Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона N 36-ФЗ прошу дать разъяснения по следующему вопросу. Не противоречит ли положениям п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ дата вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ? (Выпуск 8, апрель 2000 г.)

В связи с вступлением в силу Федерального закона N 36-ФЗ прошу дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица поставляет продукты питания (масло, маргарин, майонез) в магазины и предприятия потребкооперации (РАЙПО).

Могут ли вышеуказанные предприятия при исчислении НДС руководствоваться абз. 3 п. 3 ст. 4 Закона "О НДС", т.е. можно ли под словами "и другие предприятия" понимать в том числе и розничный магазин, а под словами "у физических лиц" - в том числе и предпринимателей?

2. Не противоречит ли положениям п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ дата вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ?


1. Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" определение налогооблагаемой базы, исчисление и внесение в бюджет НДС в розничной торговле с 1 января 2000 г. должны производиться в общеустановленном порядке исчисления НДС, который применяется, в частности, также и предприятиями оптовой торговли (п. 3 ст. 4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000).

Таким образом, облагаемый НДС оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания отныне должен определяться на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС.

Напомним, что ранее эти предприятия исчисляли НДС с разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму НДС (абз. 2 п. 3 ст. 4 Закона о НДС в редакции от 04.05.99).

Унифицировав для всех категорий налогоплательщиков порядок исчисления НДС, законодатель вместе с тем предусмотрел одно исключение из общего порядка. Оно касается заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, осуществляющих закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц для дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки. У них облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС (абз. 3 п. 3 ст. 4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000).

Анализ положений п. 3 ст. 4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000 позволяет сделать вывод, что приведенный выше порядок исчисления НДС вправе применять любые предприятия, закупающие указанную продукцию у физических лиц для дальнейшей реализации. Иными словами, данный порядок может быть применен предприятием как оптовой, так и розничной торговли.

Законом о НДС никаких ограничений относительно статуса физических лиц, у которых производится закупка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, не установлено. Поэтому под "физическим лицом" в контексте п. 3 ст. 4 Закона о НДС следует понимать любое физическое лицо независимо от того, является гражданин предпринимателем или нет (см. п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следует сказать, что указанного выше подхода придерживается и МНС РФ (см. п. 2 письма МНС РФ от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@).

2. В соответствии с общим правилом, установленным п. 1 ст. 5 НК РФ (действует с 1 января 2000 г.), акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Поскольку данное правило действует с 1 января 2000 г., то, следовательно, оно распространяется на все акты законодательства о налогах и сборах, принятые начиная с указанной даты.

Федеральный закон считается принятым после утверждения законопроекта Государственной Думой, одобрения Советом Федерации, подписания Президентом РФ и публикации (статьи 105, 106 Конституции РФ).

Таким образом, датой принятия Федерального закона N 36-ФЗ является 2 января 2000 г., т.е. он принят после вступления в силу положений п. 1 ст. 5 НК РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ должен определяться с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ.

Таким образом, следуя требованиям НК РФ, а также учитывая, что налоговым периодом по НДС является месяц, а для малых предприятий - квартал (п. 1 ст. 8 Закона о НДС), предприятия должны будут применять новый порядок расчетов по НДС не с 1 января 2000 г., как это установлено Федеральным законом N 36-ФЗ, а с 1 марта 2000 г., малые предприятия - с 1 апреля 2000 г.


В. Мешалкин

Выпуск 8, апрель 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение