Деятельность Ассоциации Управлений МНС России
Северо-Западного региона
Ассоциация государственных налоговых инспекций Северо-Западного региона создана в 1993 г. в соответствии с приказом руководителя Государственной налоговой службы России. В эту Ассоциацию вошли 12 субъектов Российской Федерации*: республики Карелия и Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий АО, г. Санкт-Петербург. На протяжении ряда лет вопросы координации деятельности инспекций региона и совершенствования контроля за своевременностью и полнотой внесения в федеральный и местный бюджеты налогов, сборов и платежей были основными среди обсуждавшихся в ходе совещаний Совета Ассоциации и на рабочих встречах его участников.
За эти годы накоплен определенный опыт работы, проведено 15 совещаний руководителей налоговых инспекций региона. Местом проведения совещаний были города: Вологда, Сыктывкар, Мурманск, Псков, Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Петрозаводск, Киров, Архангельск. Начиная с 1993 г. на этих совещаниях вырабатывались единые принципы и подходы к решению задач, определенных действующим налоговым законодательством, формы и методы работы. Внимания требовали вопросы единой трактовки нормативных актов, не допускающих вольные толкования, коллегиально обсуждались проблемы, возникающие в процессе осуществления контрольной работы, при реализации прав, предоставленных налоговым органам законом.
Заседания Совета Ассоциации проводятся в соответствии с планом работы, который разрабатывается на год. В работе совещаний активное участие принимают представители исполнительной власти на местах, работники районных налоговых инспекций, налоговой полиции.
Ассоциация Управлений МНС России Северо-Западного региона работает в тесном контакте с Ассоциацией экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации. В работе Ассоциации принимают активное участие региональные управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (УФСНП России).
Особое внимание в деятельности Ассоциации уделялось вопросам совершенствования налогового законодательства. Обсуждение проекта Налогового кодекса было организовано в средствах массовой информации, в налоговых органах всех уровней, активно использовались итоги встреч с налогоплательщиками. По результатам обсуждения законодательства о налогах в МНС России было направлено свыше 300 замечаний и предложений.
Среди них можно выделить такие предложения, как:
- подготовить помимо ведомственных инструкций и разъяснений соответствующий комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), подобно комментариям к Гражданскому кодексу Российской Федерации, КзоТ РФ и т.п.;
- предусмотреть отдельно справочный раздел для четкого толкования, разъяснения используемых в НК РФ понятий и терминов;
- ряд предложений об ответственности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений.
Предложения Ассоциации нашли отклик в решениях как Государственной Думы, так и Минфина России и МНС России, которые в той или иной мере учтены в 1 части НК РФ. В прошлом году вышел постатейный Комментарий к 1 части НК РФ под редакцией С.Д.Шаталова.
Аналогичный документ, содержащий около 80 поправок к уже вступившей в силу первой части Кодекса, направлен в адрес МНС России в январе 1999 г.
В данном документе Ассоциация обратила внимание на ряд статей об ответственности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений, которые сформулированы таким образом, что затрудняют принятие соответствующих мер к нарушителям налогового законодательства. Так, например, было предложено еще раз пересмотреть ст.112 НК РФ, в которой говорится, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются или могут быть признаны судом.
Кроме того, в целях правильного и единообразного применения норм НК РФ было предложено в кратчайшие сроки разработать и довести до сведения налоговых органов ряд типовых документов по оформлению результатов налоговых проверок (а также методические рекомендации по их оформлению), таких как:
- решение о назначении выездной налоговой проверки;
- акт выездной налоговой проверки;
- решение по результатам выездной налоговой проверки;
- постановление о взыскании налога за счет имущества и др.
Предлагалось разработать и довести до сведения налоговых органов порядок проведения и оформления инвентаризации имущества налогоплательщика, методические рекомендации по применению налоговых санкций и некоторые другие.
В работе Ассоциации практикуется обмен опытом путем как индивидуальных поездок к коллегам, так и поездок групп сотрудников инспекций. Неоднократно и руководители, и сотрудники инспекций отмечали необходимость и полезность координации действий налоговых органов. В соответствии с планом работы Ассоциации на 2000 год запланированы совещания руководителей отделов учета, отчетности и контроля за доходами, отделов местных налогов, руководителей и специалистов юридических отделов, руководителей отделов по работе с проблемными плательщиками и взаимодействию с правоохранительными органами.
В адрес Управления МНС России по Санкт-Петербургу постоянно поступают обращения с мест с просьбой дать консультации, в том числе и по вышеперечисленным вопросам. Профессиональный уровень сотрудников Управления позволяет организовать консультирование на должном уровне.
Отделом организационно-инспекторской и контрольной работы УМНС России по Санкт-Петербургу, который организует работу Ассоциации, ежеквартально осуществляется сбор и анализ результатов мобилизации платежей в федеральный бюджет налоговыми инспекциями Северо-Запада. Информационные сообщения, содержащие сводные цифры, направляются на места. Такие сведения повышают эффективность работы налоговых органов. Если рассматривать показатели выполнения назначений, то можно увидеть, что ни одна из инспекций по итогам 1997 г. не достигла 90-процентного рубежа. Совершенно иные показатели работы у инспекций за 1998 - 1999 гг. Бюджетные назначения выполнены на 115% и 110% соответственно. В 1998 г. десять, а в 1999 г. все управления МНС России в регионе перевыполнили установленное задание. Большую роль в этом сыграло объединение усилий инспекций в рамках Ассоциации.
Наша стратегическая цель - в условиях экономического и финансового кризиса выработать единые принципы решения основных задач, стоящих перед налоговыми органами, изыскать дополнительные пути пополнения бюджета и обеспечить соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины.
Другое направление работы налоговых органов - взаимодействие с законодательными и исполнительными органами - также способствует пополнению бюджета.
В настоящее время в налогообложении акцент постепенно смещается с юридических лиц на физические. Используя имеющийся опыт и наработки, мы уже сегодня перестраиваем свою работу и перераспределяем силы, не снимая с контроля деятельность юридических лиц, при поддержке УФСНП России организуем мероприятия по выявлению лиц, имеющих крупные доходы. В целях повышения эффективности этих контрольных мероприятий и сокращения трудозатрат мы осуществляем переход на безбумажную технологию приема и обработки сведений о доходах физических лиц, осуществляем мероприятия по разработке программных продуктов по ведению учета и анализу сведений о лицах, имеющих крупные доходы.
В заключение необходимо отметить, что накопленный опыт работы Ассоциации Управлений МНС России Северо-Западного региона положительно сказывается на совершенствовании всего налогового механизма и позволяет успешно решать вопросы мобилизации платежей во все уровни бюджетов.
В.А.Зубков,
Заместитель Министра России по налогам и сборам,
руководитель УМНС России по г.Санкт-Петербургу,
государственный советник налоговой службы I ранга
------------------------------
* Руководителем и координатором действий государственных налоговых инспекций Северо-Западного региона был назначен Виктор Алексеевич Зубков, заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам, руководитель УМНС России по г.Санкт-Петербургу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru