Налоговое обозрение (Е.Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 2000 г.)

Налоговое обозрение


Беларусь


Вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Швейцарией, подписанное в апреле 1999 г. Соглашение составлено на белорусском, немецком и английском языках. В целом оно соответствует Модельному соглашению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Соглашение устанавливает максимальные ставки налогов на дивиденды, проценты и отчисления по авторским правам. По дивидендам, процентам и отчислениям по авторским правам Швейцария предоставляет налоговый кредит. Беларусь также использует метод кредита (зачета).


Бельгия


Европейская комиссия в своем отчете отмечает расширение масштабов мошенничества при уплате НДС на обороты по реализации товаров между странами Европейского Союза и настаивает на необходимости усиления сотрудничества между странами ЕС в целях борьбы с незаконным уклонением от налогообложения. Проблемы с уплатой НДС в странах ЕС возникли после того, как 6 лет назад был отменен пограничный контроль прохождения грузов. С 1января 1993 г. продавцы товаров, реализующие их зарегистрированному по уплате НДС покупателю в другой стране ЕС, были освобождены от НДС. Плательщиком НДС стал покупатель товара в стране назначения. Другими словами, налог на добавленную стоимость при реализации товаров в рамках сделок между налогоплательщиками различных стран - членов ЕС стал поступать в бюджет страны - конечного потребителя товара.

Поскольку товары перемещаются между странами ЕС без обложения налогом на добавленную стоимость, система взимания НДС по принципу страны назначения может быть работоспособной только при условии тесного сотрудничества национальных налоговых ведомств. Тем не менее контроль уплаты НДС до сих пор осуществляется без должной межгосударственной координации. Ранее работу, связанную с проверкой правильности начисления и уплаты НДС, контролировали таможенные органы, теперь учет грузов осуществляет электронная система обмена информацией по НДС VIES. Эта система обеспечивает отслеживание поставок товаров внутри стран ЕС посредством ведения компьютерной базы данных на основе сведений, извлекаемых из деклараций торговых организаций.

Авторы отчета полагают, что страны ЕС выделяют недостаточно ресурсов для контроля уплаты НДС, медленно внедряют современные методы контроля и недостаточно координируют свои действия. В целом во всех странах союза непосредственно в проведении контрольных проверок на местах занято всего около 30 тыс. инспекторов. При такой численности налоговых инспекторов для проверки каждого из 24 млн плательщиков НДС в странах ЕС потребуется около 40 лет. По всем странам ЕС ежегодно подаются примерно 100 млн деклараций по уплате НДС. Однако вследствие недостатка ресурсов эти декларации рассматриваются лишь в качестве документов, подтверждающих налоговые обязательства плательщиков НДС, а не их исполнение. Другие сведения, приведенные в декларации, которые могли бы служить основой для принятия решений в контрольной работе, фактически не используются, но тем не менее собираются и сохраняются. В результате бюджеты недосчитываются значительных налоговых поступлений.

Авторы отчета дают ряд рекомендаций странам - членам ЕС. Они считают необходимым сформулировать единые политические условия в отношении борьбы с мошенничеством в области НДС, полностью переработать подходы к контролю уплаты НДС, а также пересмотреть структуры и распределение людских и технических ресурсов. Целесообразно кардинально перестроить принципы и процедуры административного сотрудничества и взаимной помощи налоговых ведомств стран при взимании НДС, а также всемерно способствовать внедрению новой техники в контрольной работе.


Таиланд


Правительство Таиланда одобрило предложение министерства финансов снизить ставку акциза на четырехдверные грузовики типа пикап до 12%. До этого размер ставки составлял от 35 до 48%. Новый размер ставки акциза вступил в действие с 16 февраля 2000 г. Как ожидают, эта мера правительства позволит повысить спрос на легкие грузовики. Одновременно ожидается снижение спроса на пассажирские автомобили того же ценового диапазона. Снижение ставки акциза приведет к значительному падению цен - примерно с 900 тыс. до 600 тыс. таиландских бат - на легкие грузовики, оснащенные двигателем объемом 2,5 л.

До 20% снижена ставка акциза на "переделанные" пикапы. Правительство дало определение так называемых пассажирских пикапов, представляющих собой видоизмененные грузовики типа пикап, приспособленные для перевозки 7 человек. Для этой категории автомобилей установлена ставка акциза в размере 18%.


Узбекистан


С 1 января 2000 г. в Узбекистане введен в действие ряд поправок в налоговое законодательство. В частности, ставка налога на прибыль предприятий снижена с 33 до 31%. Для предприятий с иностранным участием ставка налога на прибыль может быть снижена в соответствии с коэффициентом, величина которого зависит от процента использования в производстве местного сырья и материалов. Для предприятий, доля местного сырья и материалов в общей массе потребляемого сырья и материалов которых составляет более 90%, этот коэффициент равен 0,7. Если эта доля составляет от 80 до 90%, то коэффициент равен 0,75, от 70 до 80% - 0,8, менее 70% - 1,0. Таким образом, законодательство стимулирует перевод производства на переработку местных сырьевых ресурсов.

Ставка взносов в пенсионный фонд повышена с 2 до 2,5%. Взнос начисляется с суммы денежного вознаграждения работника. Иностранные граждане, как и ранее, от взносов в пенсионный фонд освобождены.

Поправки отменяют обложение социально значимых продуктов питания по пониженной ставке НДС (15%). Теперь ставка НДС на любые товары составляет 20%. Экспортные поставки продолжают облагаться по нулевой ставке.

Из перечня подакцизных товаров исключены безалкогольные напитки и хлопковое волокно, произведенные в Узбекистане. Ставка акциза на алкогольные напитки составляет 40%.

Повышены ставки взносов в дорожный фонд. Снижены налоги на недропользование для предприятий, ведущих добычу золота и энергоносителей, за исключением газа.

Введены новые границы диапазонов обложения подоходным налогом в зависимости от величины дохода физического лица: 15% - для доходов не более 3 МРОТ; 25% - для доходов от 3 до 5 МРОТ; 36% - для доходов от 5 до 10 МРОТ; 40% - для доходов более 10 МРОТ. Прежде размеры двух наибольших ставок составляли 35 и 45%.

Минимальный размер оплаты труда по состоянию на 1 февраля 2000 г. составлял 1750 узбекских сум в месяц. Таким образом, границы диапазонов ставок автоматически корректируются в зависимости от изменения МРОТ.


Украина


Верховная Рада Украины отменила закон, предоставляющий налоговые льготы некоторым совместным предприятиям (с иностранным участием). Ранее законодательство освобождало совместные предприятия от всех вновь вводимых налогов. Устанавливая налоговые льготы, правительство рассчитывало создать благоприятные условия для зарубежных инвесторов, намеренных заняться импортом современного оборудования, предназначенного для модернизации украинских заводов. Освобождение от налогов, в частности, означало, что совместные предприятия могли ввозить товары без уплаты таможенных пошлин. На деле же резко возрос импорт этими совместными предприятиями нефтепродуктов и алкогольных напитков. В 1999 г. всего четыре компании из числа совместных предприятий обеспечили 77% импорта бензина и 52% импорта дизельного топлива республики. Налоговые льготы в 1999 г. привели к крупным потерям, эквивалентным 750 млн долл. США.

Как отмечают специалисты, отмена законодательства по льготам совместным предприятиям не означает прекращения действия закона, в соответствии с которым предприятия имеют право на налоговые льготы при импорте товаров, не предназначенных для последующей продажи. Тем не менее президент Украины подписал указ "О совершенствовании государственного регулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями", согласно которому в двухнедельный срок отменяются все льготы, предоставленные таким предприятиям ранее. В связи с этим правительству поручено в течение месяца провести проверку обоснованности предоставления льгот совместным предприятиям, целевого использования предприятиями, филиалами, дочерними компаниями и представительствами товаров, ввезенных для собственных нужд.


Филиппины


Президент Филиппин подписал закон, в соответствии с которым введение НДС на услуги банков и других кредитно-финансовых организаций, взимаемого по ставке 10 %, откладывается на один год. По мнению президента, введение НДС в настоящее время, когда наметился экономический рост, было бы преждевременным.


Франция


Французские налогоплательщики получают возможность подачи деклараций по сети Интернет. Министерство экономики, финансов и промышленности Франции на своем сайте предложило новую услугу, которую оно назвало теледекларированием. Используя ее, французские налогоплательщики смогут декларировать свои доходы и подавать налоговые декларации, не отходя от персонального компьютера.

До сих пор сайт министерства позволял налогоплательщику, имеющему выход в сеть Интернет, выполнить лишь следующие операции: загрузить бланки налоговых деклараций в свой компьютер; заполнить бланки налоговых деклараций; произвести расчет налогов; получить ответы на вопросы. Распечатанная на бумаге и заполненная декларация подлежала отсылке по почте.

Начиная с марта 2000 г. министерство предоставит возможность защищенной передачи заполненной декларации по линиям связи в налоговое ведомство. В том случае если в декларацию вкралась ошибка, налогоплательщик сможет ее исправить. Однако исправленную декларацию на бумажном носителе можно будет отослать только по почте.


* * *


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала экономический обзор по странам Прибалтики - Литве, Латвии и Эстонии - за 2000 г. В обзоре отмечается, что странам Прибалтики удалось предпринять необходимые шаги по реформированию налоговых систем и стабилизировать объем поступлений в государственные бюджеты и внебюджетные фонды, прежде всего за счет отмены налоговых льгот, введения единых ставок налогообложения и принятия мер по укреплению системы взыскания налогов. Так, в Латвии реформа налоговой системы началась с пересмотра акцизов и замены налогов с оборота налогом на добавленную стоимость. Ставка налога на имущество составляет 1%, с 2001 г. ставка налога на землю будет повышена до 1,5%. Единая ставка налога на доходы юридических и физических лиц равна 25%. Введены акцизы на алкогольные напитки, табачные изделия и топливо.

В Литве ставка НДС равняется 18%, ставки акцизов на алкогольные напитки, табачные изделия и топливо - от 10 до 50%. Размер ставки подоходного налога с физических лиц составляет 33%, ставка налога на прибыль корпораций в 2000 г. снижается с 29 до 24%.

В Эстонии установлена единая ставка подоходного налога с физических лиц, равная 26%. Ставка взносов в фонд социального обеспечения составляет 20%, в фонд медицинского страхования - 13%. Как уже сообщалось, с января 2000 г. Эстония отказалась от налога на прибыль предприятий. Компенсировать соответствующие потери бюджета планируется за счет внедрения новых таможенных пошлин на импорт товаров.

С целью переноса налогового бремени из сектора производства на сектор потребления, а также приведения национальных налоговых систем в соответствие с директивами Европейского Союза во всех трех странах постепенно увеличивался объем косвенного налогообложения. Повышалась роль налогов на имущество, поступления по которым составили около 1% ВВП в Латвии и Литве и 0,5% в Эстонии.

Острой проблемой в странах Прибалтики продолжает оставаться уклонение от налогообложения предприятий. Эксперты полагают, что масштабы уклонения от налогообложения позволит сократить ряд мер. В частности, к ним относятся уже упоминавшаяся отмена налога на прибыль корпораций в Эстонии, а также намечаемое снижение ставок налога на корпорации в Латвии и Литве.

Серьезная проблема - уклонение от уплаты налогов с фонда заработной платы, прежде всего по причине высокой занятости населения в секторе теневой экономики. Растут размеры недоимки. После того как фермерам в Латвии была предоставлена отсрочка налоговых платежей, размеры недоимки достигли 6% ВВП. В середине 1999 г. в Эстонии они достигали 3%, в Литве - 4% ВВП.

Основными мерами, способствующими повышению собираемости налогов в странах Прибалтики, стало упрощение налоговых деклараций, проведение выборочных налоговых проверок, внедрение индивидуальных номеров налогоплательщиков, компьютеризация учета. ОЭСР рекомендует правительствам прибалтийских республик принять меры к законодательному сбалансированию интересов банков, стремящихся к сохранению банковской тайны, и интересов налоговых органов, ответственных за наполнение государственного бюджета. Кроме того, странам рекомендуется принять законодательство, позволяющее наказывать лиц, занимающихся налоговыми махинациями, в судебном порядке. Одновременно эксперты ОЭСР предупреждают, что стремление соответствовать стандартам ЕС, в соответствии с которыми прибалтийским республикам приходится поднимать таможенные пошлины и ставки акцизов, чревато ростом масштабов налогового мошенничества.


* * *


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала экономический обзор по Чешской Республике за 2000 г. В обзоре отмечается, что налоговое бремя в Чехии значительно выше, чем было в других странах - членах ОЭСР, когда они находились на том же этапе экономического развития. Поэтому специалисты ОЭСР считают исключительно важными предпринимаемые правительством страны меры по снижению ставок подоходного налога, налога с корпораций, а также налога на прибыль с капитала. Одновременно они считают необходимым предпринять дополнительные шаги для снижения налогового бремени и расширения налогооблагаемой базы.

В обзоре содержатся рекомендации по устранению перекосов в чешской налоговой системе. В частности, эксперты считают необходимым повысить уровень налогообложения доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, который в настоящее время значительно уступает уровню обложения доходов с капитала и фонда заработной платы. Современная чешская налоговая система делает упор на взносы в фонды социального обеспечения, оставляя без должного внимания налоги с физических лиц и с имущества.

Одним из направлений повышения уровня сбалансированности чешской налоговой системы считается устранение перекосов в обложении налогом на добавленную стоимость. В частности, предлагается отказаться от пониженной ставки НДС. Применение единой ставки НДС на все товары и услуги позволило бы получить дополнительные поступления, которые можно направить на социальное обеспечение, снизив нагрузку на налогоплательщиков в части размера соответствующих взносов. В обзоре отмечается, что Чехия еще не привела размеры ставок НДС и акцизов в соответствие с требованиями Европейского Союза, к присоединению к которому она готовится.

Правительству также рекомендуется принять более жесткие меры в отношении компаний - должников бюджета. Считается необходимым исключить возможность уплаты долгов кредиторам за счет сумм, предназначенных для внесения налоговых платежей, что приводит к росту налоговой задолженности.


Чехия


Премьер-министр Чехии сообщил о новых льготах, предназначенных для привлечения в экономику страны инвесторов. Для лиц, инвестирующих в народное хозяйство Чехии не менее 10 млн долл. США, предусмотрены "налоговые каникулы" на срок 10 лет, ввоз товаров по нулевой ставке таможенной пошлины плюс различные гранты.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение