Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным документам (А. Ягузинский, "Российская юстиция", N 5, май 2000 г.)

Взаимодействие между органами,
осуществляющими взыскание по исполнительным документам


Прошло более двух лет с момента вступления в силу двух Федеральных законов от 21 июля 1997 г. - "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Срок вполне достаточный для того, чтобы оценить значение этих актов и эффективность их действия, а также выявить возникшие проблемы. Одна из них - взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным документам.

Служба судебных приставов является самым молодым правоохранительным органом в Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшими нормами (разделы V ГПК РСФСР и IV АПК РФ - "Исполнительное производство") полномочия судебного пристава значительно расширились: если ранее судебный исполнитель мог совершать какие-либо действия лишь с санкции судьи, то теперь он является процессуально независимым лицом.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности предусмотрено деление на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению порядка до, во время и после судебных заседаний, защите участников судебного процесса, а также осуществляют меры принудительного или силового воздействия в отношении правонарушителя либо должника. (В настоящее время формирование корпуса судебных приставов по обеспечению порядка еще не завершено, их роль выполняют привлекаемые в случае необходимости подразделения специального назначения ГУИН Минюста РФ.)

В настоящее время система органов, обеспечивающих взыскание по исполнительным документам, выглядит следующим образом. Это территориальные подразделения соответствующих служб судебных приставов субъектов Российской Федерации, образующих вместе с Департаментом судебных приставов Службу судебных приставов Минюста РФ; налоговые инспекции субъектов Федерации и соответствующие территориальные налоговые инспекции Министерства по налогам и сборам РФ; органы Федеральной службы налоговой полиции (действующие по поручению налоговых инспекций); Государственная таможенная служба РФ в лице своих региональных подразделений; органы, уполномоченные в соответствии с КоАП РСФСР рассматривать дела об административных правонарушениях.

Из всех перечисленных служб единственным органом принудительного исполнения, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является Служба судебных приставов. Остальные, названные в перечне, относятся согласно ст. 5 упомянутого Закона к иным органам, осуществляющим взыскание. По общему правилу согласно Закону "Об исполнительном производстве" органы, осуществляющие контрольные функции, перед направлением судебному приставу-исполнителю оформленного в установленном порядке требования о взыскании должны самостоятельно произвести взыскание в виде предъявления данного исполнительного документа в банк или иное кредитное учреждение, обслуживающее должника. Лишь в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах должника-организации исполнительный документ может быть предъявлен на исполнение в Службу судебных приставов в срок до 6 месяцев.

Но существуют определенные особенности. Согласно п. 2 ст. 198 АПК РФ, ст.ст. 31, 46 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае, если взыскателем являются налоговые или таможенные органы, взыскание на денежные средства, а также имущество должника-организации по вынесенным ими исполнительным документам может быть обращено налоговыми или таможенными органами самостоятельно: взыскание с юридических лиц осуществляется в бесспорном порядке, с физических лиц - по решению суда. В соответствии со ст.ст. 31, 77 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), ст. 10 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) арест и реализация имущества должника-организации может производиться не только Службой судебных приставов, но и органами налоговой полиции, а также Государственной таможенной службы. Однако начиная с 2000 года в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации либо налогового агента, при отсутствии у него денежных средств, должно осуществляться исключительно Службой судебных приставов. В этой ситуации налоговые и таможенные органы имеют право лишь наложить арест на имущество должника, а реализацию будет производить уже судебный пристав-исполнитель.

Что же касается органов, уполномоченных в соответствии с Разделом III КоАП РСФСР рассматривать дела об административных правонарушениях, то, если должником является физическое лицо, вынесенное таким органом постановление о взыскании в виде штрафа в соответствии со ст.ст. 278, 285 КоАП РСФСР подлежит исполнению в течение 15 дней с момента вручения такого постановления нарушителю. Если штраф должником в 15-дневный срок не уплачен, административный орган направляет постановление о наложении штрафа для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из каких-либо видов заработка должника по месту его работы либо получения им иного дохода. И только если должник не работает либо удержание штрафа из каких-либо видов заработка иного дохода должника невозможно, то постановление административного органа направляется на исполнение судебному приставу-исполнителю для обращения принудительного взыскания на иное имущество совершившего административное правонарушение должника. На практике это положение часто нарушается: исполнительный документ эти органы сразу направляют судебному приставу.

В настоящее время Служба судебных приставов Минюста РФ все еще находится в стадии формирования и становления. Поэтому остро стоит вопрос взаимодействия между органами, осуществляющими взыскание. Эта проблема решается на уровне подзаконных и межведомственных актов. Так, совместным Письмом Службы налоговой полиции РФ и Минюста РФ от 18 февраля 1998 г. N НК-507 и от 26 декабря 1997 г. N 06-07-10-97 "О сохранении существующего порядка исполнения судебных актов и актов других органов по взысканию в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества" за органами Федеральной службы налоговой полиции до 1 января 2000 г. было сохранено право наложения ареста на имущество юридических лиц с последующей его реализацией. Вопрос взаимодействия между органами взыскания начал решаться и на уровне соответствующих служб субъектов Федерации. Так, порядок взаимодействия между Управлением Федеральной службы налоговой полиции по г. Москве и Службой судебных приставов Главного управления юстиции г. Москвы определен Соглашением "О сотрудничестве и взаимодействии" от 23 августа 1999 г., согласно которому подразделения этих служб взаимно уведомляют друг друга о наличии в производстве исполнительных документов. Если территориальным отделом Службы судебных приставов возбуждено исполнительное производство в отношении должника, с которым уже работает соответствующий территориальный отдел УФСНП по г. Москве, последний имеет право передать имеющийся в его производстве исполнительный документ в соответствующий территориальный отдел Службы судебных приставов г. Москвы на исполнение. К сожалению, в соглашении обойден такой важный вопрос, как взаимный обмен служебной информацией о должнике-организации, деятельность и имущественное положение которого вызывают интерес.

В процессе работы с исполнительными документами, в том числе и с решениями внесудебных органов, возникает масса затруднений. Основное и самое существенное из них заключается в том, что с принятием Закона "Об исполнительном производстве", которым руководствуются в своей деятельности судебные приставы, не были одновременно приняты комплексные изменения и дополнения в другие федеральные законы и нормативные акты Российской Федерации. Только один пример. В отличие от налоговых органов судебный пристав-исполнитель не имеет права приостанавливать операции по счетам должника в банках и иных кредитных учреждениях. В целях наложения ареста на денежные средства должника судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия информации о его счетах в банковских и иных кредитных учреждениях направляет соответствующий запрос в территориальные органы налоговой инспекции. Однако, ссылаясь на п. 2.5 Письма Государственной налоговой службы РФ от 17 июня 1998 г., налоговые органы отказывают в предоставлении конкретной информации о счетах должника, обосновывая это тем, что в Законе прямо указано: информация дается не о самих счетах должника, а лишь о тех банках или иных кредитных организациях, в которых они находятся. В свою очередь банковские и иные кредитные учреждения часто отказываются предоставить требуемую информацию о счетах должника и размере находящихся на них денежных средств, ссылаясь на ст. 857 ГК (банковская тайна) и ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности", которая содержит закрытый перечень субъектов, имеющих право на получение информации о счетах и банковских операциях должника. Служба судебных приставов в данном перечне не названа. В конечном итоге судебный пристав-исполнитель быстро и оперативно осуществить взыскание не сможет. (В настоящее время вопрос взаимодействия с налоговыми органами частично урегулирован: совместным приказом Минюста РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 марта 1999 г. установлена обязанность налоговых органов предоставлять судебному приставу-исполнителю практически всю запрашиваемую им информацию о должнике, начиная от номеров счетов и заканчивая документами установленной формы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности должника.)

Видимо, есть смысл в рамках Службы судебных приставов закреплять за каждым приставом-исполнителем работу с исполнительными документами определенного вида (например, документы налоговых или таможенных органов, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и т.д.). В Москве уже предприняты шаги по созданию в рамках территориальных подразделений групп, занимающихся определенной категорией дел в зависимости от вида исполнительного документа. Так, распоряжением Главного судебного пристава г. Москвы "О порядке исполнения исполнительных документов таможенных органов и об организации взаимодействия с ними" предусмотрено, что исполнением постановлений таможенных органов должны заниматься конкретные судебные приставы-исполнители. Они ведут исполнительные производства, возбуждаемые по постановлениям таможенных органов.

Думается, работу по специализации судебных приставов-исполнителей необходимо продолжить. Это поможет установлению их тесного взаимодействия с иными органами, обеспечивающими взыскание по исполнительным документам.


А. Ягузинский,

юрист (г. Москва)



Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным документам


Автор


А. Ягузинский - юрист (г. Москва)


"Российская юстиция", 2000, N 5, стр. 22


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.