"Дорожные" налоги. Налог на ГСМ при продаже горючих материалов, схожих с ГСМ (М.А.Высоцкий, "Российский налоговый курьер", N 4, апрель 2000 г.)

"Дорожные" налоги.
Налог на ГСМ при продаже горючих материалов, схожих с ГСМ


В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 30) налогом на реализацию горюче-смазочных материалов облагаются обороты по реализации автобензина, дизельного топлива, масел дизельных, масел для карбюраторных двигателей, масел для карбюраторных и дизельных двигателей, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива.

Согласно заключениям Всероссийского института по переработке нефти во многих случаях отнесение марок горюче-смазочных материалов к конкретным кодам Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) по названиям невозможно и требует детальной экспертной оценки.

В настоящее время налоговые органы не обеспечены соответствующими специалистами и на них не возложена обязанность определения соответствия конкретных марок горюче-смазочных материалов утвержденным кодам ОКП.

Возникновение налогооблагаемой базы по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов может быть определено на основании первичных документов, например на реализацию сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива, либо исходя из существа сделки, например при заправке газом автомобилей физических лиц и организаций.

Таким образом, реализация всех видов сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива, облагается налогом на реализацию горюче-смазочных материалов.

При наличии достоверных и компетентных заключений о том, что конкретные фракции не относятся к названным категориям нефтепродуктов и газа, может быть рассмотрен вопрос об исключении оборотов по реализации таких фракций из налогооблагаемой базы по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.

Вместе с тем следует учитывать, что различия между бензиновой (дизельной) фракцией и одной конкретной маркой бензина (дизельного топлива), так же, как различия между двумя разными марками бензина (дизельного топлива), не могут служить доказательством того, что обороты по реализации названных товаров (продукции) не облагаются налогом на реализацию горюче-смазочных материалов.


На маршрутные такси льгота не распространяется


В соответствии с п.1 ст.6 Закона N 1759-1 от уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождаются предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

Однако организациям и предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров такси, в том числе маршрутными, льгот по уплате налога на приобретение автотранспортных средств Законом N 1759-1 не установлено.

Согласно Инструкции N 30 к таким организациям относятся организации и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеющие лицензию на перевозки пассажиров (вида "П") и справку об осуществлении перевозок пассажиров по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования, выданные органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 N 295 "Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.92 N 118 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации" в части лицензирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, которым устанавливались лицензии вида "П" - на перевозки пассажиров.

В настоящее время лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

а) городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные (между субъектами Российской Федерации), перевозки пассажиров автобусами;

б) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, кроме международных, выдают следующие виды лицензий:

- стандартная лицензия на перевозку пассажиров на коммерческой основе;

- ограниченная лицензия на перевозку собственных работников предприятий, организаций и учреждений для производственных (служебных) целей.

В соответствии со ст.789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Необходимыми условиями отнесения предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров, к предприятиям общего пользования также являются:

- работа на маршрутах, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с действующим порядком и на основании заключенных с ними договоров;

- осуществление деятельности в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 31.12.81 N 200;

- перевозка всех видов категорий пассажиров, включая "льготных", в соответствии с действующим законодательством.

Указанные предприятия имеют дотационный характер работы в связи с перевозкой пассажиров по социально ориентированным тарифам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, именно поэтому в ряде законодательных актов по налогообложению таким предприятиям предусмотрены льготы. В период формирования законодательных актов практически не существовало других перевозчиков на регулярной маршрутной сети, кроме специализированных автотранспортных предприятий.

В связи с тем, что большинством вновь созданных малых транспортных фирм, которые в последнее время участвуют в транспортном обслуживании населения, перечисленные выше условия, как правило, не соблюдаются и их работа строится на принципах самоокупаемости, они не могут в полной мере рассматриваться в качестве предприятий транспорта общего пользования.


М.А.Высоцкий,

советник налоговой службы II ранга


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.