Вопрос: Открытое акционерное общество осуществляет строительство железнодорожного перехода на участке площадью 150 га, выделенном этой организации для строительства железнодорожной линии. Налоговая инспекция предъявляет требования на уплату налога не по льготной ставке до момента ввода в эксплуатацию железнодорожной линии. Является ли земля, отведенная ОАО под строительство железной дороги, полосой отвода железных дорог и распространяется ли в данном случае на организацию действие нормы льготного налогообложения, предусмотренной ст.12 Закона о плате за землю? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2000 г.)

Открытое акционерное общество осуществляет строительство железнодорожного перехода на участке площадью 150 га, выделенном этой организации для строительства железнодорожной линии. Налоговая инспекция предъявляет требования на уплату налога не по льготной ставке до момента ввода в эксплуатацию железнодорожной линии. Является ли земля, отведенная ОАО под строительство железной дороги, полосой отвода железных дорог и распространяется ли в данном случае на организацию действие нормы льготного налогообложения, предусмотренной ст.12 Закона о плате за землю?


Согласно ст.12 Закона о плате за землю налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставки земельного налога, установленной по сельскохозяйственным угодьям. Под полосой отвода железной дороги согласно ст.2 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. Аналогичное понятие дано в подп.19 п.5 Инструкции Госналогслужбы России N 29.

Следует отметить, что понятия "железная дорога" и "строительство железной дороги" не идентичны. Статьей 2 Федерального закона N 153-ФЗ определено, что железная дорога - это основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав.

Строительство железной дороги не может рассматриваться как железная дорога до момента окончания строительства и сдачи в эксплуатацию вновь построенной железной дороги. Поэтому за земельные участки, предоставленные юридическим лицам для строительства железных дорог, до момента окончания строительства и сдачи в эксплуатацию земельный налог должен взиматься по полным ставкам, установленным в зависимости от месторасположения облагаемых объектов.

Акционерное общество, о котором идет речь, как предприятие железнодорожного транспорта после сдачи в эксплуатацию железнодорожной линии будет уплачивать налог на землю, расположенную в полосе отвода железной дороги, по ставке 25% ставки земельного налога, определенной для сельскохозяйственных угодий. Границы полосы отвода устанавливаются территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, что закреплено Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц и зарегистрированным Минюстом России 27 июля 1999 г. N 1848. Кроме того, пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Еще раз следует напомнить, что Законом о плате за землю предусмотрено взимание налога с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья, не за строительную площадку, а за железную дорогу в пределах полосы отвода, имеющую свою стоимость и находящуюся на балансе предприятия железнодорожного транспорта. Затраты на уплату земельного налога должны быть включены в смету строительства.

Таким образом, норма льготного налогообложения, предусмотренная ч.3 ст.12 Закона о плате за землю, на земли, выделенные для строительства железной дороги, не распространяется.


Н.В.Голубева

Советник налоговой службы I ранга


1 февраля 2000 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение