Вопрос: Предприятие является плательщиком налога на реализацию ГСМ. При исчислении налога на содержание жилищного фонда оно уменьшает налогооблагаемую базу по этому налогу на сумму налога на реализацию ГСМ. Налоговая инспекция расценивает эти действия как нарушение налогового законодательства и расчеты не принимает, ссылаясь на то, что постановлением местной администрации не предусмотрено, что при определении объема реализации продукции суммы налога на реализацию ГСМ должны исключаться. Нарушает ли предприятие закон? (Выпуск 24, декабрь 1999 г.)

Предприятие является плательщиком налога на реализацию ГСМ. При исчислении налога на содержание жилищного фонда оно уменьшает налогооблагаемую базу по этому налогу на сумму налога на реализацию ГСМ. Налоговая инспекция расценивает эти действия как нарушение налогового законодательства и расчеты не принимает, ссылаясь на то, что постановлением местной администрации не предусмотрено, что при определении объема реализации продукции суммы налога на реализацию ГСМ должны исключаться.

Нарушает ли предприятие закон?


В соответствии с подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относится к числу местных налогов, конкретные ставки и порядок взимания которого устанавливаются местными органами власти. Объектом обложения данным налогом является объем реализации продукции (работ, услуг).

Можно предположить, что содержащийся в постановлении местной администрации порядок определения налогооблагаемой базы по данному налогу аналогичен порядку, установленному подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1, т.е. в постановлении указано лишь то, что объектом обложения налогом является объем реализации продукции (работ, услуг). В этом случае необходимо учитывать следующее.

МНС РФ в письме от 03.08.99 N ВГ-6-03/621 отмечает, что облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ЖКХ) принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти.

Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в упомянутом письме МНС РФ, и предполагая, что актом местного органа власти иной порядок не установлен, можно сделать вывод, что при исчислении налога на содержание ЖКХ налогооблагаемая база по этому налогу должна быть уменьшена на сумму налога на реализацию ГСМ, так как при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог из выручки от реализации продукции (работ, услуг) налог на реализацию ГСМ исключается (п. 18 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды").

В то же время если в постановлении местного органа власти прямо установлено, что выручка для целей обложения налогом на содержание ЖКХ определяется с учетом налога на реализацию ГСМ, то требования налоговых органов следует признать обоснованными.


В. Мешалкин

Выпуск 24, декабрь 1999 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение