Обзор налогового законодательства
Нигерия
Президент страны сообщил о планах пересмотра в 2000 г. налоговых льгот для лиц, осуществляющих инвестиции в нефтегазовую отрасль. По его мнению, налоговые льготы чересчур дорого обходятся государственной казне. Как отметил президент, объем поступлений от налога на прибыль предприятий нефтяной промышленности оказался очень небольшим.
Президент внес предложение впредь предоставлять скидку по налогу на прибыль в размере 50% только компаниям, заключившим соглашения о разделе продукции для ведения разведки нефтяных месторождений в глубоководной оффшорной зоне в 1993 г. Предприятиям же, заключившим такие соглашения позднее, налоговую скидку предложено не предоставлять.
Налоговые льготы были введены с целью поощрить создание совместных предприятий по добыче нефти. Доля нефти в поступлениях от экспорта в Нигерии составляет около 95%.
Румыния
Министерство финансов Румынии выпустило приказ, устанавливающий порядок обращения налогоплательщиков за разъяснениями и консультациями по вопросам исполнения налоговых обязательств. Приказ призван облегчить жизнь налогоплательщиков, которые в последние годы постоянно жаловались на запутанность налогового законодательства и отсутствие возможности получить консультацию еще до проведения финансовой операции.
Ответы налогоплательщикам могут даваться как по конкретным, так и по общим вопросам, регулируемым соответствующими нормативными актами министерства финансов и его подразделений. Вопрос налогоплательщика прежде всего поступает в местный налоговый орган. Если он не в состоянии дать необходимый ответ, вопрос направляется на региональный и центральный уровень - в главную финансовую администрацию. Наиболее сложные вопросы группируются по определенным категориям и передаются в специальное недавно образованное управление министерства финансов. Оно распределяет вопросы по тематическим подразделениям, поступившие от них ответы после визирования в правовом управлении возвращаются в главную финансовую администрацию для передачи налогоплательщику.
Вместе с тем, как отмечают аналитики, приказ не определяет порядок взаимодействия с налоговыми органами налогоплательщиков, нуждающихся в помощи. Кроме того, процедура получения ответов на просьбы налогоплательщиков может стать чересчур бюрократической, а качество ответов может не удовлетворять наиболее требовательных налогоплательщиков.
* * *
Румынское правительство предприняло новые меры по ограничению возможности уклонения от уплаты налогов. В конце 1999 г. для предприятий были введены новые ограничения на размеры платежей предприятий наличными за приобретенные товары и услуги. Сумма платежей наличными не должна превышать 10 млн румынских лей в день. Платежи сверх этой суммы должны осуществляться путем безналичного расчета. Объем наличных расчетов между двумя предприятиями не должен превышать 1 млн. лей в день, а сумма остатка наличных на конец любого рабочего дня - 5 млн. лей. Согласно прежним нормам предприятиям разрешалось вести расчеты между собой наличными на сумму до 30 млн лей в день, а сумма разрешенного остатка составляла до 20 млн. лей.
* * *
Таможенная служба страны объявила об упрощенной процедуре таможенного контроля, которая введена в действие с 2000 г. Предварительно процедура прошла испытания на 12 крупнейших пунктах таможенного контроля. Она предусматривает "электронное" считывание и оформление таможенной документации, а также автоматическую оценку документации по определенным критериям. Выборочному таможенному досмотру подвергаются только грузы, документация на которые не соответствует заданным нормам.
Упрощенная процедура таможенного контроля распространяется на оба режима импорта: режим уплаты налогов и таможенных пошлин при ввозе груза (при пересечении им таможенной границы) и режим отсроченной уплаты, в соответствии с которым таможенные органы освобождают груз от уплаты необходимых налогов и пошлин при пересечении таможенной границы, но при этом требуют гарантий их уплаты в последующем.
Применение вычислительной техники позволит значительно ускорить таможенное оформление грузов и тем самым повысить качество обслуживания клиентов. Одновременно это даст возможность таможне формировать полноценную базу данных, а плательщикам - применять электронные системы для перечисления таможенных платежей.
Как отмечают эксперты, для полномасштабного внедрения новой системы может потребоваться несколько лет, поскольку таможенная служба Румынии пока не располагает в нужном объеме соответствующей вычислительной техникой и подготовленными техническими кадрами.
Словакия
В ноябре 1999 г. были внесены поправки в закон о подоходном налоге. С 1 января 2000 г. размер единой ставки налога с корпораций снижен с 40 до 29%.
Установлен новый (упрощенный) налог с валовой прибыли (так называемая налоговая лицензия). Налогоплательщик по своему выбору может либо уплачивать упрощенный налог, который начисляется на валовую прибыль по ставке от 2 до 2,5%, либо уплачивать налог на чистую прибыль, предусмотренный прежним законодательством, действие которого не отменяется.
Плательщиками по налоговой лицензии являются индивидуальные предприниматели, занятые в определенных секторах предпринимательской деятельности, при условии, что сумма полученной ими прибыли не превышает 1,5 млн словацких крон в год. Платежи вносятся авансом до 31 января отчетного года. Налог же на чистую прибыль уплачивается ежеквартально или по окончании отчетного года. Плательщики налоговой лицензии освобождаются от необходимости вести финансовую отчетность в полном объеме. Для них достаточно вести учет выручки, производственных активов, счетов к оплате и счетов к получению, а также издержек учета. Плательщики по налоговой лицензии не имеют права регистрироваться в качестве плательщиков НДС и не являются плательщиками акцизов.
Любой индивидуальный предприниматель, который получил налоговую лицензию после 1 января 2000 г. и до этого момента был безработным на протяжении не менее 6 месяцев, от уплаты налога в течение первого года предпринимательской деятельности освобождается.
Поправки в закон о подоходном налоге коснулись и диапазонов ставок подоходного налога с физических лиц. С 1 января 2000 г. граница первого диапазона, соответствующего наименее низким доходам налогоплательщика, повышена с 60 тыс. до 90 тыс. крон, ставка налога на доходы в этом диапазоне снижена с 15 до 12%. Верхняя граница второго диапазона повышается со 120 тыс. до 150 тыс. крон, ставка налогообложения остается прежней - 20%. Сохраняется размер ставки 25% в третьем диапазоне, верхняя граница которого повышена со 180 тыс. до 240 тыс. крон. Четвертый диапазон, где действовала ставка 32%, разбивается на два. При размере доходов до 396 тыс. крон вводится ставка 30%, а до 564 тыс. крон - 35%. Верхняя граница прежнего пятого диапазона повышается с 1080 тыс. крон до 1128 тыс. крон при сохранении размера ставки налогообложения 40%. Размер максимальной ставки остается без изменений - 42%.
Поправки отменяют дополнительный налог, который повышал максимальную ставку 42% еще дополнительно на 5 - 30%. Эффективная ставка налога с доходов, превышающих 21,6 млн крон, при этом получалась равной 55%.
В соответствии с поправками увеличены размеры налоговых скидок. Размер стандартного вычета увеличен с 21 тыс. до 38,76 тыс. крон, вычет на детей-иждивенцев увеличен с 9 тыс. до 11,4 тыс. крон, специальный вычет на инвалидов с частичной нетрудоспособностью - с 6 тыс. до 8,4 тыс. крон, с полной нетрудоспособностью - с 12 тыс. до 16 тыс. крон. Одновременно отменены скидки на пользование общественным транспортом и скидки малообеспеченным лицам.
Соединенные Штаты Америки
По мнению представителей казначейства США, расширение использования американскими корпорациями сомнительных налоговых убежищ может быть одной из причин непрерывно увеличивающегося разрыва между прибылями компаний и суммами налогов, которые они уплачивают государству. Федеральная налоговая служба США провела обследование 811 американских компаний, суммарная стоимость активов которых превышает 1 млрд долл. США. Разница между суммой прибыли, по которой компании отчитались перед акционерами, и суммой прибыли, отраженной в налоговых декларациях в 1996 г., составила примерно 119 млрд долл. (в ценах 1992 г.), в то время как в 1992 г. эта разница равнялась нулю. Указанный разрыв увеличивался на фоне резкого роста доходов компаний во время экономического подъема 90-х годов.
Администрация президента выступает в поддержку принятия законодательства, которое позволило бы установить жесткие ограничения на использование убежищ. В администрации исходят из того, что систематическое усиление борьбы с налоговыми нарушениями и работа судебных органов нужного результата не дают. Согласно одному из законопроектов предлагается ужесточить требования по отчетности предприятий и увеличить размеры штрафа за налоговые нарушения до 40%. По мнению экспертов, без жестких мер Конгресса схемами налоговых убежищ могут начать широко пользоваться не только крупные американские компании, но и богатые физические лица, а также успешно работающие малые предприятия.
С другой стороны, многие законодатели соглашаются с мнением представителей крупных американских компаний и аудиторских фирм, которые считают, что широкое наступление на налоговые убежища может привести к разрушению многих вполне законных сделок.
* * *
За два последних года количество конфискаций имущества, проведенных налоговым ведомством, уменьшилось на 98%. Резко сократились и масштабы погашения недоимки путем удержания с банковских счетов и из заработной платы. Аналитики отмечают падение количества проверок "зажиточных" физических лиц, размеры доходов которых составляют 100 тыс. долл. и более в год. Если в 1992 г. среди этой категории налогоплательщиков проверялись 33 декларации из 150, то в 1999 г. - всего одна. Федеральная налоговая служба резко сократила объем контрольных проверок предприятий, сконцентрировав все свое внимание на 1600 крупнейших.
По мнению аналитиков, американское налоговое ведомство возвращается к старой практике "наездов" на "работающую бедноту". Критики правительства полагают, что перенос тяжести контрольной работы на малоимущих налогоплательщиков уже приводит к сокращению налоговых поступлений. По некоторым оценкам, по сравнению с предшествующим годом их объем сократился на 1,3 млрд долл.
Турция
Правительство Турции скорректировало границы диапазонов ставок подоходного налога с физических лиц в 2000 г., приведя их в соответствие с целевым значением инфляции 25%, которое было определено для Турции Международным валютным фондом. Согласно новой антиинфляционной стратегии границы корректируются в соответствии с прогнозируемым значением инфляции, а не фактической ее величиной. Таким образом, границы диапазонов ставок подоходного налога повышаются также на 25%.
Е. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/