Вопрос: Предприятие (продовольственная база) кроме основного вида деятельности осуществляет продажу товаров оптом из специального магазина на основании свидетельства о едином налоге на вмененный доход. Правомерно ли определять часть фонда заработной платы административно-управленческого персонала продовольственной базы пропорционально удельному весу выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом в общем объеме выручки, для осуществления платежей во внебюджетные фонды? (Выпуск 7, апрель 2000 г.)

Предприятие (продовольственная база) кроме основного вида деятельности осуществляет продажу товаров оптом из специального магазина на основании свидетельства о едином налоге на вмененный доход.

Правомерно ли определять часть фонда заработной платы административно-управленческого персонала продовольственной базы пропорционально удельному весу выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом в общем объеме выручки, для осуществления платежей во внебюджетные фонды?

Правомерно ли включать в фонд заработной платы административно-управленческого и общехозяйственного персонала всех работников, которые определены в штатном расписании, либо следует исключить технический персонал, сторожей, электриков для расчета фонда заработной платы, с которой производятся отчисления во внебюджетные фонды?


В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Со дня введения единого налога на вмененный доход плательщики этого налога не уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды.

Если налогоплательщики осуществляют наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, то они должны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности (п. 4 ст. 4 Закона N 148-ФЗ). При этом предприятие от иной деятельности обязано уплачивать налоги в общеустановленном порядке (письмо Госналогслужбы РФ от 26.08.98 N КУ-6-02/553 "О Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"). Таким образом, осуществляя иные виды деятельности, предприятие обязано начислять и уплачивать налоги во внебюджетные фонды от выплат в денежной и (или) натуральной форме работников, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), от иных видов деятельности на основании Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 1999 год".

В то же время, если деятельность административно-управленческого и общехозяйственного персонала, оплата труда которого относится к общепроизводственным и общехозяйственным расходам, имеет непосредственное отношение и к деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога, и к иным видам деятельности, то возникает необходимость распределения этих расходов для определения той доли, которая будет приходиться на иные виды деятельности и с которой будут осуществляться платежи во внебюджетные фонды.

Если деятельность некоторых работников управленческого и общехозяйственного персонала (сторожей, электриков и пр.) относится только к одному виду деятельности, что должно быть подтверждено штатным расписанием предприятия либо иным внутренним документом, то у предприятия не возникает необходимости принимать их расходы по оплате труда в расчет для распределения. Если их работа связана только с деятельностью магазина, переведенного на уплату единого налога, то у предприятия не возникает обязанности начислять с производимых ими выплат налоги во внебюджетные фонды.

В настоящее время нормативными документами по бухгалтерскому учету не определен порядок распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Поэтому предприятие вправе самостоятельно на основании п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, выбрать критерий, относительно которого будет осуществляться распределение. Однако данный критерий будет действовать только для целей составления бухгалтерской отчетности.

Для целей налогообложения, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации целесообразно воспользоваться п. 2.10 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В соответствии с этим пунктом общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. В этом случае платежи во внебюджетные фонды будут начисляться на сумму оплаты труда, учтенную в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которая относится к виду деятельности, не облагаемому налогом на вмененный доход.

Аналогичное мнение было высказано в письме Минфина РФ от 27.05.99 N 04-05-19/33.


М. Бойкова

Выпуск 7, апрель 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.