"Новое в порядке ведения счетов-фактур" (С.M.Саблина, "Законодательство", N 4, апрель 1998 г.)

Новое в порядке ведения счетов-фактур


1997 год запомнится многим в связи с внедрением в систему учета нового первичного документа счета-фактуры. Он был введен постановлением Правительства РФ N 914 от 29 июля 1996 г. "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Текст Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее Порядок ведения журналов) был достаточно лаконичным и не давал ответов на многие вопросы.

Так, всем предприятиям предписывалось регистрировать в книге продаж счета-фактуры для определения суммы НДС по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам). При этом в ст. 8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" указано, что датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, в кассу предприятия, а для предприятий, которым разрешено определять срок реализации в зависимости от времени отгрузки, такой датой считается день отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. Таким образом, не все налогоплательщики рассчитывают НДС исходя из даты отгрузки. Кроме того, не было указано, как поступать со счетами-фактурами в тех случаях, когда облагаемый НДС оборот увеличивается на суммы полученных предприятием денежных средств в связи с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"). Порядок ведения журналов не учитывал и многие другие особенности исчисления НДС. Следовательно, в случае формального соблюдения буквы этого документа без увязки с нормативной базой по НДС ведение книги продаж и книги покупок не гарантировало эффективного контроля за исчислением и уплатой НДС.

Поэтому 25 декабря 1996 г. Госналогслужба и Минфин РФ издали совместное письмо N В3-6-03/890, 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года", в котором порядок применения счетов-фактур был конкретизирован и во многих вопросах увязан с механизмом исчисления и уплаты НДС. Однако указанный документ не смог пройти государственной регистрации. В письме Минюста РФ от 12 февраля 1997 г. N 07-02-61-97 объяснена причина отказа: некоторые положения совместного письма противоречат действующему законодательству (например, в вопросе об ответственности за несоставление счета-фактуры).

В связи с правовыми "пробелами" существовала необходимость уточнить порядок применения счетов-фактур. В этом смысле появление постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 108 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 года N 914" можно назвать долгожданным. Проанализируем изменения, внесенные в текст Порядка ведения журналов.

Кредитным и страховым организациям разрешено не составлять счета-фактуры по сделкам, не облагаемым НДС; операции с ценными бумагами (кроме брокерских и других посреднических услуг) также можно не подтверждать счетом-фактурой. Идентичное этой норме положение уже содержалось в письме Госналогслужбы РФ от 11 апреля 1997 г. N В3-6-03/288, теперь же оно получило четкое нормативное оформление. Такие исключения из общего порядка применения счетов-фактур представляются целесообразными, так как позволяют не создавать избыточного количества первичных документов. Однако перечень операций, освобождаемых от налога, включает в себя не только банковские, страховые операции и операции с ценными бумагами, он гораздо шире. Например, большинство хозяйственных операций редакций, издательств, иных средств массовой информации, учреждений науки и др. также не облагается НДС, однако для них не сделано никаких исключений.

В новой редакции Порядка ведения журналов уточнен порядок действий со счетами-фактурами при расчетах между организациями и физическими лицами. Так в случаях, предусматривающих использование кассового аппарата, разрешено теперь ограничиться выдачей кассового чека с определенным набором реквизитов и не составлять счет-фактуру не только организациям розничной торговли и общественного питания, но и организациям, оказывающим платные услуги населению. Допускается вместо счетов-фактур применять и действующие бланки строгой отчетности и отражать их в книге продаж при проведении тех хозяйственных операций, для которых такие бланки обоснованно используются. Если расчеты с физическими лицами происходят через филиалы кредитных организаций или отделения связи, теперь можно не составлять счет-фактуру, а ограничиться предусмотренными для таких случаев действующими учетными первичными документами. Таким образом, при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) физическим лицам практически во всех ситуациях (хотя расчет по бартеру, например, не описан) не нужно составлять счет-фактуру. Это очень логично, так как физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, им не нужно принимать к зачету НДС, уплаченный в составе цены приобретаемых у организаций товаров (работ, услуг).

В новой редакции предпринята попытка увязать процесс регистрации счетов-фактур в книге продаж с выбранным поставщиком методом учета реализации для целей налогообложения. Так, отражение счетов-фактур в книге продаж должно производиться в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) или получения предоплаты (аванса) в том отчетном периоде, в котором в целях налогообложения объявляется о реализации товаров (работ, услуг), но не позднее 10 дней со дня отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги). Правда, не совсем понятно, почему регистрация счета в книге продаж ограничена 10-дневным сроком с даты отгрузки во всех случаях. Ведь может случиться, что организация, ведущая учет реализации для целей налогообложения по оплате, получит плату за товар через месяц после отгрузки. Если при этом зарегистрировать счет не позднее 10 дней со дня отгрузки, то НДС, который организация должна будет исчислить от реализации в соответствии с действующим порядком, не совпадет с итоговой суммой, отраженной в книге продаж, следовательно, эта книга не будет соответствовать своему предназначению, описанному в п. 11 документа, по ней нельзя будет определить сумму НДС по реализованным товарам (работам, услугам). Поэтому, наверное, 10-дневный срок со дня отгрузки для регистрации счета-фактуры у организаций, ведущих учет в целях налогообложения по оплате, относится только к оплаченным товарам (работам, услугам).

Новая редакция Порядка ведения журнала содержит подробное описание технической стороны использования счетов-фактур.

Так, обязательно заранее пронумеровывать бланки счетов-фактур, использовать пронумерованные бланки для оформления операций по отгрузке в порядке возрастания номеров, вести достоверный количественный и номерной учет не заполненных бланков счетов-фактур, осуществлять нумерацию в пределах отчетного года, а в начале отчетного года начинать ее цифрой 1, т.е. книга покупок становится в некотором смысле аналогом кассового аппарата для безналичных расчетов, что, конечно, будет способствовать наведению порядка в учете. Нужно отметить, что практически все эти рекомендации по организации работы со счетами-фактурами содержались в письме ГНС РФ и Минфина РФ от 25 декабря 1996 г., о котором уже шла речь.

Новый порядок применения счетов-фактур содержит запрещение размножать и передавать пронумерованные незаполненные бланки счетов-фактур другим организациям, а также филиалам, отделениям и иным обособленным подразделениям организаций, самостоятельно реализующим товары (работы, услуги), что вполне естественно, так как они по отношению к НДС рассматриваются как отдельные налогоплательщики. Кроме того, не допускается передавать незаполненные пронумерованные бланки физическим лицам. Здесь уже возникают вопросы, так как не заполненные пронумерованные бланки кто-то должен заполнить, а сотрудники, на которых в организациях возложены эти обязанности, физические лица.

Урегулирован волновавший многих налогоплательщиков вопрос о порядке подписания счетов-фактур, особенно актуальный при проведении большого числа хозяйственных операций. Сейчас помимо руководителей и главных бухгалтеров при необходимости счет-фактура может быть подписан иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации (предприятию).

Хочется отметить и изменение формы счета-фактуры. Количество указываемых реквизитов сократилось, уже не нужно вписывать данные о расчетных счетах, банках, кодах ОКОНХ и ОКПО поставщиков и покупателей. Однако самое важное новшество в форме документа, по-видимому, заключается в том, что он стал односторонним: поставщику теперь не нужно иметь на счете-фактуре подпись покупателя либо уполномоченного им лица. Понятно, что покупатель для принятия входного НДС к зачету обязательно сам будет требовать счет-фактуру у поставщика. Но каким образом односторонний документ сможет стать эффективным средством встречных проверок? Как поставщик докажет покупателю в случае возникновения разногласий, что вручил ему счет-фактуру и тем самым выполнил обязанность, возложенную на него действующим законодательством? Как покупатель докажет поставщику, что не получал от него счет-фактуру? Количество "патовых" ситуаций, по-видимому, значительно возрастет.

Так и не решена и даже усугублена проблема, состоящая в том, что покупателю очень нужен счет-фактура, а ответственность поставщика за его несоставление неопределена. Ведь даже строгий подход к выбору поставщика не застрахует покупателя от неприятностей если, например, выписанный контрагентом счет-фактура просто не дойдет до него. На практике такая ситуация вполне может обернуться для покупателя невозможностью зачесть НДС по сделке, так как разбираться в суде по поводу непредставления счета-фактуры будет не каждый.

Таким образом, некоторые стороны порядка применения счетов-фактур стали более понятными и четкими. Однако не все наболевшие вопросы сняты. Так, не описано, как действовать при получении штрафов, пеней, суммовых разниц и других аналогичных платежей, что делать при расчетах в валюте, при возврате некачественного товара и т.д. Не определена ответственность поставщика за несоставление счета-фактуры. Налогоплательщикам во многих ситуациях опять придется действовать на свой страх и риск.


С.М.Саблина,

аудитор НПП "Гарант-Сервис"



Новое в порядке ведения счетов-фактур


Автор


С.М.Саблина - аудитор, НПП "Гарант-Сервис"


Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1998, N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение