацию?

В соответствии с п. 1 ст. 86.1 НК РФ налоговому контролю подлежат расходы физического лица, приобретающего в собственность имущество. Как видно из ст. 86.2 НК РФ, под приобретением понимаются сделки купли-продажи. Наследование не подлежит налоговому контролю и, следовательно, при этом не надо представлять в налоговый орган специальную декларацию.

Будет ли производиться налоговый контроль за расходами физического лица, если квартира приобретена в долевую или совместную собственность?

В соответствии с п. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Пункт 2 ст. 86.1 НК РФ, определяющий перечень имущества, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, не делает исключения для имущества, приобретенного в долевую или совместную собственность.

Если гражданин заключил договор на покупку квартиры в конце декабря 1999 г. и сразу внес деньги, а зарегистрировал его в Бюро технической инвентаризации в январе 2000 г., подпадает ли он под налоговый контроль за расходами физического лица?

В указанном случае расходы физического лица на приобретение квартиры не подлежат налоговому контролю за расходами физического лица в связи с тем, что налоговый контроль проводится в отношении расходов на имущество, приобретенное в 2000 г., так как ст. 86.1-86.3 части первой НК РФ введены в действие с 1 января 2000 г.

Подлежит ли налоговому контролю приобретение квартиры в том случае, если гражданин в 1998 и 1999 гг. внес деньги по договору долевого участия на строительство квартиры, а регистрация квартиры состоялась в начале 2000 г.?

В соответствии со ст. 86.1-86.3 части первой НК РФ налоговому контролю за расходами физического лица подлежат расходы граждан, приобретающих в собственность недвижимое имущество путем оформления сделки купли-продажи квартиры, дома, дачи и т.д. В данном случае был заключен договор долевого участия на строительство квартиры. Расходы, понесенные физическим лицом по сделке долевого участия на строительство квартиры, не являются основанием для проведения налогового контроля за расходами физического лица.

Если гражданином приобретены в антикварном магазине старинные часы, которые являются культурной ценностью, будет ли информация о сделанной покупке сообщена в налоговый орган и придется ли потом отчитываться о том, где гражданин взял деньги на приобретение данной вещи?

В соответствии с п. 3 ст. 86.1 части первой НК РФ налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц. Перечень организаций и уполномоченных лиц, а также их обязанностей определен ст. 86.2 части первой НК РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 86.2 части первой НК РФ нотариус обязан не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли-продажи культурных ценностей направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о сделке. Как видно из приведенной нормы, круг организаций и уполномоченных лиц, представляющих в налоговые органы сведения о совершенных сделках с имуществом, ограничен одними нотариусами. Таким образом, антикварные магазины не должны представлять в налоговые органы сведения о совершенных сделках купли-продажи с культурными ценностями. Следовательно, гражданину, приобретшему указанную вещь, не потребуется представлять в налоговый орган специальную декларацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.

Какая дата (30 апреля или 3 мая 2000 г.) является последней при определении срока представления декларации о доходах, полученных физическими лицами в 1999 г.?

В соответствии со ст. 18 Закона N 1998-1 декларация о фактически полученных доходах и произведенных расходах представляется физическими лицами в налоговый орган по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Статьей 61 части первой НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Учитывая, что 30 апреля 2000 г. - воскресенье и нерабочий день, а также нерабочими днями являются 1 и 2 мая 2000 г., последним днем представления в налоговые органы физическими лицами деклараций о доходах и произведенных расходах считается 3 мая 2000 г.

Верно ли, что физическое лицо может несколько раз воспользоваться вычетом из совокупного дохода, предусмотренным пунктом 14 инструкции Госналогслужбы России N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", последовательно приобретая жилой дом, квартиру, дачу, садовый домик, лишь бы соблюдался 3-годичный интервал между приобретениями?

В соответствии с п.п. "в" п. 6 ст. 3 Закона N 1998-1 совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за три года подряд, начиная с того года, в котором приобретены жилой дом, или квартира, или дача, или садовый домик либо начато строительство, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период. Предоставление такого вычета физическим лицам повторно не допускается. Исходя из данной нормы Закона можно сделать вывод, что вычетом являются суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации. В данном контексте Закона союзы "либо" и "или" используются в качестве заменяющих, а не перечисляющих объекты льготирования. Таким образом, представление вычета повторно независимо от приобретенного из вышеперечисленных объектов не допускается.

Какой год является годом приобретения квартиры для предоставления льготы по п.п. "в" п. 6 ст. 3 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" в случае, если договор купли-продажи квартиры оформлен у нотариуса 30 декабря 1999 г., а регистрация сделки в регистрационной палате состоялась в январе 2000 г.?

В соответствии с Законом N 1998-1 датой приобретения квартиры является дата передачи денежных средств покупателем продавцу недвижимого имущества. В случае отражения в договоре купли-продажи квартиры, удостоверенном нотариусом, факта оплаты для предоставления льготы принимается дата заключения договора. Если в договоре купли-продажи квартиры факт оплаты не отражен, принимаются даты платежных документов.


Р.А. Ковнер,

советник налоговой службы II ранга


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.