Уплата взносов в 2000 году (А.А.Баландин, "Российский налоговый курьер", 3, март 2000 г.)

Уплата взносов в 2000 году


Еще один внебюджетный взнос


В соответствии со ст.1 Закона N 10-ФЗ установлены следующие размеры страховых тарифов в зависимости от отрасли (подотрасли) экономики:


 /---------------------------------------------------------------------\
 |   Класс профессионального риска:     |         Страховой тариф:     |
 |--------------------------------------+------------------------------|
 |                01 класс              |               0,2%           |
 |                                      |                              |
 |                02 класс              |               0,3%           |
 |                                      |                              |
 |                03 класс              |               0,5%           |
 |                                      |                              |
 |                04 класс              |               1,4%           |
 |                                      |                              |
 |                05 класс              |               1,7%           |
 |                                      |                              |
 |                06 класс              |               1,8%           |
 |                                      |                              |
 |                07 класс              |               1,9%           |
 |                                      |                              |
 |                08 класс              |               3,1%           |
 |                                      |                              |
 |                09 класс              |               3,7%           |
 |                                      |                              |
 |                10 класс              |               3,8%           |
 |                                      |                              |
 |                11 класс              |               4,3%           |
 |                                      |                              |
 |                12 класс              |               5,9%           |
 |                                      |                              |
 |                13 класс              |               6,8%           |
 |                                      |                              |
 |                14 класс              |              10,7%           |
 \---------------------------------------------------------------------/

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1999 N 975 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" установлена Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, показанная в таблице на с.17.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" (далее - Закон N 10-ФЗ) все юридические и физические лица, привлекающие работников, обязаны теперь платить от фонда оплаты труда дополнительный страховой взнос от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей, являются страхователями, а Фонд социального страхования - страховщиком. Дополнительные отчисления на 2000 год, "ложащиеся на плечи" страхователей, составляют сумму, размер которой колеблется от 0,2 до 10,7% от фонда оплаты труда в зависимости от отрасли (подотрасли) экономики, к которой относится работодатель.

Физические лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, подлежат этому виду страхования, только если в соответствии с заключенным между ними и страхователем договором последний обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Принятие этого закона готовилось давно. Еще в июле позапрошлого года был принят Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Однако в соответствии с п.1 ст.27 этого Закона N 125-ФЗ он мог вступить в силу только после вступления в силу закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А таким законом является Закон N 10-ФЗ.


Таблица


Отрасли (подотрасли) экономики Код по ОКОНХ
01 класс
Управление; общественные объединения 19800, 19900
97000-98700
Здравоохранение, физическая культура и социальное
обеспечение
91000-91900
Народное образование 92000-92500
Культура и искусство 93000-93690
Наука и научное обслуживание 95000-95630
02 класс
Электроэнергетика 11100-11190
Добыча и обогащение радиоактивных и бериллиевых руд,
производство и переработка радиоактивных материалов,
производство атомной техники
12314, 12315,
14790
Ремонт разного непроизводственного оборудования 14972
Полносистемные водопроводы 19780
Животноводство 21200-21250
Метрополитенный транспорт общего пользования 51113
Трубопроводный транспорт общего пользования 51130
Прочие виды транспорта 51400
Связь 52000-52300
Проектные, проектно-изыскательские и изыскательские
организации
66000
Торговля и общественное питание 70000-72200
Материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки 80000-81200
(без 81190)
Хозяйственное управление заготовками 81190
Информационно-вычислительное обслуживание 82000-84500
Прочие виды деятельности сферы материального
производства
87000-87900
(без 87100)
Редакции и издательства 87100
Жилищно-коммунальное хозяйство 90000-90290
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 90300-90390
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 96000-96420
03 класс
Газовая промышленность 11230-11233
Полиграфическая промышленность 19400
Трамвайный транспорт 51112
Троллейбусный транспорт 51122
Шоссейное хозяйство 51123
04 класс
Промышленность драгоценных металлов и алмазов 12410-12413
(без 12411)
Легкая промышленность 17000-17900
(без 17100)
Медицинская промышленность 19300-19330
Железнодорожный транспорт 51110, 51111,
51114
Автомобильное хозяйство 51121
Авиационный транспорт 51300
Погрузочно-разгрузочные и транспортно-экспедиционные
работы и услуги
51500-51520
05 класс
Нефтедобывающая промышленность 11210
Нефтеперерабатывающая промышленность 11220
Микробиологическая промышленность 19100-19123
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 19200-19220
Производство лекарственных препаратов для ветеринарии 19760
Растениеводство 21100-21190
Рыбоводство 21300
Охота, пушной промысел и разведение дичи 21400
Обслуживание сельского хозяйства, хозяйственное
управление сельским хозяйством
22000-22300,
29000
Лесное хозяйство 30000-32000
06 класс
Нефтехимическая промышленность 13300-13364
(без 13362)
Ремонт машин и оборудования 14900-14981
(без 14972)
Пищевая, мясная и молочная промышленность 18000-18222
Рыбная промышленность 18300
Другие промышленные производства 19700-19790
(без 19760,
19780)
Обслуживание транспорта 51600
Строительство, хозяйственное управление строительством 60000-65000,
69000 (без
61131)
Геология и разведка недр, геодезическая и
гидрометеорологическая службы
85000-85900
07 класс
Добыча драгоценных металлов 12411
Целлюлозно-бумажная промышленность 15300-15330
Лесохимическая промышленность 15400
Морской транспорт 51210
Внутренний водный транспорт 51220, 51221
08 класс
Химическая промышленность 13100-13199
09 класс
Торфяная промышленность 11610-11612
Производство асбестотехнических изделий 13362
Производство строительных металлоизделий 14831
Промышленность строительных материалов 16110-16273
(без 16120,
16250)
10 класс
Деревообрабатывающая промышленность 15200-15290
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (без
предприятий по производству медицинских изделий из
стекла и фарфора)
16500-16552
Текстильная промышленность 17100
11 класс
Черная металлургия 12100-12190
(без 12111,
12112, 12120)
Открытая добыча руд черных металлов, добыча и обогащение
нерудного сырья для черной металлургии
12112, 12120
Машиностроение и металлообработка (без промышленности
медицинской техники)
14000-14843
(без 14790,
14831)
Промышленность асбестоцементных изделий, асбестовая
промышленность
16120, 16250
12 класс
Добыча угля открытым способом, обогащение угля,
производство угольных брикетов
11300-11330
(без 11312)
Подземная добыча руд черных металлов 12111
Цветная металлургия 12200-12810
(без 12314,
12315, 12410
12411, 12412,
12413)
Лесозаготовительная промышленность 15100
Лесосплав 51222
13 класс
Сланцевая промышленность 11410
Специализированные организации, осуществляющие
строительство шахт
61131
14 класс
Добыча угля подземным способом 11312

Помимо законодательного установления порядка обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Закон N 125-ФЗ внес коррективы в действующее законодательство, которое касается вопроса возмещения вреда, причиненного работнику во время исполнения им служебных обязанностей. В соответствии со ст.29 Закона N 125-ФЗ утратили силу:

- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей";

- Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1.

А статьей 30 Закона N 125-ФЗ изменены статьи 159 и 240.2 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ). Новые редакции этих статей определяют, что вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается согласно ст.240.2 КЗоТ в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и согласно ст.159 КЗоТ в соответствии с действующим законодательством. Под действующим законодательством следует понимать положения гл.59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам, предусмотренным гл.59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Помимо прочих к договорным обязательствам относятся и отношения, вытекающие из трудового договора, договора подряда, поручения и иных обязательств, связанных с личным трудом граждан в интересах других лиц.

В соответствии со ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.


Можно ли суммы взносов относить на себестоимость


В соответствии с п.2 ст.22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.

Согласно пп."п" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются страховые взносы в фонд социального страхования от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суммы страховых взносов относятся на себестоимость, в том числе и для целей налогообложения.


С какого момента рассчитывать взнос?


Насколько правомерно устанавливать взнос на весь 2000 год законом, который вступил в силу только 6 января 2000 г.*(1)? Аналогичный вопрос уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации (далее - КС РФ), и по нему вынесено постановление КС РФ от 24.02.98 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" (далее - Постановление N 7 П).

КС РФ рассматривал закон, устанавливавший размеры тарифов страховых взносов. Положениями этого закона ухудшались экономические условия деятельности плательщиков взносов (заявителей по делу). Суть одного из вопросов, рассматривавшихся КС РФ, состояла в том, что закон придал такому ухудшению обратную силу: принятый 5 февраля 1997 г. и опубликованный 10 февраля 1997 г., он был введен в действие с 1 января 1997 г.

КС РФ признал (п.2 резолютивной части Постановления N 7-П) такое ухудшение не соответствующим Конституции Российской Федерации, а именно вытекающему из смысла ее статьи 57 принципу, согласно которому не имеют обратной силы законы, ухудшающие положение граждан при возложении на них обязательных платежей, сходных по своей природе с налоговыми, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются конституционные права граждан.

Таким образом, на основании Постановления N 7-П можно сделать вывод, что взносы, введенные с 6 января, не могут исчисляться с 1 января. Ведь, во-первых, введение дополнительных отчислений ухудшает экономическое положение плательщиков, и во-вторых, оно вводится задним числом.

Однако эту юридическую коллизию может разрешить только суд. Но на практике, по нашему мнению, стоит учесть, что в данной ситуации спорными являются всего лишь 5 дней (с 1 до 6 января), за которые, возможно, не следует рассчитывать взнос.

Объективно это небольшие суммы, однако уменьшение на них суммы страхового взноса с большой долей вероятности приведет к конфликту с контролирующими органами, поскольку они до судебного или законодательного разрешения проблемы должны пользоваться положениями Законов N 10-ФЗ и N 125-ФЗ.


20,6% - это много для предпринимателя


Противостояние плательщиков взносов в Пенсионный фонд и законодателей продолжается. КС РФ своим Постановлением N 18-П*(2) признал не соответствующими Конституции Российской Федерации законодательные положения, которые устанавливали страховой тариф в размере 20,6%, применяемый в отношении индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

Таким образом, это уже второе за последние два с небольшим года рассмотрение вопроса о тарифах, уплачиваемых указанной категорией плательщиков в Пенсионный фонд. Напомним, что первым было Постановление N 7-П.


Что было


Для того чтобы иметь четкое представление о последствиях вынесения Постановления N 18-П, нужно изложить правовые последствия, вызванные Постановлением N 7-П. Для этого рассмотрим Определение N 144-0*(3). Согласно его разъяснениям:

1. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты обязаны были платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) за 1998 год, полученного до 24 августа 1998 г., в размере 28%. После установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежат зачету в счет будущих платежей.

2. После 24 августа 1998 г. уплата индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, а все суммы, добровольно уплаченные либо взысканные после этой даты, подлежат зачету в счет будущих платежей.

Соответствующий закон был принят только в марте 1999 г. Этим законом для указанной категории плательщиков задним числом на периоды 1997 и 1998 гг. была установлена ставка налога в размере 20,6% (ст.1 Федерального закона от 30.03.99 N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год").

Отметим, что правомерность применения положений этого закона также оспаривалась в Конституционном суде, и по нему было вынесено решение, отраженное в Постановлении N 18-П.

Помимо этого закона в начале 1999 г. был принят и Федеральный закон от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год", который также устанавливал для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и глав фермерских хозяйств тариф страхового взноса в размере 20,6%.


Что есть и будет


В Постановлении N 18-П КС РФ рассмотрел правомерность применения уже новой ставки - 20,6 %, а также применение этого тарифа на периоды 1997 и 1998 гг.

КС РФ согласился с мнением заявителей, что такой размер страхового тарифа является чрезмерным и дискриминационным, и поэтому признал его неконституционным. Аналогичное решение вынесено и по другому вопросу. КС РФ признал незаконным распространение тарифа в размере 20,6% на периоды 1997 и 1998 гг.

Однако победу заявителей можно признать скорее половинчатой. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты не получили право, как в прошлый раз по прошествии определенного времени, вообще не платить взносы во внебюджетные фонды. КС РФ установил, что впредь до решения вопроса о размере тарифа страховых взносов на законодательном уровне эта категория плательщиков должна по-прежнему платить страховые взносы в ПФ РФ исходя из ставки 20,6%. Более того, в отличие от предыдущего решения КС РФ, Постановление N 18-П не устанавливает конкретный срок, в течение которого законодателю надлежит урегулировать отношения по уплате страховых взносов. Однако после установления ставок в соответствии с Постановлением N 18-П излишне уплаченные страховые взносы должны быть зачтены в счет будущих платежей*(4).


3,6% - это тоже много


Постановление N 18-П затронуло не только положения, касающиеся уплаты индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами взносов в Пенсионный фонд, но и уплаты ими взносов в Фонды обязательного медицинского страхования.

Пунктами 6 и 7 резолютивной части Постановления N 18-П признаны не отвечающими принципу законно установленного обязательного платежа, вытекающему из статьи 57 Конституции Российской Федерации, положения о размере страхового тарифа взноса в ФОМС по ставке 3,6%, который был установлен на 1999 и 2000 гг. Однако это так же, как и в случае с платежами в Пенсионный фонд, не освобождает названную категорию плательщиков от уплаты взносов в ФОМС в размере 3,6%. После введения новых ставок страхового тарифа излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.


Ответственность за неуплату взносов во внебюджетные фонды


С 1 января вступили в силу:

- Федеральный закон от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год"; далее - Закон N 197-ФЗ (о тарифах страховых взносов);

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год"; далее - Закон N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН);

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год"; далее - Закон N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС);

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"; далее - Закон N 24-ФЗ (о бюджете ФСС);

- Закон N 10-ФЗ, принятие которого ввело в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; далее - Закон N 125-ФЗ (ФСС от несчастных случаев).

Вместе с тем принят Федеральный закон от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" (далее - Закон N 38-ФЗ (об изменении Порядка (ПФ РФ), который изменил ряд положений Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утв. постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1; далее - Порядок (ПФ РФ), в том числе и нормы, касающиеся ответственности плательщиков.

Кроме того, вступил в силу со дня его подписания Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" (далее - Указ N 116).

Эти правовые акты, помимо прочего, установили на текущий год либо изменили и дополнили до того уже действовавшие нормы, которые регулировали ответственность плательщиков взносов во внебюджетные фонды. Ими предусмотрена также возможность перерасчета задолженности. В настоящее время порядок уплаты каждого из 5 взносов во внебюджетные фонды регулируется отдельными законодательными и нормативными актами. Это определяет разные правила уплаты взносов и различные меры ответственности за нарушения этих правил.

Отметим, что Налоговый кодекс содержит многочисленные упоминания государственных социальных внебюджетных фондов. Он же регламентирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Однако, несмотря на это, на практике в работе контролирующих органов используются в первую очередь положения соответствующего законодательства о том или ином внебюджетном фонде.


Сроки уплаты взносов


Одно из возможных нарушений - нарушение срока уплаты взносов. Какие сроки установлены для различных взносов?

1. ПФ РФ. Изменениями, внесенными Законом N 38-ФЗ (об изменении Порядка (ПФ РФ), изложен в новой редакции пункт 4, которым определялись сроки уплаты взноса.

По-прежнему, так же, как это было установлено предыдущей редакцией Порядка (ПФ РФ), плательщики страховых взносов - работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением (перечислением) в банках и иных кредитных организациях средств, предназначенных для осуществления выплат в пользу работников, в том числе авансовых и единовременных, по всем основаниям.

Новшеством, во-первых, является то, что окончательный расчет по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации должен производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров.

Во-вторых, из этого подхода сделаны исключения для следующих категорий плательщиков:

- адвокаты;

- работодатели, не имеющие счета в банках и иных кредитных организациях, а также работодатели, производящие выплаты в пользу работников по всем основаниям наличными средствами (из сумм выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, оборотных денежных средств в кассе или иных наличных средств) или в иной форме;

- работодатели, которые в силу условий труда установили в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы;

- сельхозпроизводители;

- индивидуальными предприниматели;

- плательщики страховых взносов, заключившие с гражданами договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторские договоры. Для каждого из названных плательщиков установлен свой порядок уплаты взносов. Подробнее об этом см. п.4.1 - 4.8 Порядка (ПФ РФ).

Добавим, что в соответствии с п.5 Порядка (ПФ РФ) работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы.

2. ГФЗН. Действовавший ранее порядок сохранен. Ст.7 Закона N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН) повторяет положения, которые были записаны в нормативных документах, ранее регулировавших этот вопрос.

По-прежнему работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.

3. ФОМС. Законом N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) не установлены сроки. В то же время ст.4 Закона N 197-ФЗ (о тарифах страховых взносов) установлено, что на 2000 год сохраняются условия и порядок уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1999 году. Данный порядок регламентируется Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 N 9) (далее - Инструкция ФОМС). В соответствии с Инструкцией ФОМС п.10 плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц, а согласно п.12 этой инструкции физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам.

4. ФСС. Законом N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) не установлены сроки. Они определены Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утв. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07 (далее - Инструкция ФСС). Согласно п.2.13 платежные поручения о перечислении страховых взносов, других платежей на счет исполнительного органа Фонда представляются страхователями в учреждения банка одновременно с предъявлением чека на получение сумм на оплату труда за соответствующий период.


Что следует считать моментом исполнения обязательства по уплате взноса


В соответствии со ст.5 Закона N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) и п.6 Порядка (ПФ РФ) датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета. Отметим, что данный подход отличается от порядка, установленного п.2 ст.45 НК РФ, где говорится, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии денежных средств на счете.

В то же время в Законах N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН), N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) и N 125-ФЗ (ФСС от несчастных случаев) не указано, что следует считать моментом исполнения обязательства по уплате взноса.

Тем не менее п.7.5 Инструкции ФСС определено, что днем уплаты страховых взносов и других платежей считается день списания банком суммы платежа со счета страхователя независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет исполнительного органа Фонда.


Ответственность банков


В ст.7 Закона N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН), в ст.5 Закона N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) и в п.6 Порядка фактически воспроизведены положения ст.133 "Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора" НК РФ, где говорится, что нарушение банком установленного срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (в случае с внебюджетными фондами - страхового взноса) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

В ст.10 Закона N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) прямо говорится, что применение финансовых санкций к банкам при нарушении ими порядка перечисления страховых взносов осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.


Порядок взыскания недоимки


Общим для всех фондов является положение о праве фонда списывать в бесспорном порядке со счетов юридических лиц суммы недоимки, включая и сумму набежавших пеней. При этом недоимкой считается неуплаченная по истечении установленных сроков сумма страховых взносов.

В соответствии с п.6 Порядка (ПФ РФ), ст.5 Закона N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) и ст.7 Закона N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН) к недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.


Размер пени


Установленный п.6 Порядка (ПФ РФ), а также ст.7 Закона N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН) и ст.5 Закона N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) размер и порядок расчета пеней соответствует положениям ст.75 "Пеня" НК РФ. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В ст.10 Закона N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) говорится, что начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.

Иной размер пени предусмотрен п.1 ст.19 Закона N 125-ФЗ (ФСС от несчастных случаев). При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.


Финансовые санкции за непостановку на учет


1. ПФ РФ. В соответствии с п.7 Порядка (ПФ РФ) к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся со дня государственной регистрации или получения лицензии (для граждан, осуществляющих лицензируемые виды деятельности) к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. ГФЗН. При определении меры ответственности за непостановку на учет в фонде занятости необходимо использовать положения письма МНС России и Минтруда России от 08.06.99 N ВГ-6-08/469, N 3795-ВР, где сказано, что с 1 января 1999 г. к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются меры ответственности, предусмотренные разделом VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" НК РФ, которым, помимо прочего, предусмотрена и ответственность за непостановку на учет.

3. ФОМС. В настоящее время в Законе N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) положений об ответственности нет. Однако они содержатся в п.27 Инструкции ФОМС, согласно которому за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов (платежей) взыскивается штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате сумм страховых взносов (платежей).

4. ФСС. Согласно ст.10 Закона N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей, а осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда более 90 дней - штрафа в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.

5. ФСС от несчастных случаев. В соответствии с п.1 ст.19 Закона N 125-ФЗ (ФСС от несчастных случаев) в случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.


Финансовые санкции за неуплату страховых взносов


1. ПФ РФ. Своим письмом от 06.12.99 N КА-16-27/10932 "О сроках уплаты страховых взносов с вознаграждений по договорам гражданско-правового характера и взыскании штрафных санкций" Пенсионный фонд разъяснил, что при применении штрафных санкций следует использовать положения НК РФ. Эта позиция подтверждена также письмом от 27.01.2000 N КА-09-27/657.

Здесь существует один момент, на который необходимо обратить внимание. Дело в том, что в соответствии с п.7 Порядка (ПФ РФ) с плательщиков страховых взносов должны взыскиваться финансовые санкции в размере всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм выплат в пользу работников и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере.

Отметим, что эти положения не были исключены из Порядка (ПФ РФ) недавно принятыми поправками к нему (Закон N 38-ФЗ). Они были лишь уточнены.

Это особенно странно, учитывая тот факт, что данные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. В соответствии с п.1 резолютивной части Определения N 195-О*(5) положения пункта 7 Порядка (ПФ РФ), которые касаются ответственности плательщиков страховых взносов, подлежат отмене в установленном порядке. Эти положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

2. ГФЗН. Финансовые санкции за неуплату страховых взносов в Государственный фонд занятости населения в соответствии с письмом МНС России и Минтруда России от 08.06.99 N ВГ-6-08/469, N 3795-ВР определяются согласно разделу VI НК РФ. Поэтому "неплательщики" могут привлекаться к ответственности в соответствии со ст.122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

3. ФОМС. Норм об ответственности нет в Законе N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС). Но они есть в п.27 Инструкции ФОМС, где сказано, что, во-первых, за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) применяется штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей), во-вторых, в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (платежи), применяется штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней; при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.

Отметим, что в п.3 мотивировочной части Определения N 195-О сказано, что по содержательным признакам, обязательности и целевому характеру, порядку контроля и ответственности за нарушения страховые взносы в социальные внебюджетные фонды аналогичны налоговым платежам. При установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременении и к ограничениям прав и свобод граждан.

Далее, в п.3 мотивировочной части Определения N 195-О сказано, что постановлением КС РФ от 15.07.99 N 24-П признаны не соответствующими Конституции положения ряда налоговых законов, которым устанавливались штрафы в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемой сверх причитающегося платежа с учетом пеней; при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.

В п.4 мотивировочной части Определения N 195-О говорится, что согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

4. ФСС. Согласно ст.10 Закона N 24-ФЗ (о бюджете ФСС) применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.


Возможность перерасчета задолженности


1. ПФ РФ. В соответствии с Указом N 116 фонду разрешено производить списание пеней плательщикам, погасившим задолженность по страховым взносам и осуществляющим текущие платежи в полном объеме, в следующем порядке:

90 процентов - при погашении до 1 апреля 2000 г. задолженности по страховым взносам в полном объеме и уплате 10 процентов пеней;

85 процентов - при погашении до 1 июля 2000 г. задолженности по страховым взносам в полном объеме и уплате 15 процентов пеней;

80 процентов - при погашении до 1 октября 2000 г. задолженности по страховым взносам в полном объеме и уплате 20 процентов пеней;

75 процентов - при погашении до 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в полном объеме и уплате 25 процентов пеней.

При частичном погашении в указанные сроки задолженности по страховым взносам и частичной уплате пеней погашение задолженности и списание пеней производится пропорционально сумме погашенной задолженности.

Законами, регулирующими порядок работы Фонда социального страхования, не предусмотрена возможность погашения или реструктуризации задолженности.

2. ГФЗН и ФОМС. В соответствии со ст.6 Закона N 14-ФЗ (о бюджете ФОМС) и со ст.9 Закона N 7-ФЗ (о бюджете ГФЗН) этим фондам предоставлено право:

- предоставлять на основе заключаемых ими соглашений об отсрочках (рассрочках) платежей с плательщиками страховых взносов отсрочек (рассрочек) погашения сумм недоимок по страховым взносам и начисленным пеням сроком не более года при условии своевременной уплаты текущих страховых взносов в полном объеме. В исключительных случаях фонды обязательного медицинского страхования вправе предоставлять отсрочки (рассрочки) погашения сумм недоимок по страховым взносам и начисленным пеням на срок до двух лет;

- приостанавливать начисление пеней на суммы недоимок по страховым взносам в данные фонды для организаций, заключивших с фондами соглашения об отсрочках (рассрочках) платежей, на период действия указанных соглашений при условии своевременной уплаты текущих платежей;

- списывать пени организациям, осуществляющим текущие платежи в полном объеме и погасившим задолженность по страховым взносам в эти фонды, образовавшуюся на 1 января 2000 г., в следующие сроки:

100 процентов - при погашении задолженности до 1 июля 2000 г.;

70 процентов - при погашении задолженности до 1 октября 2000 г.;

50 процентов - при погашении задолженности включительно по 31 декабря 2000 г.

При частичном погашении задолженности по страховым взносам в указанные сроки пени списываются по установленным нормам пропорционально сумме погашенной задолженности по страховым взносам.

Порядок заключения соглашений с фондами об отсрочках (рассрочках) платежей по страховым взносам и по начисленным пеням, а также порядок списания указанных платежей устанавливаются фондами.


А.А.Баландин,

научный редактор "РНК"


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В соответствии со ст.3 Закона N 10-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования. Официально опубликован в "Российской газете" 06.01.2000.

*(2) Полное название документа: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов".

*(3) Полное название документа: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.98 N 144-0 "О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".

*(4) Редакция следит за развитием ситуации и обо всех изменениях сообщит на страницах журнала.

*(5) Полное название документа: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.99 N 195-О "По жалобе открытого акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" на нарушение конституционных прав граждан положениями пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года". Определение N 195-О опубликовано в "Российской газете" 08.02.2000.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение