Вопрос: Как распределяются в целях налогообложения административно-управленческие и другие общехозяйственные затраты некоммерческой организации при одновременном ведении ею некоммерческой и предпринимательской деятельности? ("Аудиторские ведомости", N 3, март 2000 г.)

Как распределяются в целях налогообложения административно-управленческие и другие общехозяйственные затраты некоммерческой организации при одновременном ведении ею некоммерческой и предпринимательской деятельности?


Прежде всего отметим, что не следует распределять их пропорционально соотношению выручки и целевого финансирования в общем объеме средств, получаемых некоммерческой организацией, как это установлено для бюджетных организаций. Недопустимость этого неоднократно подчеркивалась Минфином России (см., например, письма от 6.09.96 г. N 04-02-12 и от 26.09.96 г. N 04-07-05).

Согласно позиции Госналогслужбы России расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации, другие расходы некоммерческих организаций, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач (в том числе организация работы по получению финансовых средств для решения уставных задач), покрываются за счет целевых отчислений по содержанию указанных организаций и прибыли от предпринимательской деятельности, оставшейся в распоряжении организации (п. 92 письма Госналогслужбы России от 14.09.93 г. N ВГ-4-01/145н "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц", зарегистрированного в Минюсте России 30.09.93 г. N 354). При этом под расходами, связанными с "организацией работы по получению финансовых средств для решения уставных задач", и в 1993 г. имелись в виду управленческие расходы на ведение предпринимательской деятельности, поскольку уже тогда было определено, что некоммерческая организация может вести ее лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей, т.е. только с целью получения дополнительных источников финансирования основной уставной деятельности (см. ст.18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик). В соответствии с изложенной позицией управленческие расходы некоммерческой организации, ведущей наряду с некоммерческой и предпринимательскую деятельность, должны не распределяться между ними, а полностью относиться на источники целевого финансирования, к которым, в конечном счете, относится и остающаяся в распоряжении организации прибыль от предпринимательской деятельности.

Отметим, что Департамент налоговой политики Минфина России считает в принципе допустимым списывать часть общехозяйственных расходов некоммерческой организации, ведущей предпринимательскую деятельность, на эту деятельность (письмо от 7.10.98 г. N 04-02-05/1).

Чтобы иметь для этого основание, необходимо, по нашему мнению, сделать следующее:

выделить структурное подразделение, занимающееся предпринимательской деятельностью;

исходя из действующих нормативных документов о порядке совместительства и совмещения профессий закрепить распределение сотрудников (в том числе административно-руководящего персонала), их рабочего времени, заработной платы, средств труда и пр. между некоммерческой и предпринимательской деятельностью;

отражать указанное распределение в бухгалтерском и управленческом учете;

зафиксировать основание и порядок распределения общехозяйственных расходов в учетной политике.

Общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческой деятельности, могут учитываться по аналогии с общехозяйственными расходами на предпринимательскую деятельность: распределяться между программами (мероприятиями) сообразно выбранному критерию или списываться ежемесячно в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в качестве условно-постоянных расходов (расходов периода).


А.М. Рабинович,

Аудиторская и консалтинговая

фирма "Топ-Аудит"


3 марта 2000 года



Журнал "Главбух"


Исключительные права на использование материала из журнала "Главбух" принадлежат ЗАО Издательский Дом "Главбух". Использование материала в любой форме и любым способом без согласия ЗАО Издательский Дом "Главбух" запрещено.


Подписка на почте

Журнал "Главбух" размещен в каталогах "Газеты и журналы" и в "Объединенном каталоге РФ". Оба каталога лежат в любом почтовом отделении России и различаются по способу доставки.

Если Вы подпишетесь на почте по каталогу "Газеты и журналы" (по карточной системе подписки), почтальоны будут опускать журнал в Ваш почтовый ящик. Найти журнал в каталоге и оформить подписку по следующим индексам:

47437 - годовая подписка;

72037 - подписка на полгода.

По "Объединенному каталогу РФ" оформляется адресная подписка, и журнал высылается заказным письмом в конверте. Почтальон отдает вам конверт с журналом под расписку. Ниже указаны его подписные индексы в этом каталоге:

43327 - годовая подписка;

40708 - подписка на полгода.

Для оформления подписки нужно взять у почтового работника любого отделения каталог (в зависимости от того, как вы хотите получать журнал), подписной абонемент и посмотреть цену за подписку. Заполнить абонемент, указав в нем период подписки, свой почтовый индекс и полный адрес. После оплаты работники почты проставляют оттиск кассовой машины и выдают его на руки. Этот документ является подтверждением оплаты, и все жалобы рассматриваются почтой только при его предъявлении. В дальнейшем журнал будут приносить по мере выхода номеров.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.