Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, май 2000 г.)

Налоговое обозрение


Португалия


В целях приведения национального законодательства по акцизам в соответствие с нормами Европейского союза в Португалии с 1 февраля 2000 г. введен в действие новый акцизный кодекс, который регулирует обложение акцизами традиционных товаров: спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, бензина.


Румыния


С 1 января 2000 г. в Румынии введен "глобальный" подоходный налог с физических лиц. В связи с этим министерство финансов страны опубликовало новые формы бланков отчетности по подоходному налогу.

В соответствии с законом отчетность по подоходному налогу, взимаемому с работников, работающих по найму, в налоговые органы представляет работодатель. В нее включается отчетность по подоходному налогу с наемных работников, лиц, работающих по трудовому соглашению, а также с членов администрации и советов корпораций. Удержанный работодателем подоходный налог подлежит уплате до 15 числа следующего за отчетным месяца. Годовую отчетность за прошедший год работодатель обязан представить до 28 февраля текущего года.

Все декларации оформляются в 3 экземплярах - для налогового органа, работника и самого работодателя. Декларации можно подавать на магнитных дискетах.

От подачи налоговой отчетности освобождаются работодатели лиц, получающих доходы в виде заработной платы из зарубежных источников. То же относится и к румынским гражданам, работающим в аккредитованных в Румынии представительствах зарубежных стран (включая посольства и консульства). Налогоплательщики - физические лица этих категорий начисляют и уплачивают налоги самостоятельно или через своих уполномоченных представителей.


Сингапур


Проект нового бюджета Сингапура разработан с учетом неожиданно быстрого восстановления экономики страны после азиатского экономического кризиса. Ряд мер правительства, ранее направленных на преодоление последствий кризиса, в сложившихся условиях становится ненужным. Правительство предлагает отменить 10%-ную скидку по налогу на прибыль корпораций, а 10%-ную скидку по подоходному налогу с физических лиц заменить единовременной скидкой в размере 5%. Одновременно с этим с целью стимулирования экономической активности ставку налога на прибыль предлагается снизить с 26 до 25,5%.

Скидку по налогу на имущество предполагается сократить с 55 до 25%. Освобождение от налога на имущество, взимаемого с земельных угодий, вовлеченных в хозяйственный оборот, будет отменено. Налог на доходы от операций с долговыми обязательствами, начисляемый по ставке 10%, будет распространен на ряд операций с другими финансовыми инструментами. Такой размер ставки налогообложения сохранится до 27 февраля 2003 г. Освобождение нерезидентов от налога на доходы от операций в валютах стран Азии будет распространено на операции с любыми видами валют.


Соединенные Штаты Америки


Правительство США предлагает ужесточить меры, направленные на борьбу с использованием американскими налогоплательщиками международных "налоговых убежищ" для уклонения от налогообложения. Предлагается установить порядок, в соответствии с которым все платежи, перечисленные физическим и юридическим лицам, находящимся на территории "установленных налоговых убежищ", декларировались бы в налоговых органах США. Список "установленных налоговых убежищ" составляет казначейство США.

Лиц, не сообщивших о перечислении средств в "налоговые убежища", предлагается наказывать штрафом в размере до 20% суммы платежа. Кроме того, правительство предлагает удерживать частично или полностью зарубежные налоговые кредиты и суммы прибыли, возникающей вследствие отсрочки платежей, которые в противном случае были бы начислены в качестве доходов, извлеченных в "налоговом убежище".

При составлении "черного списка налоговых убежищ" казначейство предлагает учитывать ряд критериев. "Налоговым убежищем" является юрисдикция, в которой:

налогообложение существует в лучшем случае лишь номинально и может относиться лишь к определенным видам доходов с капитала;

установлены жесткие нормы и процедуры сохранения конфиденциальности операций;

отсутствует в достаточном объеме международный обмен налоговой информацией.


* * *


В службе внутренних доходов США образовано новое структурное подразделение - отделение крупного и среднего бизнеса (ОКСБ), на которое возложено решение большинства проблем международных налоговых отношений. Отделение будет заниматься с налогоплательщиками, объем активов у которых превышает 5 млн долл. Согласно планам реорганизации службы внутренних доходов в сферу деятельности ОКСБ попадут примерно 210 тыс. налогоплательщиков, суммарный оборот средств у которых составит более 700 млрд долл.

Предполагается, что вопросами международного налогообложения будут заниматься все работники отделения. Одновременно ОКСБ будет координировать работу 680 инспекторов в территориальных органах в области налогообложения международной деятельности. Реорганизация призвана значительно сократить количество звеньев управления: между ОКСБ и инспектором низового налогового органа останется всего 5 промежуточных уровней управления.

ОКСБ будет подразделяться на следующие группы по отраслям народного хозяйства, что повысит эффективность работы и уровень обслуживания налогоплательщиков:

финансовые услуги и услуги в системе здравоохранения;

розничная торговля, продукты питания и лекарственные средства;

природные ресурсы;

технологии, средства связи и средства массовой информации;

тяжелая промышленность, транспорт и строительство.

Согласно планам создание отделения должно быть завершено летом 2000 г. Численность персонала ОКСБ должна составить 7300 человек.


* * *


На Всемирной налоговой конференции во Флориде, которая состоялась в феврале-марте 2000 г., был сделан доклад, посвященный процессам гармонизации налогового законодательства в странах Европейского союза. В докладе, в частности, отмечалось, что изначальным сроком реализации так называемой Директивы по гармонизации было установлено 1 января 1978 г. В 1993 г. Директива была скорректирована. Исходя из сложившейся тогда ситуации было предложено внести изменения временного характера со сроком действия до 1997 г., когда должна была быть введена система взимания НДС по "принципу страны происхождения". Однако и этот срок оказался сорванным, и в настоящее время не существует каких-либо реальных сроков введения полностью свободной от утечек системы взимания НДС. По мнению докладчика, лучшее, что можно ожидать в среднесрочной перспективе, - это "штопанье дыр в системе переходного периода".

В частности, на это направлено решение Европейской комиссии о введении минимальной ставки НДС в размере 15% с отказом от нулевой и пониженной ставок налогообложения, за исключением, возможно, специальных ставок с целью "создания рабочих мест".

Не намного быстрее продвигается работа по гармонизации в области прямых налогов. Практически не рассматривается вопрос о гармонизации подоходного налога с физических лиц. Определенный прогресс достигнут в направлении гармонизации налогообложения предприятий в основном благодаря усилиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ряду директив ЕС. Инициативы ОЭСР относятся к работам над модельным соглашением об избежании двойного налогообложения и комментариям к нему, правилам трансфертного ценообразования, а также направлены на ограничение пагубной налоговой конкуренции.

Со значительными трудностями продвигаются работы в области гармонизации налогообложения сбережений, процентов и роялти.

Докладчик особо остановился на предложенном Европейским союзом Кодексе делового поведения, который базируется на "политической приверженности делу искоренения пагубной налоговой конкуренции между странами ЕС в области налогообложения хозяйственной деятельности". Принятие Кодекса может привести к сокращению в течение ближайших 5 лет возможностей для создания схем, позволяющих в законном порядке сокращать объемы налоговых обязательств налогоплательщиков. Если же Кодекс не будет принят, то, по мнению экспертов, налоговая гармонизация будет проходить в вялотекущей форме или вообще может временно приостановиться.


* * *


В Калифорнии начали продавать страховые полисы, гарантирующие страхователю возмещение затрат, связанных с проведением у него налоговой проверки федеральной службой внутренних доходов. Тем самым налогоплательщики этого штата получили возможность защитить себя от финансовых и эмоциональных нагрузок, связанных с проведением налоговых проверок. По страховке налогоплательщику выплачивается вся сумма доначислений, сделанных по результатам налоговой проверки. Впервые можно застраховать не только налоговые декларации, подготовленные профессиональными консультантами, но и декларации, подготовленные самими налогоплательщиками - физическими лицами.

Полисы выдаются на декларации, поданные в течение 4 лет, их стоимость равна от 55 до 321 долл. Финансовые потери налогоплательщика, занимающегося налоговым мошенничеством, не страхуются.

С планами страхования можно ознакомиться на соответствующем сайте страхователя в сети Интернет. На том же сайте установлена программа самоконтроля, которая позволяет получить информацию о статистическом риске и издержках, понесенных налогоплательщиком в результате проведенной контрольной проверки с учетом конкретной ситуации.


* * *


Некто Джон Жентайл 72 лет был приговорен к 2 годам пробации (вид условного наказания в США) за налоговое мошенничество. Жентайл владел строительной компанией, выполнявшей заказы фирмы Milton Bradley. На протяжении 6 лет, с 1988 г. по 1994 г., он давал служащим этой фирмы взятки на сумму более 54 тыс. долл. Естественно, служащие фирмы Milton Bradley не отражали получение этих денег в своих налоговых декларациях.


Франция


Работники налоговых органов Франции организовали двухнедельную забастовку во время проведения очередной декларационной кампании. Профсоюз налоговых работников сообщил, что от 2/3 до 3/4 всех налоговых инспекций (всего во Франции 854 налоговые инспекции) закрылись как раз в тот момент, когда налогоплательщики выстроились в очереди для получения консультаций относительно заполнения налоговых деклараций. Забастовка парализовала работу и вычислительных центров казначейства. Из 27 центров обработки данных 17 оказались не способными выполнять свои функции, что привело к нарушениям в работе низовых органов казначейства, количество которых превышает 2500.

По данным профсоюзов, бастовали более половины всех налоговых служащих, а в ряде регионов процент забастовщиков достиг 70%. Оценка министерства экономики, финансов и промышленности более скромная - 40%.

Налоговики Франции протестуют против реформ, планируемых министерством экономики, финансов и промышленности, в результате которых многие из них могут потерять свою работу. Реформа налоговых органов, предусматривающая, по данным профсоюзов, закрытие некоторых налоговых инспекций, прежде всего в небольших поселках, представляется правительством в качестве меры, призванной модернизировать дорогостоящие бюрократические структуры. Профсоюзы считают, что на самом деле реформа обернется потерей работы для многих налоговых работников.

Забастовку поддержали многие депутаты от социалистической партии.


Чехия


Парламент Чехии принял законопроект по поощрению инвестиций. До сих пор льготы для инвесторов предоставлялись только специальными решениями правительства.

В соответствии с новым законом инвестор сможет получить ряд налоговых льгот или государственную финансовую поддержку при условии, если он создает новые рабочие места или осуществляет переподготовку работников. Муниципальные власти районов, на территориях которых расположены предприятия, получающие инвестиции, будут иметь право на государственные дотации на развитие своей инфраструктуры.

Инвесторы, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, могут получить льготы, заявления на предоставление которых будут рассматриваться в министерстве труда и промышленности, а также в специально созданном для этих целей координирующем ведомстве. В подготовке решения о предоставлении льгот будут принимать участие министерство финансов, министерство труда, антитрестовское управление.

Основными условиями предоставления льгот инвесторам являются следующие:

инвестиции должны быть направлены на приобретение или строительство нового производства либо расширение действующего производства;

инвестиции должны быть сделаны в определенные отрасли промышленного производства;

инвестиции в оборудование должны составлять не менее 40% суммарных расходов на приобретение материальных и нематериальных активов;

инвестиции не должны приводить к загрязнению окружающей среды;

размер инвестиций должен составлять не менее 350 млн чешских крон, из которых как минимум 145 млн крон должны быть заимствованы из собственных средств инвестора (т.е. не за счет займов у третьих сторон). В районах с высокой безработицей минимальный размер инвестиций может быть снижен до 175 млн крон, половина этой суммы должна быть заимствована из собственных средств инвестора;

инвестиции должны быть произведены не позднее чем в течение 3 лет с момента предоставления льгот.

Наиболее значительная льгота состоит в освобождении предприятия от уплаты налога на прибыль. Чтобы получить эту льготу, инвестор должен приобрести новые активы, которыми не могут быть ни недвижимость, ни активы обанкротившихся предприятий. Получивший льготы инвестор теряет права на банкротство, ликвидацию предприятия, слияние предприятия с другим юридическим лицом. В противном случае инвестор будет обязан возместить сумму всех предоставленных ему льгот. Это, однако, не относится к субсидиям муниципалитетам.

Налоговые льготы предоставляются на 10 лет с момента создания предприятия или регистрации налогоплательщика в Чехии.

Предприятия, созданные ранее, могут получить налоговые льготы лишь в части доходов, полученных от использования инвестиций. Льготы для таких предприятий могут предоставляться в течение 5 лет только при условии по крайней мере частичного завершения строительства и пуска в эксплуатацию объектов предприятия.


* * *


С 1 апреля 2000 г. в Чехии действует ряд поправок к законодательству о налоге на добавленную стоимость. В частности, услуги ресторанов теперь облагаются по пониженной ставке в размере 5% (базовая ставка - 22%). Пониженная ставка не распространяется на суммы оборотов по реализации алкогольных напитков и табачных изделий.

По определенным категориям товаров предоставляется возмещение входного НДС предприятиям-нерезидентам и нерезидентам - физическим лицам, в том числе туристам, которые приобрели у одного продавца в течение одного дня товары на сумму более 1 тыс. чешских крон (включая НДС), и эти товары были вывезены из страны не позднее чем через 30 дней после покупки.

С 1 января 2001 г. беспошлинная торговля в магазинах Чехии будет прекращена.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.