Применение ККМ индивидуальными предпринимателями (А.Кленовский, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 2000 г.)

Применение ККМ индивидуальными предпринимателями


Денежные расчеты с населением осуществляются в настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ).

Каждый индивидуальный предприниматель при регистрации ККМ в налоговых органах может ознакомиться с правилами их использования при осуществлении денежных расчетов с населением, а также с мерами ответственности за нарушение Закона о ККМ. Эти правила, кроме того, доводятся до владельцев ККМ инспекторами при их регистрации.

В соответствии со ст. 1 Закона о ККМ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Без применения ККМ торговую деятельность и оказание услуг населению могут осуществлять лишь предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. N 1027, в ред. от 7.01.99 г.) (далее - Перечень). Для индивидуальных предпринимателей это, как правило, торговля с лотка.

Проверки инспекций МНС России, проведенные в 1999 г. в Московской области, показывают, что далеко не все индивидуальные предприниматели выполняют Закон о ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением: 41,3% общего количества нарушений Закона о ККМ, выявленных налоговыми органами области, совершены индивидуальными предпринимателями. В ходе 14428 проверок выполнения Закона о ККМ индивидуальными предпринимателями установлено 4028 нарушений, т.е. они выявлены при каждой 3-4-й проверке.

Самое большое количество нарушений (около 80%) выявлено на рынках и в других местах массовой торговли. Такая ситуация характерна и для других субъектов Российской Федерации. В связи с этим было принято постановление Правительства Российской Федерации от 6.01.97 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли". Во исполнение данного постановления администрация Московской области направила главам городов и районов письмо от 22.09.97 г. N 29-8602 "Об упорядочении торговли на рынках". В письме сообщается о том, что с целью уклонения от применения ККМ торговые места (палатки, контейнеры и т.д.) используются не как торговые места, а как складские помещения. При этом торговля осуществляется рядом со стола, а администрации городов и районов выдают владельцам этих торговых точек разрешения на торговлю с лотков, что ведет к бесконтрольному получению от населения наличных денег.

С целью оперативного контроля за выполнением Закона о ККМ на рынках и в других местах массовой торговли при Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области создана постоянно действующая мобильная группа. За 1999 г. она провела 52 рейда по рынкам Подмосковья, в ходе которых установлено 451 нарушение Закона о ККМ.

Как показывают проверки рынков, требования постановления Правительства Российской Федерации и письма администрации Московской области выполняются не во всех городах и районах области. Отдельные индивидуальные предприниматели осуществляют торговлю без применения ККМ из контейнера, палатки, с автомашины и т. д. при наличии патента на право торговли с лотка, нарушая законодательство о применении ККМ. Наличие патента на право торговли с лотка при фактической работе на торговых местах, в которых должна применяться ККМ (из контейнера, палатки и т.д.) не освобождает индивидуальных предпринимателей от ответственности за ведение денежных расчетов без применения ККМ.

Характерные нарушения Закона о ККМ, совершаемые индивидуальными предпринимателями, следующие: 53% нарушений - ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ; 31,5% - невыдача чека покупателю вместе с покупкой; 8,1% - использование неисправной ККМ; 7,4 % нарушений - невывешивание ценников на продаваемые товары.

В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.96 г. N 906/96 разъясняется, что ответственность за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением наступает в соответствии с частью первой п.1 ст. 7 Закона о ККМ независимо от причин ее неприменения (в том числе при наличии исправной машины, зарегистрированной в налоговой инспекции) и от количества допущенных нарушений. Прием наличных денег даже за одну покупку независимо от суммы без отпечатывания чека на ККМ квалифицируется как неприменение ККМ (ведение денежных расчетов без применения ККМ).

Постановлением пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 4.08.99 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, а также отсутствие пломбы либо ее повреждение относятся к нарушениям, связанным с неприменением ККМ.

За ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 минимальных месячных оплат труда.

В ст. 2 Закона о ККМ указано, что предприятия, которые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона должны применять ККМ, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. При квитанционной форме расчетов с населением клиенту выдается квитанция (бланк строгой отчетности). За невыдачу чека покупателю вместе с покупкой (после оказания услуги) предусмотрен штраф в размере 10 минимальных месячных оплат труда.

Отдельные индивидуальные предприниматели не выполняют требования, предъявляемые к оформлению ценников. Наиболее часто это встречается при торговле на рынках с открытых прилавков или с лотков, особенно непродовольственными товарами. Индивидуальные предприниматели считают, что если они освобождены от применения ККМ (при торговле с лотков), значит могут не вывешивать ценники на продаваемые товары. Некоторые индивидуальные предприниматели считают, что при торговле на рынке ценники не должны вывешиваться, так как цена может быть договорной.

В ст. 2 Закона о ККМ определено, что все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Пунктом 10 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.98 г. N 904, установлено, что организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги).

Порядок оформления ценников установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55, утвердившим Правила продажи отдельных видов товаров, в п. 19 которого определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразно и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются в валюте Российской Федерации. Информация о товаре, оформленная с нарушением установленных правил, не может рассматриваться как ценник.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

В постановлении пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 4.08.99 г. N 10 арбитражным судам дано следующее разъяснение: "Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги).

При разрешении споров судам следует иметь в виду, что данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В связи с этим в случае нарушения указанными предприятиями такой обязанности к ним могут быть применены штрафные санкции, установленные абзацем 5 части 1 статьи 7 Закона".

В соответствии со ст. 1 Закона о ККМ к предприятиям относятся как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае проведения ими торговых операций или оказания услуг.

Таким образом, все индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли независимо от того, где она ведется - в палатке, киоске, контейнере или с лотков на рынке, обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары. За невывешивание таких ценников предусмотрен штраф в размере от 14,3 до 28,6 минимальных месячных оплат труда.

В налоговые органы Московской области поступают вопросы от индивидуальных предпринимателей о возможности торговли с лотка в магазинах, павильонах. В соответствии с законодательством о применении ККМ во всех магазинах, павильонах и т.д. при денежных расчетах с населением должны применяться ККМ. В письме Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС России от 4.04.97 г. N 21-76 разъясняется, что если лоток ставят в предприятии торговли, то независимо от его оборудования продажа товаров "должна производиться с применением контрольно-кассовых машин".

Многие граждане спрашивают, обязаны ли они применять ККМ при торговле на рынках овощами, фруктами, зеленью и т.д., выращенными на огородах, в садах, в личном подсобном хозяйстве, а также личным имуществом. В письме Госналогслужбы России от 12.02.97 г. N ВК-4-16/6Н разъясняется, что на граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли, действие Закона о ККМ не распространяется.

Физические лица могут осуществлять торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли без применения ККМ, и меры ответственности за это к ним не должны применяться в случае реализации личного имущества, а также выращенной в личном подсобном хозяйстве продукции животноводства, растениеводства и пчеловодства при наличии справки исполнительного органа местного Совета народных депутатов, подтверждающей, что личное подсобное хозяйство расположено на территории Российской Федерации.

Вопрос отнесения имущества физических лиц к личному в каждом конкретном случае решается сотрудниками инспекций МНС России по городам и районам в ходе проверки путем опроса физических лиц, проверки документов и по материалам обследования по месту жительства физических лиц.

При выявлении физических лиц, торгующих имуществом и продуктами неоднократно, инспекции МНС России ставят их на учет для целей налогообложения с полученных доходов от предпринимательской деятельности, а граждане, зарегистрированные как предприниматели, подпадают под действие Закона о ККМ.

В последние годы многие индивидуальные предприниматели стали предоставлять услуги такси. При этом им необходимо помнить, что 29.09.97 г. Правительство Российской Федерации издало распоряжение N 1402-р, в котором Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам предписывалось "принять меры по ускорению внедрения контрольно-кассовых машин, специально разработанных и включенных в реестр контрольно-кассовых машин для такси". Это распоряжение выполнено. Разработаны и включены в Государственный реестр контрольно-кассовые машины для такси: таксометр автомобильный электронный с печатающим устройством "Гелиос-003Ф", "Гелиос-004Ф", "ТОО1Ф", "ТОО2Ф", "Квант-03Ф", "ТАЭ-2Ф", "Меркурий-120Ф" и др. Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги такси, при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны применять таксометры. Их неприменение квалифицируется как ведение денежных расчетов с населением без использования ККМ, и на виновных налагаются соответствующие штрафные санкции.

Статьей 7 Закона о ККМ предусмотрено, что за все нарушения закона применяются штрафы, в частности при невыдаче чека лицом, обязанным выдавать его, штрафу подвергается это лицо. Согласно ст.2 Закона предприятия обязаны выдавать чек, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием, а не между покупателем и продавцом (кассиром).

В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.02.98 г. N 6819/97 разъясняется, что "все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени". При этом наступление последствий нарушения Закона о ККМ не зависит от наличия у лица, которое действует от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях. Значит, нарушение Закона о ККМ, допущенное продавцом (кассиром), не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности.


А. Кленовский,

советник налоговой службы II ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение