Нужна муниципальная адвокатура (М.Канукова, "Российская юстиция", N 4, апрель 2000 г.)

Нужна муниципальная адвокатура


На страницах "Российской юстиции" поднят вопрос о доступности (вернее сказать, недоступности) правовой помощи малообеспеченным гражданам. Действительно, адвокатская помощь многим не по карману.

В N 2 журнала за 1999 год профессор В.Ярков, отмечая необходимость решить проблему обеспечения состязательности в условиях фактического неравенства экономических и правовых возможностей сторон, предлагает концептуальные положения проекта закона "О гарантиях правовой помощи по судебным и юридическим делам малоимущим гражданам", в том числе "предоставление льгот в основном по критерию нуждаемости граждан, а не по категории дел, степени заслуг перед государством, с учетом современных положений социальной защиты".

Целиком поддерживая автора в стремлении сделать правовую помощь компетентной и доступной, с сожалением отмечу, что вряд ли в ближайшем будущем государство найдет возможность обременить себя еще одной расходной статьей бюджета социальной направленности.

Кроме того, на мой взгляд, будет представлять определенную сложность механизм определения нуждаемости в льготах конкретного лица, заключения договора об оказании бесплатной правовой помощи, соответственного уменьшения налогооблагаемой базы оказывающих ее адвокатов и частных юристов, так как эти действия вовлекают в участие несколько учреждений (суд, финансовое ведомство, коллегия адвокатов, налоговая служба).

Высказывались и другие предложения. В N 3 журнала за 1999 год опубликованы критические замечания А.Галоганова по поводу идеи члена Белгородской областной коллегии адвокатов С.Ширинского о необходимости создания института муниципальной адвокатуры (Российская юстиция. 1998. N 4; 1999. N 3). He могу согласиться с этой критикой.

Правовая основа деятельности любого органа служит тем рычагом, который позволяет его должностным лицам совершать предписанные действия и при этом подвергаться контролю с точки зрения соблюдения законности. Так что нет ничего крамольного в том, что служащий муниципальной адвокатуры будет получать "из рук глав местных администраций хорошую зарплату". И муниципальный адвокат, и глава администрации в равной степени отвечают за законность любых своих служебных действий. Автора смущает необходимость защиты за государственные деньги человека, вступающего в конфликт с государством. В этой связи можно провести аналогию с ситуацией, когда врач обязан лечить пострадавшего преступника, а соответствующее должностное лицо должно заботиться о питании, лечении, образовании лиц, отбывающих наказание. Государство обязано совершать определенные акты гуманизма, в том числе и в отношении незаконопослушных граждан.

Полагаю, что акцент необходимо сместить на обязанность адвоката действовать в тех же рамках, что и адвокаты ныне существующих негосударственных коллегий.

Напомню также, что все служащие органов правоохранительной системы получают зарплату из бюджета и исполняют (во всяком случае должны исполнять) свой профессиональный долг и в том случае, если в качестве ответчика выступает государство.

Далее А.Галоганов в качестве аргумента ссылается на то, что анализ опыта работы муниципальных адвокатов в США показал, что большинство судебных решений, вынесенных с их участием, изобилует различными нарушениями прав и интересов подсудимых. Отсюда можно сделать, по крайней мере, три вывода в пользу муниципальных адвокатов: они все-таки существуют в такой развитой правовой системе, как американская; нарушения прав подсудимых имеются и в решениях российских судов, выносимых с участием и адвоката, и прокурора; непрофессионализм муниципального адвоката не позволит ему долго усидеть на рабочем месте, a o том, как трудно сейчас найти работу юристу, многие знают непонаслышке.

В заключение А.Галоганов упоминает о том, что "неспроста же в мае 1922 года был упразднен институт адвокатов - должностных лиц". Но в советской России упраздняли и негосударственную адвокатуру, и прокуратуру, и институт мировых судей, и суд присяжных.

Полагаю, что идея создания (воссоздания) муниципальной адвокатуры более реальна и жизнеспособна по сравнению с надеждой на государственную дотацию по оплате правовой помощи неимущим гражданам. Общеизвестно, что бесплатная адвокатская помощь государством компенсируется плохо, а налоги с адвокатов берут "как с первых лиц государства". Особенно тяжело приходится; гражданам при защите своих прав в сфере гражданских правоотношений. Многие из них с радостью обратились бы к муниципальным адвокатам даже на условиях частичного возмещения издержек адвоката (на дорогу, почтовые расходы и т.п.).

Немаловажно, что такие муниципальные конторы стали бы хорошей школой для молодых честолюбивых выпускников юридических вузов, которые готовы оттачивать свой профессионализм, даже получая незначительную зарплату (имеются большие сомнения в том, что она будет "хорошей", полагаю, такой же, как у врачей, преподавателей и т.д.).


М.Канукова,

Преподаватель Кабардино-Балкарского госуниверситета



Нужна муниципальная адвокатура


Автор


М.Канукова - преподаватель Кабардино-Балкарского госуниверситета


"Российская юстиция", 2000, N 4, стр. 30


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение