Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства (А.Е.Оленин, "Законодательство", N 2, февраль 2000 г.)

Правовые основы и особенности наблюдения
как процедуры банкротства


Процедура наблюдения является новеллой для российского законодательства, регламентирующего вопросы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.

Понятие "наблюдение" определено законодателем в ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следующим образом: это "процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника". Наблюдение осуществляет временный управляющий.

Следовательно, основной целью наблюдения является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой для указанной категории дел. Оно вводится на основании определения арбитражного суда (исключая случаи, которые будут рассмотрены далее).

Арбитражный суд в течение трех дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом (оформленного с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)") выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом к производству. В данном определении говорится о введении процедуры наблюдения и о назначении временного управляющего.

Процедура наблюдения вводится с момента вынесения данного определения.

Если невозможно определить кандидатуру временного управляющего непосредственно при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее десяти дней со дня принятия указанного определения.

Процедура наблюдения осуществляется до даты проведения первого заседания арбитражного суда.

Наблюдение может вводиться на срок, не превышающий трех месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Однако поскольку Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не определены последствия невозможности завершения процедуры наблюдения в указанные сроки, на практике встречаются случаи, когда арбитражный суд своим определением по истечении пяти месяцев продлевает срок наблюдения.

Рассматриваемая процедура вводится по отношению ко всем категориям должников. Исключение из этого общего правила составляют банкротства ликвидируемого должника, отсутствующего должника, а также добровольное объявление должника о банкротстве, при которых наблюдение не применяется.

С момента введения процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

все требования к должнику могут быть предъявлены только через собрание или комитет кредиторов;

приостанавливается исполнительное производство исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, за исключением случаев, установленных ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

по ходатайству кредиторов приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств или иного имущества;

запрещается удовлетворение требований участника должника юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

При введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании аналогичных перечисленным судебных решений, но принятых судами после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, приостанавливается и осуществляться не может до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.

В течение всего периода наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются. Тем самым законодатель предоставил должнику возможность работать, забыв на время о долгах, что позволяет оценить целесообразность продолжения деятельности должника и возможности восстановления его платежеспособности, установить реальный срок, необходимый для этого.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения администрации должника, которая осуществляет свои полномочия с ограничениями, предусмотренными п. 2, 3 ст. 58 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Администрация (органы управления) должника с момента введения наблюдения имеют право совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки следующих видов:

а)связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в виде вклада (пая) в уставной (складочный капитал) капитал хозяйственных товариществ и обществ или с распоряжением имуществом иным образом;

б)связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;

в)связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Контроль над указанными сделками должника обеспечивает временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление. Если же данные сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с нормами ГК РФ. Давая согласие на совершение таких сделок, временный управляющий должен решить вопрос об их целесообразности для должника, проанализировать влияние реализации этих сделок на имущество должника, учесть, что последствием заключения указанных соглашений может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.

Также исключительно с согласия временного управляющего администрация должника может принимать решения об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.

Администрация (органы управления) должника не вправе с момента введения наблюдения принимать решения:

а) о реорганизации во всех формах, предусмотренных ГК РФ, и о ликвидации должника;

б)о создании юридических лиц, филиалов, представительств или об участии в иных юридических лицах;

в)о выплате дивидендов; о размещении должником эмиссионных ценных бумаг, признаваемых в качестве таковых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг";

г)о выходе из состава участников должника юридического лица и приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Если руководитель должника не выполняет требований, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не принимает должных мер, направленных на сохранение имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при осуществлении им своих обязанностей, а также допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный суд вправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия по управлению должником возлагаются на временного управляющего.

Как было отмечено, процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий, который назначается арбитражным судом из числа лиц, предложенных кредиторами (как конкурсными кредиторами, так и налоговыми и иными уполномоченными органами), а при отсутствии указанных предложений из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде.

При отсутствии указанных лиц арбитражный суд направляет запрос в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению о кандидатуре временного управляющего. В недельный срок с момента получения указанного запроса упомянутый государственный орган обязан предложить арбитражному суду кандидатуру временного управляющего.

Временный управляющий должен отвечать требованиям, предъявленным к кандидатам на эту должность в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до момента окончания процедуры наблюдения и назначения соответственно внешнего или конкурсного управляющего (в том случае, если не было заключено мировое соглашение).

Основными задачами временного управляющего на стадии наблюдения являются созыв и проведение первого собрания кредиторов и составление реестра требований кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.

Участвовать в первом собрании кредиторов с правом решающего голоса могут конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, а также размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника.

Для признания размера требований установленным кредитор направляет указанные требования должнику и в арбитражный суд. При согласовании размера требований должником и кредитором (кредиторами) составляется соответствующий акт (акт согласования требований), в котором указывается общая сумма задолженности. Указанный акт подписывается должником и кредитором (кредиторами).

Подписанный сторонами акт является официальным документом, позволяющим определить требования кредитора (кредиторов) как установленные. В дальнейшем данный акт согласования требований направляется временному управляющему для включения в реестр требований кредиторов.

Если в течение недели после получения требований кредиторов для их согласования должник не представил возражений по указанным требованиям в арбитражный суд, кредиторам или временному управляющему, такие требования кредиторов признаются установленными.

Требования кредиторов, по которым должник представил возражения, а соглашение не достигнуто, должны быть рассмотрены арбитражным судом.

Арбитражный суд обязан рассмотреть возражения должника в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. По результатам рассмотрения арбитражным судом выносится определение, в котором указывается размер требований кредитора (налогового или иного уполномоченного органа), в отношении которых возражения должника признаны необоснованными.

Данное определение арбитражного суда является основанием для включения указанных в нем требований в реестр требований кредиторов.

Уполномоченные органы с правом решающего голоса в части требований по обязательным платежам могут участвовать только в первом собрании кредиторов. В части требований по денежным обязательствам, включая требования, вытекающие из договоров гражданско-правового характера, уполномоченные органы могут участвовать с правом решающего голоса на всех собраниях кредиторов.

Рассмотрим компетенцию первого собрания кредиторов. Оно должно принять ряд решений:

а) о введении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

б) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) по иным вопросам, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Следует отметить, что решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления является обязательным для арбитражного суда, который должен утвердить данное решение своим определением.

В то же время арбитражный суд не связан решениями первого собрания кредиторов, касающимися признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или заключения мирового соглашения. Указанные решения утверждаются арбитражным судом только при наличии обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности, целесообразности и законности их принятия.

Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно в обязательном порядке содержать предлагаемый срок внешнего управления, кандидатуру внешнего управляющего, а также сведения о нем.

На первом собрании кредиторов также может быть заключено мировое соглашение.

Протокол первого собрания кредиторов должен быть представлен в арбитражный суд временным управляющим не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Решения на первом собрании кредиторов принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов.

Решения по вопросам о введении внешнего управления, об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, а также об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении временного управляющего от должности принимаются большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов.

Однако если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое количество голосов для принятия названных решений, то для обсуждения этих вопросов созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов, присутствующих на собрании, при условии, что о дне, времени и месте проведения собрания кредиторов были надлежащим образом уведомлены все конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы.

Число голосов участников собрания кредиторов с правом решающего голоса определяется пропорционально размеру соответствующих требований к должнику, признанных на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установленными и включенных в реестр требований кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает одно из следующих решений:

а) о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

б) о введении внешнего управления;

в)об утверждении мирового соглашения.

В том случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения либо ни одно из возможных решений первого собрания кредиторов не представлено в арбитражный суд в срок, установленный п. 2 ст. 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника несостоятельным банкротом и об открытии конкурсного производства.

Решение первого собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не утверждается арбитражным судом, если имеются достаточные основания полагать, что данное решение принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности, или если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие основание полагать, что платежеспособность будет восстановлена.

В случае отклонения решения первого собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд вводит внешнее управление.

Следует также отметить, что арбитражный суд вводит внешнее управление вопреки решению собрания кредиторов, кроме перечисленных случаев, в отношении градообразующих организаций по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления соответствующего поручительства по обязательствам должника названными органами.

С момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения процедура наблюдения прекращается.


А.Е.Оленин,

начальник арбитражно-юридического отдела

Главного правового управления Пенсионного фонда РФ



Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства


Автор


А.Е.Оленин - начальник арбитражно-юридического отдела Главного правового управления Пенсионного фонда РФ


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 2


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.