Аудит в Узбекистане: становление, развитие, перспективы (К.Б. Ахмеджанов, "Аудиторские ведомости", N 4, апрель 2000 г.)

Аудит в Узбекистане:
становление, развитие, перспективы


На начальном этапе перехода к рыночной экономике широко бытовало мнение, что в условиях рынка такое понятие, как финансовый контроль, будет применяться в узких рамках только государственного сектора. Приватизированные, частные и совместные предприятия, товарищества и акционерные общества не будут подчиняться вышестоящим организациям, которые в соответствии с утвердившейся политикой управления проводят плановые ведомственные ревизии. Работники негосударственных структур будут собственниками, а собственники, как предполагалось, сами будут организовывать эффективный внутренний контроль без привлечения внешних контрольных органов. Тем самым негосударственные предприятия не будут нуждаться ни в каком виде финансового контроля. Опыт продвижения по пути к рыночной экономике показал несостоятельность такого мнения.

Как оказалось, в Узбекистане (как и в других странах) создать класс собственников возможно в первую очередь путем приватизации государственной собственности, логическим продолжением и развитием которой является организация рынка ценных бумаг.

Как известно, степень насыщенности деловой информацией - показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования финансового рынка любого государства. Важнейшая роль в ней принадлежит экономической информации, в которой приоритетная роль отводится данным финансовой отчетности и показателям финансового состояния предприятия.

Насыщение рынка финансовой информацией возможно лишь в том случае, если она достоверна. Только достоверная информация полезна государству в деле разработки своей социально-экономической политики, а широким слоям населения - в деле принятия решений, связанных с инвестициями, приобретением акций и облигаций приватизируемых предприятий.

Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой достоверность подготовленной к публикации для широкого круга пользователей финансовой информации достигается путем ее проверки и заверения результатов проверки независимым аудитором.

Независимый аудит - новый для Узбекистана вид финансового контроля, которого в условиях административно-командной системы не было, так как не было необходимости в его функционировании. Необходимость в становлении и развитии независимого аудита появляется тогда, когда каждый гражданин государства стремится стать собственником акций как своего, так и других предприятий, когда акционерные общества закрытого типа преобразуются в акционерные общества открытого типа, создаются биржи торговли недвижимостью и фондовые биржи.

Собственник, владеющий акциями предприятия, но не имеющий возможности непосредственно управлять этими предприятиями, передает управление менеджеру или совету директоров. В то же время он хочет быть уверенным, что управление предприятием осуществляется наиболее эффективно и та прибыль, от которой каждый собственник получит свою долю в виде дивидендов, достоверна. Для того чтобы убедиться в достоверности финансовых показателей деятельности предприятия, собственники приглашают независимых аудиторов.

Однако деятельность аудиторов не ограничивается только подтверждением достоверности финансовой отчетности.

Первое упоминание о привлечении к работе "специализированных консультационных (аудиторских) организаций" появилось в узбекских официальных документах уже 26 июня 1991 г., когда Кабинет Министров утвердил Положение об оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций. В то время в республике не было ни одного отечественного независимого сертифицированного аудитора, а также базы для подготовки аудиторов. Поэтому для определения достоверности оценки имущества приватизируемых предприятий в Узбекистан были приглашены эксперты международной аудиторско-консультационной фирмы "Прайс Уотерхаус".

В конце 1991 г. была организована специальная комиссия Верховного Совета Республики Узбекистан, которая привлекла к работе видных ученых и опытных практиков - бухгалтеров, ревизоров, экономистов - с целью разработки проекта закона "Об аудиторской деятельности".

Верховный Совет Республики Узбекистан 9 декабря 1992 г. принял Закон "Об аудиторской деятельности", и Узбекистан в числе первых стран СНГ начал создавать все условия для становления и развития отечественного аудита. К восьмилетнему юбилею мы имеем следующие результаты.

В республике организованы 4 центра подготовки аудиторов, подготовлено около 5000 аудиторов, зарегистрировано 410 независимых аудиторских фирм. Причем они организованы не только в столице. Теперь ни в одной области не возникает проблем в вопросе привлечения аудиторов на договорной основе к проверке достоверности финансовой отчетности, к оказанию консультационных услуг, услуг по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности, ликвидационного баланса при приватизации или банкротстве предприятий, по восстановлению бухгалтерского учета производственных предприятий.

Но кроме производственных предприятий в экономике республики имеются такие структуры, как коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, совместные предприятия, которые приглашают специалистов из международных аудиторских фирм. Предпочтение международным аудиторским компаниям, в то время как имеются отечественные, отдается из следующих соображений. Важно, чтобы достоверность финансовой отчетности была подтверждена аудиторской фирмой, но не менее важно то, какая это фирма, каков ее рейтинг. Узбекские предприятия стремятся к международному сотрудничеству, и это одна из причин, почему они становятся клиентами общепризнанных аудиторских фирм.

Мы надеемся, что узбекские аудиторские фирмы со временем смогут достичь такого же развития и признания. А пока они представляют собой небольшие фирмы, объединяющие 5-20 аудиторов, не имеют современной технологии и необходимого оборудования и т.д. На наш взгляд, в этом вопросе необходимо перенять опыт аудиторских фирм развитых стран, где наряду с небольшими аудиторскими фирмами существуют более развитые и технически оснащенные, которые в свое время образовались путем объединения ряда фирм.

В связи с изложенным остановимся на основополагающем вопросе - подготовке и переподготовке аудиторов. Первый этап - этап подготовки аудиторов в республике уже налажен и успешно претворяется в жизнь. Но аудиторы должны постоянно повышать свой уровень знаний. И не следует забывать, что сертификаты согласно Закону "Об аудиторской деятельности" выдаются на 5 лет, по истечении которых срок их действия может быть продлен после прохождения аудитором специальной аттестации.

На наш взгляд, сертифицированные аудиторы должны проходить минимум один раз в два года текущую аттестацию на специальных курсах. Это объясняется тем, что в настоящее время идет большая работа, связанная с осуществлением реформы и утверждением национальных стандартов и других нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Само собой разумеется, что небольшие организации не могут обеспечить поддержание квалификации своих работников на должном уровне. Для этого необходимо, чтобы аудиторская фирма имела хорошо организованную методическую базу, своевременно получала официальные нормативные документы и могла оплатить расходы, связанные с аттестацией каждого аудитора.

Во многих высших учебных заведениях получают квалификацию аудиторов. Но диплома вуза недостаточно, чтобы работать сертифицированным аудитором. В соответствии с международными стандартами сертификат можно получить только при наличии необходимого стажа работы по специальности, прохождении специальной подготовки и сдаче квалификационных экзаменов. В Республике Узбекистан согласно Закону "Об аудиторской деятельности" необходимы трехлетний стаж работы по специальности, учеба и сдача квалификационных экзаменов в одном из центров подготовки аудиторов.

Таким образом, молодой специалист должен проработать по специальности не менее трех лет, прежде чем он сможет стать сертифицированным аудитором. Заметим, что аудиторским фирмам не нужно бояться принимать на работу вчерашних студентов в качестве ассистентов. По оценкам специалистов, в мировой практике примерно 40% работников аудиторских фирм составляют ассистенты, которые занимаются проведением инвентаризаций, арифметическими подсчетами и сверками. Очень важно, чтобы студенты уже в процессе учебы приобрели навыки работы на компьютере, могли пользоваться факсом, ксероксом и пр., с тем чтобы в будущем они на должном уровне могли бы обеспечить аудит клиента.


К.Б. Ахмеджанов

Кафедра "Аудит" Ташкентского государственного

экономического университета


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.