Реализация услуг ЖКХ и учет расходов на содержание объектов ЖКХ, переданных муниципалитетам (И.Д.Юцковская, А.И.Сотов, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2000 г.)

Реализация услуг ЖКХ
и учет расходов на содержание объектов ЖКХ, переданных муниципалитетам


При аудиторских проверках на предприятиях, имеющих на балансе собственные объекты жилищно-коммунального хозяйства или осуществляющих работы по содержанию объектов ЖКХ, переданных муниципалитетам, выявились некоторые типичные ошибки. В этой статье авторы приводят описание таких ошибок, способы их исправления, а также анализ возможных налоговых рисков.


Предположим, предприятие имеет на балансе объекты ЖКХ (жилые дома), квартирная плата не покрывает расходов по их содержанию. Для работников предприятия могут быть установлены льготы по квартплате.

Учет и списание затрат на содержание и обслуживание ЖКХ проводились на предприятии следующим образом.


Корреспондирующие
счета
Содержание операции
дебет кредит
29 70,69 Начислена заработная плата и взносы во внебюджетные
фонды персонала, обслуживающего ЖКХ
29 60,76 Приняты к учету затраты по услугам сторонних
организаций, связанные с обслуживанием ЖКХ
014   Начислена амортизация по объектам ЖКХ за балансом
88 29 Списаны за счет чистой прибыли сформированные за месяц
(квартал, год) расходы по ЖКХ
 /----\
 | 88 |  
 \----/  
 
 /----\
 | 29 |  
 \----/  
 

СТОРНО в части полученной от жильцов квартплаты

Налоги (НДС, налог на пользователей автодорог) по деятельности ЖКХ не исчислялись. Расходы, не перекрываемые квартплатой, списывались за счет чистой прибыли.

Аудиторы предложили следующую трактовку описанной ситуации, сложившейся в 1999 г.

По юридической природе отношения между гражданами, проживающими в жилом фонде предприятия, и самим предприятием - владельцем жилья представляют собой договор коммерческого найма жилого помещения (гл.35 ГК РФ). По такому договору одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Объектом этого договора может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Предоставление жилого помещения во владение и пользование является согласно п.5 ст.38 НК РФ услугой, оказание которой одним лицом другому лицу признается реализацией (п.1 ст.39 НК РФ). Для обобщения информации о процессе реализации оказанных услуг Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", на котором, по нашему мнению, должна отражаться квартплата (плата за общежитие) как выручка от реализации.

Определение данных поступлений в качестве выручки влечет за собой возникновение обязанности по уплате налога на пользователей автодорог (п.16 Инструкции Госналогслужбы России N 30 "О порядке начисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Относительно НДС в описанных ситуациях необходимо отметить следующее. В соответствии с подп."г" п.12 Инструкции Госналогслужбы России N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" квартплата, включая плату за проживание в общежитиях, освобождается от налога на добавленную стоимость, в связи с чем сумма налога, уплаченная сторонним организациям по услугам, связанным с обслуживанием ЖКХ, возмещению (зачету) не подлежит, а относится на издержки.

Существующая методология бухгалтерского учета в этом случае неприемлема и приводит к искажению отчетных данных.

В связи с этим предложено отражать хозяйственные операции следующим образом.


Корреспондирующие
счета
Содержание операции
дебет кредит
29 70, 69 Начислена заработная плата и взносы во внебюджетные
фонды персонала, обслуживающего ЖКХ
29 60, 76 Приняты к учету затраты по услугам сторонних
организаций, связанные с обслуживанием ЖКХ
014   Начислена амортизация по объектам ЖКХ за балансом
76 46 Отражена начисленная квартплата
70, 51, 50 76 (46) Получена квартплата от жильцов
29 68 Начислен налог на пользователей автомобильных дорог
46 29 Списаны расходы по ЖКХ
80 46 Определен финансовый результат (убыток)

В случае неправильного отражения в учете операций, связанных с ЖКХ, помимо того, что возникают негативные налоговые последствия, искажаются данные отчета о прибылях и убытках предприятия.

1. В отчете о прибылях и убытках предприятия оказываются занижены выручка и себестоимость вследствие неотражения в учете и отчетности реализации услуг ЖКХ.

2. По строке 140 отчета о прибылях и убытках завышается прибыль предприятия на величину выявленного убытка от ЖКХ.

3. Вместе с тем неэффективно расходуется чистая прибыль предприятия.

4. Определение квартплаты (платы за общежитие) в качестве выручки от реализации услуг по предоставлению жилых помещений во владение и пользование с целью проживания влечет за собой возникновение обязанности по уплате налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

5. Неучет квартплаты в качестве объекта налогообложения и неисчисление (неуплата) с нее налогов могут привести к налоговому риску по:

- взысканию сумм неуплаченных налогов в соответствии со ст.45 НК РФ;

- уплате пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов (ст.75 НК РФ);

- наложению штрафных санкций за нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в неправильном отражении исчисленной суммы налога в соответствии с п.4 ст.120 и ст.121 НК РФ;

- наложению взыскания штрафных санкций, предусмотренных п.1 ст.122 НК РФ.


Отражение затрат по содержанию объектов ЖКХ, передаваемых
муниципальным органам по соглашениям о передаче
объектов социально-культурной сферы


Типичная ошибка, встречающаяся при проведении аудиторских проверок, связана с неверным определением источника покрытия расходов по содержанию объектов ЖКХ, ранее бывших в собственности предприятий, а впоследствии переданных безвозмездно муниципальным образованиям.

Нам встретились два варианта отражения произведенных предприятием расходов.


Вариант 1.

Все расходы по содержанию жилищного фонда, переданного муниципалитету, в 1999 г. списаны за счет чистой прибыли, причем и работы, проведенные силами предприятия, и расходы, оплаченные предприятием, по заявке жилищно-эксплуатационных контор:

Д 29 - К 76, 60 - приняты к учету работы, выполненные сторонними организациями;

Д 29 - К 70, 69, 10 - приняты к учету расходы, произведенные самим предприятием;

Д 88 - К 29 - списаны за счет чистой прибыли накопленные расходы.


Вариант 2.

Все расходы по содержанию жилищного фонда, переданного муниципалитету, в 1999 г. списаны за счет выручки по услугам ЖКХ, находящегося в собственности предприятия:

Д 29 - К 76, 60 - приняты к учету работы, выполненные сторонними организациями;

Д 29 - К 70, 69, 10 - приняты к учету расходы, произведенные самим предприятием;

Д 46 - К 29 - списаны за счет чистой прибыли накопленные расходы.

К сожалению, ни первый, ни второй вариант неверен.

Исследовав правовую природу подобных операций, предлагаем свой вариант определения источника списания подобных расходов и обоснование возможных налоговых рисков.

Согласно п.3 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235, при передаче объектов социально-культурной сферы органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления и предприятия заключают договоры о совместном использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, расположенных на территории этих предприятий и выполняющих функции по обслуживанию соответствующего региона. Отдельные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения из числа переданных в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность могут быть переданы на обслуживание предприятию по договору о совместном использовании и финансировании этих объектов.

Таким образом, предметом вышеуказанных договоров является объединение усилий предприятия по совместному использованию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. Согласно ч.1 ст.1041 ГК РФ договор с таким предметом является договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). Поскольку целью договора не ставится ведение деятельности, связанной с извлечением прибыли (т.е. предпринимательской деятельности), органы местной администрации могут быть его стороной. Требование ч.2 ст.1041 ГК РФ, в соответствии с которой сторонами договора простого товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, если он заключается для осуществления предпринимательской деятельности, не нарушается.

При отражении операций по такого рода соглашениям следует учитывать, что хотя они по своей гражданско-правовой природе и относятся к договорам о совместной деятельности, правила ведения бухгалтерского учета именно для таких договоров имеют существенные пробелы. Общепринятые положения, закрепленные в Указаниях по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденных приказом Минфина России от 24 декабря 1998 г. N 68н, предназначены прежде всего для совместной деятельности, направленной на получение прибыли.

Соглашения, заключаемые с муниципальными органами, имеют следующие особенности:

- совместная деятельность не имеет результатов, которые могли бы быть распределены между участниками;

- денежные средства, передаваемые в совместную деятельность, не подлежат возврату или какому-либо иному возмещению.

В связи с этим выделение денежных средств, передаваемых предприятиями, и выполняемые ими ремонтные работы необходимо показать на счетах 06, 58 согласно п.4 Указаний. После этого в целях недопущения неоправданного увеличения активов сумму этих средств следует списать за счет собственной прибыли. Такой способ рекомендуется применять в том случае, когда предприятие продолжает реально использовать переданные объекты социально-культурной сферы (например, котельная, водопровод и т.д., переданные в ведение муниципальных органов, обеспечивают жилой фонд, находящийся в собственности предприятия).

В другом случае, если предприятие не продолжает реально использовать переданные муниципалитету объекты ЖКХ и не предполагает иметь в дальнейшем какой-либо доход, можно предложить следующую аргументацию.

Для примера можно привести соглашения о передаче объектов социально-культурной сферы в муниципальную собственность, заключенные между предприятием и местной администрацией. В соответствии с этими соглашениями местная администрация обязывалась создать на основе передаваемых объектов муниципальное предприятие ЖКХ, сформировать приемочную комиссию и принять объекты в эксплуатацию. Предприятие же должно было ежемесячно финансировать вновь организуемое предприятие ЖКХ в определенном размере, выполнять текущий и капитальный ремонт (направленный на устранение дефектов, отраженных в передаточном акте), укомплектовывать предприятие ЖКХ необходимой техникой. Из этих соглашений не усматривалось, что предприятие каким-либо образом использует переданные объекты социально-культурной сферы. Значит, эти соглашения не могут рассматриваться как договоры о совместной деятельности, а оформляют безвозмездную передачу.

Расходы по содержанию ЖКХ подлежат распределению между объектами, принадлежащими предприятию, и объектами, переданными муниципальным образованиям, следующим образом.


Корреспондирующие
счета
Содержание операции
дебет кредит
88 60, 76 Приняты к учету расходы по содержанию объектов
ЖКХ, произведенные сторонними организациями,
относящихся к собственности муниципалитета
29-2 10, 13,
70, 69
Сформирована производственная себестоимость
ремонтно-восстановительных работ, выполненных
силами строительных подразделений предприятия, по
объектам ЖХК в собственности муниципалитета
46-2 29-2 Списаны расходы по оказанию услуг ЖКХ на
себестоимость переданных безвозмездно услуг
муниципалитету по ремонту объектов ЖКХ
62, 76 46-2 Начислена задолженность муниципалитета по
стоимости произведенных силами предприятия
ремонтных работ
88 62, 76 Списана задолженность муниципалитета по
ремонтно-восстановительным роботам, произведенным
собственными силами предприятия, за счет чистой
прибыли

Техника, которая подлежала передаче предприятию ЖКХ, согласно п.2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения относится к объектам социально-культурного назначения, и как вытекает из подп."т" ч.1 ст.5 Закона о налоге на добавленную стоимость, ее безвозмездная передача в ведение муниципальных органов не влечет обязательств по начислению НДС. Освобождение от налога работ по ремонту объектов социально-культурной сферы, их подготовке к отопительному сезону действующим законодательством не предусмотрено. Нельзя исключать, что представители налоговых органов могут потребовать доначисления НДС на стоимость работ по ремонту и подготовке объектов к отопительному сезону, выполняемых для сторонней организации.

Не исключается возможность разногласий с налоговыми органами относительно исчисления НДС со стоимости работ по ремонту и подготовке объектов социально-культурной сферы к отопительному сезону, выполненных строительными подразделениями предприятия для сторонних организаций (органов местной власти).

Рекомендуем предприятиям, имеющим в собственности объекты ЖКХ или осуществляющим некоторые расходы по содержанию объектов ЖКХ, переданных органам местной власти, самостоятельно проверять распределение расходов по собственному жилищному фонду и объектам социально-культурной сферы, переданным муниципалитетом с целью определения абсолютной величины расходов, излишне списанных на себестоимость реализации услуг ЖКХ.


И.Д.Юцковская,

старший менеджер фирмы "ФБК"


А.И.Сотов,

старший юрисконсульт фирмы "ФБК",

канд. юрид. наук


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.