Требования налоговых инспекций об уплате налога (М. Михайлов, "Финансовая газета", N 9, март 2000 г.)

Требования налоговых инспекций об уплате налога


В августе 1999 г. вступил в силу Федеральный закон N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". В связи с этим хочется обратить внимание налогоплательщиков на то, что новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дает налоговым органам больше возможностей в части взыскания задолженности предприятий перед бюджетом по сравнению с первоначальным текстом.

Это требует от налогоплательщиков значительно большей осторожности и более пристального внимания при осуществлении расчетов с бюджетом по уплате налогов, начисленных в представленных в налоговый орган расчетах. Например, согласно старой редакции ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки принималось после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое позже указанного срока, считалось недействительным и исполнению не подлежало. В этом случае НК РФ устанавливал, что налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Учитывая медлительность существующей системы судопроизводства, взыскание суммы задолженности становилось делом долгим и многотрудным с достаточно неясной перспективой.

В соответствии с новой редакцией этой статьи решение о взыскании может приниматься в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Кроме того, в соответствии со ст. 70 НК РФ в новой редакции требование об уплате налога может быть направлено не позднее трех месяцев после наступления последнего срока уплаты налога, тогда как в прошлой редакции требование могло быть направлено не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Таким образом, если раньше налоговая инспекция при работе с недоимками была связана довольно жесткими сроками, то теперь эти сроки значительно увеличены и дают возможности для более активной работы по взысканию задолженностей перед бюджетом. В этой ситуации предприятиям следует обратить особое внимание на своевременность получения корреспонденции, приходящей из налоговой инспекции.

Однако часто возникает ситуация, когда предприятие зарегистрировано по одному адресу, а фактически находится по другому адресу. Если же в лицевой карточке предприятия по каким-либо причинам возникает недоимка, то решение о взыскании недоимок принимается налоговой инспекцией после того, как главному бухгалтеру или руководителю предприятия вручено требование об уплате налога и по истечении указанного в требовании срока для добровольного погашения задолженности перед бюджетом.

Этот срок дается для того, чтобы бухгалтер предприятия мог выяснить причину возникновения задолженности и, если она действительно имеет место, принять решение, касающееся ее погашения. В этой ситуации для налогоплательщика крайне важно вовремя получить требование об уплате налога, чтобы иметь достаточно времени для выяснения всех обстоятельств. По существующей практике налоговый инспектор в связи с большим объемом работы не имеет возможности звонить по телефону бухгалтеру предприятия и приглашать его в налоговую инспекцию для получения требования об уплате налога. Обычно такие требования высылаются заказным письмом.

Согласно ст. 69 НК РФ и в старой, и в новой редакции требование об уплате налога направляется по месту учета данного предприятия, т.е. только по юридическому адресу предприятия, как это предусматривает форма требования, утвержденная МНС России. Причем налоговые инспекции на местах не могут изменить утвержденную форму требования, поскольку п. 5 ст. 69 предусмотрено направление требования именно по форме, утвержденной МНС России. В противном случае согласно букве закона это может поставить под сомнение правомерность всей процедуры взыскания задолженности с предприятий.

Рассмотрим ситуацию 1, когда фактический и юридический адреса предприятия не совпадают и бухгалтер предприятия несвоевременно получил требование об уплате. Как уже было сказано, в требовании указывается срок, в течение которого предприятие может добровольно погасить задолженность. В течение этого срока налоговая инспекция не имеет права применять к предприятию никаких репрессивных мер. Поэтому при несвоевременном получении данного требования у бухгалтера не остается времени для того, чтобы проанализировать ситуацию, изучив бухгалтерские документы, а также сверить свои данные с данными налоговой инспекции. При этом следует учитывать, что налоговая инспекция принимает налогоплательщиков, как правило, только по установленным приемным дням, а не ежедневно.

Сверку платежей обычно производит инспектор отдела учета и отчетности на основании данных, которые он получает из отделов налогообложения юридических лиц, а также на основании платежных поручений, представляемых бухгалтером. А поскольку многим предприятиям для получения, например, лицензии или банковского кредита требуется справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом, то на прием в отдел учета и отчетности приходит довольно много посетителей. Поэтому в связи с большой загруженностью инспектор отдела учета и отчетности может не успеть в один день решить все вопросы, связанные со сверкой платежей предприятия, у которого образовалась задолженность, и, скорее всего, бухгалтеру данного предприятия придется несколько раз прийти в налоговую инспекцию, поскольку получение требования не является основанием для внеочередного приема.

Таким образом, время, данное на погашение задолженности и сверки платежей, будет упущено, и бухгалтеру придется в срочном порядке это выяснять, что может вызвать денежные убытки предприятия.

Теперь рассмотрим ситуацию 2, когда фактический и юридический адреса предприятия не совпадают, но в отличие от ситуации 1 бухгалтер вообще не получил требования, направленного налоговой инспекцией. Такие ситуации возникают чаще других и могут принести существенные финансовые потери предприятию. В этом случае требование об уплате налога, отправленное налоговой инспекцией заказным письмом, возвращается обратно с отметкой почтового отделения о том, что по данному адресу указанное предприятие не числится. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Возврат требования об уплате налога дает право руководителю налоговой инспекции вынести решение о взыскании полной суммы задолженности данного предприятия с его расчетного счета, поскольку согласно тексту ст. 69 НК РФ требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма независимо от того, произошел ли в действительности факт получения этого письма. Данное положение НК РФ направлено прежде всего против недобросовестных плательщиков, уклоняющихся от получения требования, но по складывающейся практике работы налоговой инспекции под это положение можно подвести практически любое предприятие, чей фактический адрес не совпадает с юридическим.

Копия решения о взыскании задолженности, которое может быть принято налоговой инспекцией по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога, даже в том случае, когда в налоговую инспекцию возвратилось неврученным заказное письмо с этим требованием, также отправляется по юридическому адресу предприятия и, конечно же, возвращается обратно в инспекцию с отметкой почтового отделения об отсутствии данного предприятия по указанному адресу. В результате налоговой инспекцией могут быть выставлены инкассовые поручения на расчетный счет предприятия, которые банк в соответствии со ст. 46 НК РФ обязан исполнить не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения этого поручения.

Таким образом, с расчетного счета предприятия могут быть списаны в безусловном порядке значительные суммы, поскольку по существующему законодательству одновременно с суммой недоимки взыскиваются и пени по данным налогам. Конечно, если же вдруг выяснится, что недоимка образовалась из-за какой-либо технической ошибки со стороны налоговой инспекции или предприятия, излишне списанные суммы будут подлежать возврату на расчетный счет предприятия.

Однако сам процесс возврата денежных средств из бюджета требует определенного времени. А уж если излишне взысканные суммы поступили на тот бюджетный счет, куда поступают мелкие по размеру налоги, то возврат будет происходить в течение довольно длительного времени, поскольку банк не может сразу списать сумму, превышающую имеющийся на этом счете остаток средств. Следовательно, из оборотных средств предприятия будут изъяты довольно крупные денежные средства, которые могли бы быть направлены на срочные нужды предприятия.

Из вышесказанного видно, что визит в налоговую инспекцию для выверки платежей необходимо нанести при получении требования об уплате налога даже в том случае, если бухгалтер абсолютно уверен в правильности своих расчетов с бюджетом и в том, что у него не может быть недоимки.

В очень неприятном положении могут оказаться те предприятия, от которых до этого не поступили платежи в бюджет по вине банка, поскольку, прежде чем принять в зачет указанные суммы, налоговая инспекция должна будет отправить соответствующий запрос в банк о подлинности представленных платежных документов. И до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный ответ из банка, возврат излишне взысканных средств из числа поступивших в бюджет не может быть произведен.

Теперь рассмотрим ситуацию 3, когда фактический и юридический адреса предприятия совпадают и бухгалтер, вовремя получив требование об уплате налога, располагает достаточным временем для выяснения возникшей проблемы. При получении требования бухгалтер, не торопясь изучив бухгалтерские документы, проверяет, проходит ли там данная задолженность. Придя на прием к инспектору, бухгалтер может сверить свои данные с данными налоговой инспекции. Если недоимка действительно имеет место, то бухгалтер имеет возможность дать исчерпывающую информацию руководству предприятия и совместно принять решение о погашении задолженности либо при наличии законных оснований в соответствии со ст. 64 НК РФ подать заявление в налоговый орган о предоставлении отсрочки по уплате налога.

Однако довольно часто недоимка возникает в результате чисто технических ошибок. Например, в расчетах по налогам бухгалтер может допустить арифметическую ошибку. В этом случае он имеет возможность представить в сроки, определенные законодательством, уточненный расчет. Если же сроки для сдачи уточненного расчета пропущены, то предприятие все равно рискует только штрафами и пенями, а не всей суммой недоимки, образовавшейся в результате сдачи в налоговую инспекцию ошибочного расчета. Кроме того, по существующему законодательству возможна отсрочка по погашению задолженности перед бюджетом.

Одной из типичных ошибок является также то, что предприятие уплачивает начисленную сумму налога точно и в срок, однако при этом на бюджетный счет, предназначенный для зачисления другого налога, а не того, по которому начислен налог. Такая путаница может произойти в связи с тем, что, к сожалению, номера бюджетных счетов достаточно часто меняются. Мы не проводим в данной статье анализ необходимости периодического изменения бюджетных счетов, но должны считаться с этим фактом и делать все возможное, чтобы не стать жертвой ошибки или недоразумения.

Ошибки могут быть допущены и налоговой инспекцией. К примеру, может произойти неправильная разноска по лицевым счетам предприятий начислений по поданным налоговым декларациям. Возможно и отсутствие разноски платежей в связи с ошибкой банка, который списал средства с расчетного счета предприятия, зачислил их на бюджетный счет, налоговая инспекция получила банковскую выписку по данному счету, в которой учтена данная сумма, но к банковской выписке не приложена копия платежного поручения и нет указаний, какое именно предприятие уплатило эту сумму налога. Такая проблема решается довольно просто: бухгалтер предъявляет инспектору свой экземпляр платежного поручения, и, если данная сумма проходит по соответствующей банковской выписке и реквизиты платежного поручения совпадают, налоговая инспекция принимает этот документ как подтверждение того, что предприятие не имеет задолженности по данному налогу.

Если же предприятие проплатило налоги, но в бюджет они не поступили по вине банка, и это произошло после 12 октября 1998 г., то бухгалтер должен представить в налоговую инспекцию соответствующие платежные поручения и банковские выписки, заверенные банком, о том, что данные суммы были списаны со счета предприятия, но не перечислены в бюджет в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка. Удостоверившись в подлинности этих документов, инспектор направит запрос в вышестоящий налоговый орган для принятия решения о зачете этих сумм и внесения их в лицевые карточки предприятия. В результате после исправления такого рода ошибок у предприятия может и не оказаться задолженности перед бюджетом и, следовательно, оснований для применения принудительного взыскания недоимки. В первую очередь это может относиться к исправным плательщикам налогов, у которых до этого не было недоимки, а не к предприятиям, уже имеющим в течение длительного времени задолженность перед бюджетом.

Как видно из вышеизложенного, организациям-налогоплательщикам исключительно важно вовремя получать от налоговых органов требования об уплате налогов, чтобы избежать всех изложенных выше недоразумений и неприятных последствий, даже если бухгалтер уверен в правильности и своевременности своих платежей.

Остановимся на мерах, которые может принять руководство предприятия для того, чтобы вовремя ознакомиться с требованиями, направляемыми в их адрес налоговой инспекцией.

В п. 6 ст. 69 НК РФ в последней редакции указано, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. При этом требование под расписку может быть вручено также законному или уполномоченному представителю руководителя организации. Самыми неприятными в такой формулировке для налогоплательщика являются слова "может быть", которые, по сути, представляют возможность налоговым органам не заниматься в обязательном порядке процедурой вызова налогоплательщика (воспользовавшись, к примеру, телефоном) для вручения ему требования под расписку. Часто сотрудники налоговых инспекций предпочитают сразу приступать к рассылке заказных писем, которые согласно требованию п. 5 ст. 69 НК РФ направляются налогоплательщику по месту его учета, т.е. по юридическому адресу налогоплательщика.

Таким образом, предприятия, чей фактический адрес не совпадает с юридическим, оказываются в заведомо проигрышном положении, так как не могут своевременно реагировать на требования налоговых органов об уплате налогов. В данном случае руководителям предприятий, осуществляющих свою деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, указанного в документах учета предприятия в налоговом органе, следует в полной мере использовать те возможности, которые им предоставляет ст. 69 НК РФ. Для этого следует обратиться с письмом в налоговую инспекцию, в котором изложить просьбу извещать предприятие по телефону о выставлении требования об уплате налога. В письме желательно указать максимальное количество контактных телефонов предприятия, а также гарантировать оперативное и своевременное получение требований об уплате налога руководителем предприятия или его представителем под роспись в налоговом органе. Таким путем можно добиться изменения в отношении вашего предприятия существующей в налоговых органах практики рассылки заказных писем без предварительного телефонного приглашения получить адресованный предприятию документ в налоговой инспекции.

Помимо указанных можно провести еще ряд простейших мер, которые тем не менее позволят руководству предприятия, на юридический адрес которого направлено требование об уплате налогов, своевременно с ним ознакомиться. Например, если по юридическому адресу предприятия располагается какая-либо другая организация, то имеет смысл договориться с руководством данной организации о приеме корреспонденции, приходящей из налоговой инспекции. При наличии указанной договоренности руководителю предприятия следует особенно настаивать на оперативном информировании его при получении такого рода корреспонденции из налогового органа. При получении такой корреспонденции желательно немедленно направить за ней курьера. Если эта другая организация, располагающаяся по юридическому адресу предприятия, не имеет возможности вовремя информировать о получении какой-либо корреспонденции, то руководству предприятия следует рассмотреть вопрос о том, чтобы иметь по этому адресу своего постоянного представителя специально для приема корреспонденции.

Такие, казалось бы, простые действия позволят бухгалтеру предприятия, на адрес которого направлено требование об уплате налогов, иметь достаточно времени для выяснения всех вопросов и проблем, связанных с погашением возникшей задолженности перед бюджетом.

Итак, правильное понимание ст. 69 "Требование об уплате налога и сбора" НК РФ в редакции Закона N 154-ФЗ позволит предприятиям избежать ненужных финансовых потерь.


М. Михайлов,

советник налоговой службы II ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение