Упрощенная система оказалась сложной (В.В.Гусев, "Российский налоговый курьер", N 3, март 2000 г.)

Упрощенная система оказалась сложной


Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в Российской Федерации установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), принятым в развитие Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Цель Закона N 222-ФЗ - максимально упростить ведение бухгалтерского учета и составление налоговой отчетности, а также процедуру уплаты налогов, и на этой основе попытаться вывести из "теневого оборота" субъекты малого предпринимательства с численностью до 15 человек, расширив тем самым налогооблагаемую базу.

Однако на упрощенную систему налогообложения перешло всего около 1% малых предприятий (с численностью до 15 человек).

По данным опроса руководителей малых предприятий, проведенного еще в 1997 г., одной из причин, по которой предприятия не хотят переходить на упрощенную систему налогообложения, является упрощение бухучета "по максимуму", в связи с чем возникает множество проблем, связанных с ведением Книги учета доходов и расходов (далее - Книга), форма которой утверждена приказом Минфина России от 22.02.96 N 18 "О Книге учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".

В частности, существуют проблемы, связанные с отражением в этой Книге операций по учету обстоятельств, возникших до перехода малого предприятия на упрощенную систему, а также с необходимостью восстановления бухгалтерского учета при переходе на общепринятую систему налогообложения. При превышении определенной Законом N 222-ФЗ численности работников предприятия переходят на общепринятую систему налогообложения, что вынуждает их вести две формы бухгалтерского учета на случай, если в интересах осуществляемой ими предпринимательской деятельности потребуется большая численность и необходимо будет произвести возврат к традиционной системе налогообложения. Кроме того, Книга не позволяет осуществлять внутрифирменный анализ эффективности хозяйственной деятельности.

Максимально упрощенная форма ведения бухгалтерского учета предполагает ведение учета хозяйственных операций без привлечения квалифицированного бухгалтера, что актуально для мелких, с небольшими оборотами предприятий, на которые в принципе и была ориентирована данная система. Однако, у налогоплательщиков возникает множество вопросов в связи с порядком определения налогооблагаемой базы, ответы на которые может дать только специалист, например какие обороты включаются в выручку от реализации продукции и имущества и во внереализационные доходы малого предприятия при расчете векселем, как учитывать курсовые разницы и т.п.

Кроме того, законом ограничено право перехода на упрощенную систему учета целого ряда организаций, например предприятий, занятых производством подакцизной продукции или созданных на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также хозяйствующих субъектов, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности (кредитные организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса и др.).

Право перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства ограничивает также требование о том, чтобы в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача ими заявления на переход на упрощенную систему, совокупный размер валовой выручки, полученной названными субъектами от реализации продукции (работ, услуг), имущества и внереализационных доходов, не превышал стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации по состоянию на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Законом N 222-ФЗ предусмотрена замена множества налогов, уплачиваемых малым предприятием в бюджеты всех уровней, единым налогом. Это, в общем-то, неплохое положение Закона N 222-ФЗ на практике создает неравные условия с другими налогоплательщиками в части уровня цен на продукцию малых предприятий, перешедших на упрощенную систему в связи с тем, что они освобождены от уплаты НДС. По этой причине указанные предприятия относят входной НДС на себестоимость своей продукции, завышая ее, и не могут выделять в счетах на поставку этой продукции (работ, услуг) суммы НДС. Таким образом, продукция этих малых предприятий становится неконкурентоспособной.

Возникают проблемы у предприятий, работающих по упрощенной системе и имеющих филиалы в других регионах, где упрощенная система налогообложения не принята либо применяются иные ставки налога или льготы.

Нередко на практике возникают противоречия с некоторыми ведомствами, контролирующими взимание некоторых платежей, в частности сбора за загрязнение окружающей среды. До сих пор данный вопрос не урегулирован, и зачастую на местах с налогоплательщиков, работающих по упрощенной системе, требуют уплату этого налога.

Одним словом, упрощенная система действительно оказалась сложной и неудобной для предприятий. В связи с этим в Министерстве планируются различные мероприятия по установлению предельно ясных и открытых условий во взаимоотношениях налогоплательщиков и государства в части налогообложения. И мы, безусловно, будем держать в курсе происходящих перемен читателей журнала "Российский налоговый курьер".


В.В.Гусев,

Первый заместитель Министра Российской Федерации

по налогам и сборам, Главный государственный

советник налоговой службы


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение