О последних изменениях в порядке предоставления льгот
по уплате страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды
Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации) создавались, как известно, в 1991-1993 гг. в законодательном порядке для строго целевого финансирования важнейших программ по социальной защите граждан, в том числе для своевременной выплаты пенсий, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оказание бесплатной медицинской помощи населению и т.п.
Следует отметить, что, учитывая сложности с финансированием выплат пенсий, пособий, оказанием медицинской помощи населению, законодатель сознательно идет на принятие непопулярных мер, способствующих, однако, пополнению бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов.
Достаточно вспомнить, что первоначально базой для исчисления страховых взносов в эти фонды являлась начисленная оплата труда работников, которая постепенно расширялась, и в настоящее время после принятия Федеральных законов от 4.01.99 г. N 1-ФЗ, от 20.11.99 г. N 197-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999-2000 гг. страховые взносы во все эти фонды стали начисляться на выплаты, начисленные в пользу работников, включая договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Кроме того, сократился состав плательщиков, которые освобождаются от уплаты страховых взносов в социальные фонды. В частности, от уплаты страховых взносов в соответствии с вышеназванными Законами освобождаются общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат, начисленных работающим инвалидам I, II, III групп и получающим пенсии по инвалидности, а также самозанятые граждане, включая предпринимателей, адвокатов, нотариусов, частных детективов, являющиеся инвалидами I, II, III групп и получающие пенсию по инвалидности.
Однако принимаемые законодательные акты иногда вступают в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации. Рассмотрим это более подробно, а также действия плательщиков страховых взносов, вытекающие из принятого Конституционным судом Российской Федерации постановления от 23.12.99 г. N 18-П по данному вопросу.
Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел ряд положений Федерального закона от 4.01.99 г. N 1-ФЗ, касающихся в том числе правомерности предоставления льгот по уплате страховых взносов только общероссийским общественным организациям инвалидов и самозанятым гражданам - работающим инвалидам I, II и III групп, получающим пенсии только по инвалидности. Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (части 1 и 2), пп. "б" и "в" ст. 6 Закона N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, и не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости.
Согласно части второй ст. 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" постановление N 18-П является основанием для отмены в установленном порядке положений носящих дискриминационный характер нормативных актов в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.
Таким образом, согласно постановлению N 18-П право на освобождение от уплаты страховых взносов получают все общественные организации инвалидов, а не только общероссийские, а также самозанятые граждане - инвалиды I, II и III групп, получающие пенсию как по инвалидности, так и по старости. В то же время возникает вопрос: распространяется ли действие вышеназванного постановления Конституционного суда Российской Федерации на льготы организациям-работодателям в части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по старости, а также на организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов необщероссийских общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются необщероссийские общественные организации?
Учитывая, что постановление N 18-П не содержит каких-либо указаний в части п. "а" ст. 6 Закона N 1-ФЗ, эта норма осталась неизменной. Вопрос о предоставлении льгот организациям, уставный капитал или имущество которых принадлежит необщероссийским общественным организациям инвалидов, Конституционным судом Российской Федерации также не рассматривался.
Таким образом, организации-работодатели имеют льготу по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в части выплат работающим инвалидам I, II, III групп и получающим пенсии только по инвалидности. Кроме того, льготу по уплате страховых взносов имеют организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов только общероссийских общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются только общероссийские общественные организации.
Рассмотрим вопрос о правомерности удержания и перечисления в ПФР 1% с выплат, начисленных в пользу инвалидов I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности или по старости. Учитывая, что постановление N 18-П является основанием для отмены в установленном порядке положений носящих дискриминационный характер нормативных актов в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости, с 23 декабря 1999 г. от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются поименованные в п. "д" ст. 1 Закона N 1-ФЗ и в п. "е" ст. 1 Закона N 197-ФЗ граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, являющиеся инвалидами I, II, III групп, получающие пенсии как по инвалидности, так и по старости.
Таким образом, удержание и перечисление в ПФР 1% с выплат, начисленных в пользу инвалидов I, II, III групп, работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, не должно производиться, причем независимо от того, получают ли они пенсию по инвалидности или по старости (письмо ПФР от 2.03.2000 г. N КА-16-27/1630).
В связи с введением в действие Федерального закона от 2.01.2000 г. N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" возникает вопрос, предоставляются ли плательщикам страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев льготы, установленные ст. 6 Закона N 197-ФЗ, например на выплаты, начисленные в пользу работающих инвалидов I, II, III групп. Льготы для плательщиков страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены ст. 2 Закона N 10-ФЗ, согласно которой в 2000 г. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные, территориальные и местные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60% от размеров страховых тарифов, установленных ст. 1 Закона N 10-ФЗ. При несоблюдении условий, указанных в ст. 2 этого Закона, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев начисляются в полном размере согласно ст. 1. Других льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев Законом N 10-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, льготы, предусмотренные ст. 6 Закона N 197-ФЗ, на плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не распространяются.
Ф. Кирилов,
начальник отдела социальных фондов,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/