Вопрос: Могут ли привлечь к ответственности за непредставление отчетности в органы статистики? ("Российский налоговый курьер", N 3, март 2000 г.)

Я уже на протяжении нескольких лет не подаю отчетность в органы государственной статистики. Поскольку в моей налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность не принимают без отметки органа статистики о получении отчетности, я посылаю бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по почте. Могут ли меня привлечь к ответственности за непредставление отчетности в органы статистики?


Правовая ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, определена Законом от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" (далее - Закон N 2761-1).

Например, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.95 N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.95 N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг" установлено, что организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм представляют годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность начиная с 1 января 1996 г. территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям, утвержденным постановлением Госкомстата России по согласованию с Минфином России от 27.09.95 N 157 (далее - Порядок), годовую бухгалтерскую отчетность, начиная с 1 января 1996 г., в органы государственной статистики представляют все организации, являющиеся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами независимо от форм собственности, в порядке и по формам, утвержденным Минфином России. Министерства и ведомства Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций своей системы по согласованию с Минфином России и министерствами финансов республик, входящих в состав Российской Федерации, которые представляются в территориальные органы государственной статистики.

Согласно п.4 Порядка годовые бухгалтерские отчеты представляются организациями в территориальные органы государственной статистики по месту их регистрации и учета в Едином Государственном Регистре Предприятий и Организаций (ЕГРПО).

Отметим, что в случаях несовпадения юридического адреса, установленного в учредительных документах, и фактического местонахождения организации годовая бухгалтерская отчетность представляется по месту нахождения исполнительного органа.

Добавим, что сроки представления отчетности в органы государственной статистики определяются нормативными актами, которыми устанавливается обязанность предоставлять отчетность.

В связи с этим в соответствии со ст.1 Закона N 2761-1 органам государственной статистики Российской Федерации предоставлено право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от 3 до 8-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (далее - МРОТ) за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности. Нарушение порядка может выражаться в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов. За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, налагается штраф в размере от 8 до 10-кратного МРОТ.

Статьей 2 Закона N 2761-1 установлено, что дела об административных правонарушениях рассматривают председатель Государственного комитета Российской Федерации по статистике и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономных областей, окружных, Московского городского, Санкт-Петербургского комитетов и правлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.

Обжалование действий органов государственной статистики, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Порядок обжалования установлен главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Необходимо добавить, что согласно ст.3 Закона N 2761-1 предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

В соответствии со ст.40 КоАП, если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб учреждению, то уполномоченное должностное лицо органа статистики при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей.

Отметим, что ст.1 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3293-1 "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" установлено впредь до принятия Основ законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях руководствоваться следующим порядком перерасчета размеров штрафов, выраженных в твердых суммах, если верхний предел штрафа не превышает пятидесяти рублей, считать его равным одной второй МРОТ, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной десятой МРОТ.

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. Поэтому орган статистики имеет право на обращение в арбитражный суд.


А.А.Топольский,

эксперт "РНК"


1 марта 2000 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.