Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор (Г.Б. Леонова, "Законодательство", N 2, февраль 2000 г.)

Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор


Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению темы статьи, представляется целесообразным определить, что понимается под торговым договором.

Деятельность любого субъекта гражданского права неразрывно связана с приобретением различных товаров путем заключения договоров купли-продажи. Исторически появлению договора купли-продажи предшествовал договор мены. "Обращение вещей (переход их из хозяйства в хозяйство) имело место еще до появления денег и представляло собой непосредственный обмен вещи на вещь (так называемую мену). Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только что переходившего от натурального хозяйства к меновому. На смену указанной первоначальной форме меновых сделок пришел обмен товара на деньги (притом немедленный: купля-продажа за наличные). Дальнейшее развитие имущественных отношений привело к такому договору, когда немедленной передачи товара, с одной стороны, цены, с другой стороны, могло и не быть, т.е. стали заключать договор, по которому стороны принимают на себя взаимные обязательства: одна передать товар, другая уплатить за него цену"*(1).

Правовое регулирование купли-продажи дано в главе 30 Гражданского кодекса РФ. При этом законодатель дает как общие положения о купле-продаже, так и указывает виды купли-продажи, различающиеся между собой по различным основаниям (субъектному составу, объекту, цели заключения договора), выделяя тем самым договоры поставки, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. Однако не все перечисленные договоры являются торговыми. Для признания того или иного договора купли-продажи торговым необходимо выделить признаки торгового договора.

Во-первых, заключение торгового договора является средством продвижения товаров от изготовителей (а при приобретении сырья от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку полезных ископаемых) к конечному потребителю: в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и (или) хозяйственных целей.

Во-вторых, сторонами торгового договора являются юридические лица и граждане-предприниматели. Договоры, заключенные гражданином и не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (в том числе и договор розничной купли-продажи), по своей правовой природе не являются торговыми.

В-третьих, договор заключается по поводу движимых вещей, не изъятых из оборота, следовательно, договоры по поводу недвижимости не входят в число торговых.

В-четвертых, продавец товара действует в целях извлечения прибыли. Что же касается покупателя, то договор может заключаться им как для последующей перепродажи товара (т.е. приобретатель действует с предпринимательской целью), так и для удовлетворения собственных потребностей. При этом товар приобретается для целей, связанных не с личным использованием, а с обеспечением деятельности покупателя организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехника, транспортные средства, материалы для ремонтных работ, мебель для детского сада, сырье, оборудование и т.п.). Однако если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, а не о договоре поставки*(2).

Учитывая изложенное и нормы гл. 30 ГК РФ, к торговым договорам следует отнести:

договор поставки, в том числе для государственных нужд;

договор оптовой купли-продажи (несмотря на то, что законодатель не выделяет указанный договор в самостоятельный вид, статьи ГК РФ, посвященные правовому регулированию купли-продажи, в большей степени относятся к приобретению товаров в определенном (значительном) количестве, а не одной конкретной вещи)*(3);

государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;

договоры контрактации, в том числе договор о закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

В литературе к торговым договорам относят и договор товарного кредита*(4). Однако такое обособление названного договора представляется не вполне оправданным, так как в данном случае речь идет о денежном обязательстве в рамках торгового договора.

Исполнение торговых договоров неразрывно связано с перемещением товаров. Продвижение товаров к покупателям может осуществляться одной из сторон торгового договора с использованием собственных или арендованных транспортных средств. Однако в подавляющем большинстве случаев стороны прибегают к услугам перевозчика путем заключения договора перевозки груза.

В зависимости от вида транспорта различают железнодорожную, автомобильную, воздушную, морскую и речную (внутреннюю водную) перевозку. Общее правовое регулирование договоров перевозки дано в гл.40 ГК РФ, детальнее же взаимоотношения между сторонами при перевозке груза определяются в транспортном законодательстве: транспортных уставах, кодексах, правилах. Так, в настоящее время действуют: Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (далее УВВТ)*(5), Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее УАТ)*(6), Воздушный кодекс РФ (далее ВК)*(7), Транспортный устав железных дорог (далее ТУЖД)*(8), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ)*(9). Значительное число норм, регулирующих отношения между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержится в правилах, принятых в развитие соответствующего транспортного устава или кодекса. Так, только во исполнение норм Транспортного устава железных дорог принято более 10 правил, регулирующих перевозку грузов*(10).

В настоящее время транспортное законодательство находится на начальной стадии обновления, поэтому до принятия нормативных актов, отвечающих современному этапу развития экономических отношений, действуют принятые ранее акты в части, не противоречащей ГК РФ и уже обновленному транспортному законодательству. Наряду с указанной проблемой существует и другая отсутствие полной информации о действующих нормативных актах, регулирующих перевозку грузов.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).

Заключение договора перевозки груза удостоверяется соответствующими транспортными документами, содержащими условия договора. Наименование, форма документов и порядок их заполнения определяются транспортными уставами и кодексами, правилами перевозок.

При железнодорожной перевозке таковыми являются транспортная железнодорожная накладная, сопровождающая груз в пути следования, и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция. В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости (ст.31 ТУЖД). Накладная и дорожная ведомость сопровождают груз на всем пути его следования, накладная выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, а дорожная ведомость после выдачи груза в пункте назначения остается у перевозчика*(11).

Аналогичный порядок оформления договорных отношений предусмотрен для перевозки речным транспортом (п.67 УВВТ).

Подтверждением заключения договора воздушной перевозки груза является грузовая накладная (п.1 ст.104 ВК).

Накладная (транспортная железнодорожная, грузовая) предъявляется перевозчику одновременно с грузом. Обязанность по заполнению накладной лежит на грузоотправителе. В связи с этим перевозчик вправе выборочно проверять соответствие груза сведениям, указанным грузоотправителем в накладной. При этом грузоотправитель несет ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных им в накладной (см., напр., ст. 113 ТУЖД).

Одновременно с накладной грузоотправитель должен передать перевозчику все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами. Так, в соответствии с п.73 УВВТ к накладной на груз, влажность которого при перевозке изменяется (сахар, мука, зерно всех видов, рыба сушеная,вяленая и др.), грузоотправитель должен приложить удостоверение о качестве с указанием в нем процента влажности груза. В удостоверении о качестве хлебных грузов, перевозимых насыпью, кроме процента влажности должен быть указан процент сорности.

Наименование и форма документов, оформляющих заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом, различаются в зависимости от вида предъявляемого груза и условий оплаты услуг перевозчика.

При предъявлении к перевозке груза товарного характера грузоотправителем составляется товарно-транспортная накладная (не менее четырех экземпляров). Прием грузов к перевозке удостоверяется подписью шофера во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) или без такого условия. Чартер должен содержать сведения, предусмотренные ст. 120 КТМ.

Независимо от того, на каких условиях заключен договор морской перевозки, принимая груз к перевозке, морское пароходство по требованию отправителя выдает коносамент, который выполняет три функции: а) доказывает заключение договора морской перевозки грузов и свидетельствует о его содержании; б) является распиской, удостоверяющей принятие груза к перевозке; в) представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент ценная бумага.

В Кодексе торгового мореплавания коносамент упоминается как документ, который выдается при принятии груза к перевозке и содержит данные, указанные в п.1 ст. 144 КТМ. По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Выделяется бортовой коносамент документ, выдаваемый после того, как груз погружен на борт судна. В дополнение к данным, предусмотренным п.1 ст.144 КТМ, в бортовом коносаменте должна стоять дата (даты) погрузки груза, а также должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов. В случае если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте. В подтверждение заключения договора может быть выдан и сквозной коносамент документ, согласно которому часть перевозки груза осуществляется не перевозчиком, а другим лицом (сквозная перевозка). Сквозным коносаментом может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза (ст. 174 КТМ).

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, при этом в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов. Груз выдается на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Вместо коносамента отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи морской накладной или иного документа, подтверждающего принятие груза к перевозке.

Несмотря на реальный характер договора перевозки груза (за исключением договора фрахтования), правоотношение по осуществлению перевозки устанавливается еще до заключения договора, с принятия заявки на перевозку груза, заключения организационного договора. Это связано с тем, что действующее законодательство устанавливает взаимные права и обязанности отправителя и перевозчика по передаче и принятию груза к перевозке. Они состоят в следующем.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку транспортные средства в срок, согласованный сторонами. При этом транспортные средства должны быть в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В случае подачи транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, отправитель вправе отказаться от их использования, а перевозчик обязан подать взамен указанных необходимые транспортные средства.

Что касается отправителя, то на нем лежит обязанность по подготовке груза к перевозке: он должен до предъявления груза перевозчику подготовить груз так, чтобы обеспечивалась транспортабельность и сохранность его в пути следования. Для этого при погрузке мелких штучных грузов отправителю следует объединить мелкие места в более крупные путем увязки или упаковки в соответствующую тару. При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место (отправительская маркировка). Порядок маркировки, а также случаи, когда помимо отправительской маркировки необходима еще и маркировка груза перевозчиком (транспортная маркировка), например, пароходством, устанавливаются соответствующими правилами (п.52 УАТ, п.72 УВВТ).

Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи (повреждения), должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, или в установленных случаях в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность (ст.139 КТМ, п.52 УАТ, п.71 УВВТ). Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены недостатки, вызывающие опасения утраты, порчи (повреждения) груза по этой причине, грузоотправитель обязан по требованию перевозчика привести тару или упаковку в соответствие с установленными требованиями.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

В определенных случаях грузы предъявляются грузоотправителями с объявлением их ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается правилами (п.46 УАТ, п.70 УВВТ).

При железнодорожной перевозке обязательно объявление ценности следующих грузов (при условии их доставки без сопровождения): драгоценных металлов (камней), изделий из них, видео- и аудиоаппаратуры, электронно-вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов (ст. 23 ТУЖД). Ценность грузов объявляется исходя из их стоимости. При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной представляет опись (в трех экземплярах) на перевозку грузов с объявленной ценностью*(12).

За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве.

Погрузку (и выгрузку) груза на транспортное средство могут осуществлять грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Распределение обязанностей между указанными субъектами определяется в соответствии с транспортным законодательством и договором (см., напр., ст.29 ТУЖД). Однако при заключении договора следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(13) (далее Закон о лицензировании) лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах и на внутреннем водном транспорте, а также погрузочно-разгрузочная деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей на федеральном железнодорожном транспорте.

Погрузка, размещение и крепление груза в транспортном средстве осуществляются в соответствии с требованиями технических условий.

По общему правилу независимо от того, кем осуществляется погрузка (перевозчиком или грузоотправителем), на грузоотправителе лежит обязанность по предоставлению необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудования, средств пакетирования, иных приспособлений и вспомогательных материалов (козлы, стойки, лотки, проволока, щитовые ограждения и т.п.) (п.56 УАТ, п.82 УВВТ, ст.30 ТУЖД).

Вопрос о том, кто должен производить установку и снятие необходимых для перевозки приспособлений: грузоотправитель, грузополучатель или перевозчик решается по-разному в зависимости от вида транспорта. В соответствии с п.56 УАТ, п.82 УВВТ необходимые для перевозки приспособления должны устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем. При железнодорожной перевозке указанные действия проводятся грузоотправителями, грузополучателями или железной дорогой в зависимости от того, кем осуществляются погрузка и выгрузка (ст.30 ТУЖД).

Сведения об установке приспособлений указываются грузоотправителями в транспортных документах. Все приспособления и материалы грузоотправителя, включенные в накладную, перевозятся как груз и выдаются грузополучателю вместе с грузом или возвращаются перевозчиком грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно-транспортной накладной и за его счет (абз.3 п.56 УАТ).

В отличие от перевозки другими видами транспорта погрузка (выгрузка) при автомобильных перевозках обычно осуществляется не в месте нахождения автотранспортного предприятия, а на территории грузоотправителя (грузополучателя). Указанное обстоятельство возлагает на данных лиц определенные обязанности. Так, грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки и содержать эти пути в исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления перевозок (п.21 УАТ).

Погрузочно-разгрузочные пункты грузоотправителей и грузополучателей должны иметь: средства механизации и необходимое количество рабочих, обеспечивающих соблюдение установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов; устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время; инвентарь, в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ нужное количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов (п.23 УАТ).

При проведении погрузочно-разгрузочных работ грузоотправителями или грузополучателями перевозчик осуществляет контроль за правильностью их выполнения (п.57 УАТ). Соглашением сторон может быть установлено иное распределение обязанностей по погрузке и выгрузке. Производство погрузочно-разгрузочных работ может быть возложено на автотранспортную организацию по соглашению с грузоотправителем или, соответственно, с грузополучателем. Конкретизация этого положения содержится в п. 58 УАТ.

Кодекс торгового мореплавания не регулирует взаимоотношения между сторонами при осуществлении погрузки груза на судно. В п. 1 ст. 150 КТМ лишь указывается, что перевозчик с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, укладывать, заботиться о грузе. В КТМ особо оговариваются условия, при которых груз может быть размещен не в трюме, а на палубе судна. В соответствии со ст. 138 КТМ перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем (о достижении такого соглашения делается отметка в коносаменте или ином документе, подтверждающем заключение договора), законом или иными правовыми актами либо обычаями делового оборота.

По окончании погрузочных работ производится пломбировка.

Так, в соответствии со ст. 34 ТУЖД загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если погрузку производили последние, или грузоотправителями, если именно они выполнили указанную работу. Порядок опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, устанавливается правилами*(14).

Запорно-пломбировочные устройства и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату.

На внутреннем водном транспорте этот вопрос решается несколько иначе. Загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных и наливных, должны быть опломбированы: пломбами пароходства когда груз не только погружен, но и взвешен средствами пароходства, и пломбами грузоотправителя когда груз погружен и вес определен средствами последнего (п.74 УВВТ).

В соответствии с п.65 УАТ загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены. Порядок пломбирования автомобилей, прицепов, отдельных секций автомобилей, контейнеров и цистерн устанавливается правилами.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не предусмотрены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п.3 ст.791 ГК РФ).

Применительно к морской перевозке действует иной порядок исчисления срока. Так, в соответствии со ст.134 КТМ срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порте погрузки.

Соглашением сторон могут быть установлены: дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания (контрсталийное время) и размер соответствующей платы (демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач). Подробнее эти вопросы урегулированы в ст. 135-138 КТМ.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортными уставами и кодексами, а если такие указаны в разумный срок. В настоящее время в указанных правовых актах нет норм о конкретных сроках доставки груза (времени нахождения груза в пути), в них лишь содержатся общие положения и нормы, отсылающие к правилам перевозок грузов (ст.39 ТУЖД, ст.92 ВК, п.69 УАТ).

Так, при железнодорожной перевозке сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются МПС РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители и железные дороги в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов. Исчисление сроков доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения они выгружены железной дорогой или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателями до истечения установленного срока доставки. Наряду с указанными в ст.39 ТУЖД содержатся и иные критерии определения срока исполнения обязанности перевозчика по доставке груза.

Несмотря на видимое различие правового регулирования договоров поставки и перевозки грузов, анализ соответствующих норм позволяет сделать вывод о непосредственной связи условий торгового договора с договором перевозки груза, заключенным во исполнение первого.

Взаимосвязь и взаимозависимость торгового договора и договора перевозки обусловлены следующим.

Во-первых, при заключении торгового договора наряду с другими условиями стороны определяют момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара. При этом они вправе выбрать один из вариантов, указанных в ст. 458 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

а)вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

б)предоставления товара в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика (выборка товара);

в)сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

От формулировки этого условия в договоре зависит не только определение момента возникновения права собственности на товар у покупателя, но и определение стороны, ответственной за перемещение товара. Так, при выборке товара его транспортировка осуществляется силами покупателя. Выборка товаров должна производиться в согласованный сторонами срок, а при отсутствии этого условия в договоре в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров. Товар признается готовым к передаче, если он идентифицирован для целей договора. Идентификация осуществляется путем маркировки товара или его тары, упаковки (в маркировку может быть включено наименование продавца и покупателя (получателя), номер договора, наименование товара, количество, наличие сертификата, если сертификация товара обязанность продавца).

В двух других случаях поставщик-грузоотправитель заключает договор перевозки.

Применительно к договору контрактации выборка товара является более частым случаем. Заготовитель обязан не только принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, но и обеспечить ее вывоз (п.1 ст. 536 ГК РФ). Однако эта норма диспозитивная, стороны в договоре вправе установить иной порядок взаимоотношений, например, в соответствии со ст. 510, 458 ГК РФ.

Доставка*(15) товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. При согласовании условия о перевозке товара стороны определяют не только вид транспорта, но и конкретного перевозчика. Это связано с тем, что на сегодняшний день, за исключением железнодорожного транспорта, в качестве перевозчика могут выступать не только государственные, но и частные фирмы. При этом различно не только правовое положение перевозчиков, но и качество предоставляемых ими услуг и условия их оплаты. В соответствии со ст.17 Закона о лицензировании лицензированию подлежат перевозки грузов морским транспортом, деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов в морских сообщениях, перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте, перевозочная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта.

В торговом договоре могут содержаться и другие условия, влияющие на содержание договора перевозки, например, указание на то, что перевозка будет осуществляться одним транспортным предприятием (перевозка в местном сообщении), несколькими предприятиями одного вида транспорта по одному транспортному документу (перевозка в прямом сообщении), несколькими видами транспорта по одному транспортному документу (перевозка в прямом смешанном сообщении), также уточняется скорость перевозки груза. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью или большой скоростью с оплатой последней по повышенному тарифу (ст. 20 ТУЖД, п. 76 УВВТ).

Скорость перевозки грузов указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются Министерством путей сообщения РФ*(16).

Если же перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной только эту скорость. При перевозке в прямом смешанном сообщении общий срок доставки груза определяется исходя из совокупности сроков доставки каждым видом транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

При отсутствии в договоре определения вида транспорта или условий доставки право выбора вида транспорта и определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычая делового оборота.

Во-вторых, к перевозке предъявляется груз, наименование и количество которого согласованы в договоре поставки применительно к каждой партии товара. В зависимости от вида груза, его веса, объема определяется вид транспортного средства (грузовой автомобиль, автомобиль-тягач с полуприцепом, крытый железнодорожный вагон или открытая платформа и т. д.).

В-третьих, условие о сроке предъявления груза к перевозке зависит от указанного в торговом договоре срока исполнения продавцом обязанности по поставке товара. Для надлежащего исполнения этой обязанности продавец учитывает время нахождения груза в пути. Сроки предъявления груза к перевозке зависят от периодов, графиков поставки.

В-четвертых, поставка товаров может осуществляться путем передачи товаров покупателю или лицу, указанному покупателем в качестве получателя товара. Исполнение договора не покупателю, а получателю допускается, если договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки). При этом покупатель вправе непосредственно в договоре указать получателей товаров (их отгрузочные реквизиты) либо предусмотреть порядок и сроки представления отгрузочной разнарядки. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки. Содержание разнарядки по количеству и ассортименту подлежащих передаче получателю товаров и срокам (периодам) поставки должно соответствовать условиям договора поставки.

От условия договора поставки, касающегося получателя товара, зависит и указание грузополучателя товара в транспортных документах. При исполнении договора третьему лицу грузоотправитель в транспортных документах в качестве получателя груза указывает не покупателя, а лицо, поименованное в договоре поставки или отгрузочной разнарядке (получателя). В этом случае на получателе груза лежит обязанность по исполнению договора перевозки в части принятия груза от предприятия транспорта. Однако ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение получателем указанной обязанности в соответствии со ст. 403 ГК РФ несет покупатель.

Груз, принятый к перевозке, до выдачи его получателю может быть переадресован. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. За переадресовку груза железная дорога взимает сбор в размере, указанном в тарифном руководстве (ст. 37 ТУЖД). Переадресовка груза проводится в соответствии с приказом министра путей сообщения РФ от 29 марта 1999 г. N 7Ц "Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте"*(17).

При воздушной перевозке грузоотправитель вправе изменить в грузовой накладной наименование грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае его непринятия грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю (п.1 ст.110 ВК).

При перевозке внутренним водным транспортом этот вопрос решается несколько иначе. В соответствии с п. 91 УВВТ грузоотправитель имеет право требовать выдачи груза не тому грузополучателю, который указан в накладной. В исключительных случаях пароходство может по требованию грузоотправителя, грузополучателя изменить пункт назначения груза, принятого к перевозке. Повторная переадресовка грузов и переадресовка их в обратных направлениях запрещаются (п. 92 УВВТ).

В-пятых, при наличии длительных долгосрочных и устойчивых связей с покупателями продавцы могут заключать организационные договоры на перевозку грузов. Заключение указанных договоров в определенной степени облегчает взаимоотношения с перевозчиком. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК РФ). Договор об организации перевозок не является договором перевозки, взаимоотношения между сторонами регулируются договором и нормами общей части обязательственного права.

В-шестых, в соответствии с правовой природой договора купли-продажи покупатель обязан принять товар. Это одна из его основных обязанностей (п.1 ст. 454 ГК РФ), наряду с обязанностью оплатить товар.

В соответствии со ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. При этом он обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. Если порядок проверки качества товаров предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов, проверка, осуществляемая покупателем, должна соответствовать таким требованиям. Стороны в договоре вправе предусмотреть, что при приемке товара по количеству и качеству покупателем (получателем) применяется порядок, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 24 апреля 1966 г. N П-7*(18).

Исполнение этой обязанности зависит от условия торгового договора, определяющего момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара. При выборке товара приемка осуществляется непосредственно у продавца, порядок проведения приемки определяется сторонами в договоре.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ).

Таким образом, в зависимости от условия торгового договора различают приемку грузов (товаров) от органов транспорта и без участия транспортных организаций. В рамках данной работы остановимся на первом из указанных способов и, поскольку данный вопрос является предметом самостоятельного исследования, укажем лишь общий порядок урегулирования взаимоотношений между сторонами.

Покупатель (получатель) обязан принять груз, прибывший на его имя, даже если таковой не предусмотрен торговым договором. Так, при перевозке железнодорожным транспортом грузополучатель обязан принять груз от железнодорожной станции в случаях прибытия в его адрес груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной (п.1 ст.42 ТУЖД). При перевозке речным и автомобильным транспортом (при междугородных перевозках и при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов, пристаней и аэропортов) принимается только груз, не предусмотренный договором (абз. 2 п. 96 УВВТ, абз. 4 п.72 УАТ). В указанных случаях груз принимается получателем на ответственное хранение. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в тех случаях, когда вследствие повреждения или порчи его качество изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по первоначальному назначению (абз. 2 п. 96 УВВТ, п. 2 ст. 42 ТУЖД, п. 2 ст. 111 ВК).

В соответствии с действующим законодательством принятие товара (груза) на ответственное хранение возможно в двух различных ситуациях. В одних случаях речь идет о взаимоотношениях с транспортной организацией, когда грузополучатель обязан принять груз на ответственное хранение. В других случаях о регулировании взаимоотношений между поставщиком и покупателем, когда покупатель в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного ему поставщиком товара*(19). При этом товар получен покупателем (получателем) (в том числе и от транспортной организации) и находится в его фактическом обладании.

Несмотря на различные основания принятия товара на ответственное хранение, в ст. 514 ГК РФ установлен единый правовой режим ответственного хранения. Принимая груз на ответственное хранение, грузополучатель обязан:

а)обеспечить его сохранность всеми доступными средствами с учетом требований, предъявляемых к хранителю по нормам договора о хранении;

б)незамедлительно уведомить поставщика (отправителя) о принятии груза на ответственное хранение.

По получении уведомления последний, в свою очередь, обязан в разумный срок совершить одно из следующих действий: вывезти товар или распорядиться им. Если отправитель в этот срок не распорядится товаром, покупатель (получатель) вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. При этом независимо от дальнейшей судьбы товара покупатель вправе предъявить поставщику требование возместить необходимые расходы, понесенные им в связи с принятием мер по сохранности товара.

Если же поставщик не распорядился товаром, то наряду с возмещением расходов по хранению в зависимости от того, какое было принято решение, покупатель (получатель) имеет право на возмещение расходов по возврату товара либо по его реализации. Скоропортящийся товар подлежит реализации на месте. При принятии решения покупателю следует иметь в виду, что возмещению подлежат только необходимые расходы. Также следует учитывать некоторые различия в осуществлении субъективного права. Так, при реализации товара покупатель сразу же возмещает понесенные расходы, а вырученные средства, за вычетом причитающегося, передает поставщику. В этом случае право требовать возврата причитающихся средств принадлежит поставщику. При принятии решения о возврате поставщику товара покупателю предоставляется лишь право требовать возврата причитающихся средств, а возмещение расходов и их размер зависит от удовлетворения требования поставщиком. Таким образом, для покупателя более целесообразной является реализация товара, принятого на ответственное хранение, а не его возврат продавцу.

По результатам приемки груза от перевозчика при наличии обстоятельств, указанных в транспортном законодательстве, составляются коммерческие акты (на всех видах транспорта), общие акты (на железнодорожном транспорте, при морской и речной перевозке) и иные акты (на железнодорожном транспорте). При перевозке автомобильным транспортом делается запись в товарно-транспортных документах, а в случае разногласий между перевозчиком и грузополучателем составляются акты установленной формы (п.157 УАТ).

Получатель (покупатель) должен потребовать составления, а перевозчик обязан составить и выдать коммерческий акт при наличии следующих обстоятельств:

а)несоответствия наименования, массы, количества мест груза указанным в перевозочном документе;

б)повреждения (порчи) груза;

в)обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза (ст. 134 ТУЖД, п. 215 УВВТ, п. 2 ст. 402 КТМ, п. 2 ст.124 ВК).

Коммерческий акт может служить основанием имущественной ответственности перевозчика.

В транспортном законодательстве определяются форма, содержание коммерческого акта, порядок взаимоотношений между сторонами (в том числе при отказе перевозчика в составлении названного документа).

При составлении коммерческого акта особое внимание грузополучатель и перевозчик должны уделять описанию запорно-пломбировочных устройств, имеющихся на транспортном средстве или контейнере. Если при разрешении спора выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. При наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику (п.15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18).

Поскольку при перевозке груза железнодорожным, воздушным, морским, речным транспортом в отдельных случаях необходима доставка груза от продавца (отправителя) к перевозчику и от перевозчика к покупателю (получателю) так называемый завоз-вывоз, при наличии стабильных, постоянных связей между субъектами торгового оборота возможно осуществление централизованных перевозок грузов.

Централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю. Централизованные перевозки грузов не применяются, как правило, при перемещении отдельных партий или видов грузов или при периодическом обслуживании отдельных грузоотправителей или грузополучателей.

При централизованных перевозках автотранспортные предприятия производят по договору перевозку грузов и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства грузоотправителей и грузополучателей; вывоз (завоз) грузов с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов (п. 38 УАТ).

Порядок организации централизованного завоза (вывоза), а также права и обязанности автотранспортных предприятий, станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов устанавливаются Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов прием автотранспортными предприятиями или организациями грузов от станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов производится по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(20).

Отношения по централизованным перевозкам имеют сложную договорную структуру, основным звеном в которой является автотранспортное предприятие или экспедитор. Структура договорных связей зависит от того, кем выполняются функции экспедитора автотранспортным предприятием или иным субъектом. Как правило, автотранспортное предприятие выполняет наряду с основной обязанностью по перевозке груза и функции экспедитора. Однако не исключено, что данные функции выполняет иной субъект хозяйственной деятельности.

Автотранспортное предприятие-экспедитор выполняет свои обязанности перед грузоотправителем (грузополучателем) либо на основании договора об оказании услуг по централизованному завозу (вывозу) грузов и договора транспортной экспедиции, либо на основании договора об оказании услуг по централизованному завозу (вывозу) грузов, содержащего условие об оказании экспедиционных услуг (смешанного договора).

Независимо от способа оформления договорных отношений для осуществления функции экспедитора нужна доверенность, выданная грузоотправителем (грузополучателем).

Помимо указанных договоров для осуществления централизованных перевозок автотранспортное предприятие (или экспедитор) должен также заключить договор с железной дорогой, портом (пристанью), аэропортом о выполнении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.


Г.Б. Леонова,

кандидат юридических наук


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Новицкий Б.И. Римское право. М., 1993. С.176.

*(2) Постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18. П.5 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

*(3) В литературе договор оптовой купли-продажи обособляют от договора поставки по назначению предмета договора. При этом под договором оптовой купли-продажи предлагается иметь в виду договоры, заключаемые в целях продвижения товаров от изготовителей для реализации их гражданам-потребителям через розничную торговую сеть. Что касается договора поставки, то он заключается в целях "снабжения материальными ресурсами всех видов производственных и иных (учебных, медицинских, управленческих и т.д.) организаций и учреждений" (см.: Коммерческое право России / Под ред. Б.И.Пугинского. М., 1999. С. 3738.)

*(4) Там же. С.37.

*(5) Утвержден постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801 (с изм. и доп.) // Транспортные перевозки. М., 1996.

*(6) Утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (с изм. и доп.) // Там же.

*(7) Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483.

*(8) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 218.

*(9) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2207.

*(10) См., напр., Правила перевозок грузов мелкими отправками на железнодорожном транспорте, Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом министра путей сообщения от 29 марта 1999 г. N 11Ц, N 10Ц, от 5 апреля 1999 г. N 20Ц // Российская газета. 1999. 17 июня, 9 октября, 2 ноября.

*(11) Примечателен тот факт, что на железнодорожном транспорте допускается заключение договора перевозки груза не только на бумажном, но и на электронном носителе. Об этом свидетельствуют Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом министра путей сообщения от 29 марта 1999 г. N 7Ц (см.: Российская газета. 1999. 2 ноября). Так, п.6, абз.3 п.8 названных Правил регулируют порядок переадресовки грузов для абонентов Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной.

*(12) См. приказ министра путей сообщения от 29 марта 1999 г. N 13Ц "Об утверждении Правил перевозок грузов с объявленной ценностью на железнодорожном транспорте". Названным актом утверждена и форма описи на перевозку грузов с объявленной ценностью// "Российская газета", 4 апреля 1999 г.

*(13) СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857; N 48. Ст. 5853.

*(14) См.: Правила пломбирования вагонов и контейнеров (утверждены МПС СССР 27 февраля 1981 г.) // СПС "Гарант".

*(15) Особо следует отметить, что при раскрытии содержания правоотношения по перевозке грузов несколько терминов "перевозка", "доставка", "транспортировка" рассматриваются как равнозначные. Однако в некоторых случаях понятие "доставка" используется не в отношении обязанности перевозчика, а применительно к обязанности поставщика по передаче товара покупателю путем сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю (ст. 510 ГК РФ). В соответствии со ст. 458 ГК РФ термин "доставка" применим и к передаче поставщиком товара в месте его нахождения, и к передаче товара организации связи для доставки покупателю.

*(16) См.: Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные министром путей сообщения РФ 10 сентября 1998 г. N ЦМ-593 // Российская газета. 1998. 20 октября.

*(17) Российская газета. 1999. 2 ноября.

*(18) Указанные инструкции применяются только в случаях, предусмотренных договором поставки (п.14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18).

*(19) Так, согласно ГК РФ, если в договоре не предусмотрено иное, покупатель вправе отказаться от переданного товара и его оплаты, а если он оплачен потребовать возврата денежной суммы по основаниям, предусмотренным в ст.464, п.1 ст. 466, п. 1, 2, 3 ст.468.

*(20) Письмо Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 г. N С-405у/АК-7/ЦМ-180.



Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор


Автор


Г.Б.Леонова - кандидат юридических наук


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 2



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение