Розничная торговля и НДС
в свете последних изменений
Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 36-ФЗ) поставлена последняя точка в вопросе рационализации и унификации определения облагаемого оборота для исчисления НДС организациями-налогоплательщиками различных сфер экономической деятельности.
С момента вступления в силу Закона N 36-ФЗ все организации сферы розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров переходят на общую стандартную схему обложения налогом на добавленную стоимость, действующую в других отраслях экономики.
Теперь все без исключения предприятия - плательщики НДС должны облагаемый оборот определять на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них сумм НДС.
Установление этого стандарта для организаций розничной торговли можно оценивать по-разному.
С одной стороны, налицо положительные моменты:
- простота, четкость и ясность объекта налогообложения, что исключает трудности, возникавшие ранее, до выхода указанного Федерального закона, при выявлении межценовой разницы (разницы между покупной и продажной стоимостью товара) и реализованного торгового наложения (торговой наценки) в случае продажи по регулируемым ценам;
- узаконенное право возместить из бюджета суммы входного НДС, уплаченные поставщикам товара.
Эта позиция особенно важна для организаций розничной торговли, поскольку в результате у них появляется возможность сохранения (восстановления) собственных и привлеченных оборотных средств, что особенно важно в условиях дефицита свободных денежных ресурсов.
Как известно, до принятия Закона N 36-ФЗ сумма НДС, уплаченного поставщикам вместе со стоимостью товара, приходовалась организациями розничной торговли на счете 41 "Товары" и не принималась к возмещению (зачету), поскольку облагаемым оборотом на балансе этих торговых организаций являлась торговая наценка (счет 42) или разница между покупной и продажной (свободной рыночной) стоимостью товаров, включая НДС.
С другой стороны, возникают проблемы объективного и справедливого решения вопросов, связанных с "судьбой" сумм входного НДС, включенных в стоимость закупленных товаров и отраженных, как отмечалось выше, на счете 41 "Товары" по всем остаткам товаров, образовавшимся по состоянию на 1 января 2000 г.
В этой связи хотелось бы заметить, что проблема так называемого "переходного периода", наступающего при радикальном изменении налоговых отношений, всегда была непростой, требующей тщательного рассмотрения и разрешения при оптимальном балансе финансовых интересов налогоплательщика и государства.
Именно в такой ситуации сейчас и оказались предприятия розничной торговли, поскольку неясно, имеются ли вообще правовые основания для постановки вопроса о возможности возмещения (зачета) из бюджета сумм НДС, включенных в стоимость товаров, закупленных до 1 января 2000 г. и не подлежавших возмещению согласно ранее действовавшему законодательству.
Если этот важный вопрос решается положительно, то возникает следующий: в каком порядке должен осуществляться процесс возмещения (зачета) входного НДС по товарам, находящимся в остатках на 1 января 2000 г.?
Поставленные вопросы действительно могут иметь разные варианты решения.
Ведь согласно ст.2 Закона N 36-ФЗ указанный закон вступает в силу с 1 января 2000 г., кроме положений, для которых установлены иные сроки. Поэтому формально его действие не должно распространяться на порядок отнесения на расчеты с бюджетом сумм НДС, учтенных в стоимости товаров, поступивших и оприходованных на балансе розничных организаций до 1 января 2000 г., то есть до начала действия Закона N 36-ФЗ.
Разумеется, если следовать этой логике, то для всех предприятий розничной торговли и общественного питания сложилась бы крайне неординарная по своим последствиям ситуация, главный негатив которой выражался бы в беспрецедентном повышении розничных цен, что прежде всего отразилось бы на населении, поскольку при реализации указанных товаров в 2000 г. суммы НДС определялись бы уже согласно новому порядку, то есть со всего объема реализации.
Более того, данное положение обернулось бы двойным налогообложением, поскольку в стоимость товаров, которые были ранее оприходованы и на 1 января 2000 г. находились в остатках, уже были включены суммы НДС. Такое двойное налогообложение не может быть признано правомерным и обоснованным.
Указанные аргументы говорят сами за себя. Именно этими соображениями обусловлена позиция Минфина России и МНС России относительно регулирования налоговых отношений по остаткам товаров, числящимся по состоянию на 1 января 2000 г.
Телеграммой от 28.01.2000 N ВГ-6-03/80, направленной в налоговые органы субъектов Российской Федерации, МНС России сообщило, что для товаров, числящихся в остатках по состоянию на 1 января 2000 г., сохраняется тот же порядок исчисления НДС, который действовал до 1 января 2000 г.
Это означает, что все организации розничной торговли и общественного питания должны в обязательном порядке зафиксировать стоимость товаров, находящихся в остатке на 1 января 2000 г., а результаты представить в качестве приложения к налоговой декларации (расчету) при ее очередной подаче за соответствующий налоговый отчетный период текущего года в налоговую инспекцию по месту постановки на учет. Выполнение этих действий позволит избежать финансовых и налоговых конфликтов, возможных в случае отсутствия достоверного учета этих остатков товаров, и послужит основанием для налоговых органов не применять новый порядок налогообложения в отношении всего объема реализации без возмещения сумм НДС по ранее приобретенным товарам, поскольку по ним отсутствуют обороты по счету бухгалтерского учета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебетовые обороты счета 68 "Расчеты с бюджетом".
При этом в течение всего процесса реализации остатков товаров, скопившихся на 1 января 2000 г., организации розничной торговли должны четко и скрупулезно соблюдать порядок исчисления НДС, предусмотренный п.41 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Следование этому порядку прежде всего отвечает финансовым интересам организаций-налогоплательщиков.
Таким образом, организации розничной торговли и общественного питания переходят на новую общую стандартную схему налогообложения только тогда, когда приступят к реализации товаров, приобретенных начиная с 1 января 2000 г.
Однако можно было бы пойти по другому пути - справедливого и обоснованного вычленения сумм НДС из стоимости товара, отраженной на счете 41 "Товары" на 1 января 2000 г.
Такой вариант решения позволил бы применить общую новую схему стандартного налогообложения для всех товаров, приобретенных как до 1 января 2000 г., так и после этой даты.
Правомерность и привлекательность такого решения проблемы "остатков товаров" очевидны, поскольку оно предусматривает применение нового единого механизма исчисления НДС для всех товаров, имеющихся на предприятиях розничной торговли и общественного питания, независимо от даты их приобретения.
Б.А.Минаев,
государственный советник налоговой
службы II ранга,
руководитель Департамента косвенных
налогов, налогов с оборота
и налога с продаж
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru