Учетная политика организации в 2000 году
Завершился 1999 финансовый год. Бухгалтеру необходимо готовить материалы к составлению годового баланса. Поэтому есть смысл еще раз рассмотреть требования, которые предъявлялись к ведению бухгалтерского учета в 1999 г., изменения, произошедшие в течение этого года, а также сформировать учетную политику на 2000 г.
Основные положения учетной политики
Главным нормативным документом, регламентирующим ведение учетной политики на предприятии, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н. Этот документ по ряду моментов дополняют другие Положения по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в этой области.
Под учетной политикой понимается совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета в организации. Учетная политика формируется на основе принципов международных стандартов финансовой отчетности.
В учетной политике целесообразно предусмотреть:
- форму бухгалтерского учета;
- организацию документооборота;
- системы регистров;
- метод реализации продукции и определения финансового результата;
- метод начисления амортизации по основным средствам;
- критерии отнесения материальных ценностей к категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);
- нормы отчислений от прибыли в резервные фонды;
- способы начисления амортизации по МБП;
- систему учета приобретения и заготовления материалов;
- порядок амортизации нематериальных активов;
- подход к оценке товаров в розничной торговле;
- порядок списания материалов в производство;
- методы калькулирования продукции;
- порядок финансирования ремонтных работ;
- способы учета выпуска готовой продукции;
- подход к созданию резервов по сомнительным долгам;
- сроки списания доходов будущих периодов;
- порядок выплаты дивидендов учредителям;
- принцип учета курсовых валютных разниц;
- порядок и сроки проведения инвентаризации;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета определяет порядок регистрации хозяйственной деятельности и величину расходов на ее ведение.
Организация документооборота обеспечивает увязку управленческого и бухгалтерского учета, позволяет создать основу налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности организации.
Системы регистров определяют точность и оперативность учета финансовой информации и обеспечивают надежность ее хранения.
Метод реализации продукции дает возможность установить форму взаимоотношений с поставщиками, покупателями и бюджетом.
Метод начисления амортизации по основным средствам определяет быстроту окупаемости и обновления данных фондов.
По критериям отнесения материальных ценностей к категории МБП формируется политика списания этих ценностей на себестоимость продукции.
Нормами отчислений от прибыли в резервные фонды определяется возможность страхования предпринимательских рисков.
Способы начисления амортизации по МБП оказывают влияние на темпы расходования этих оборотных средств и на себестоимость продукции (работ, услуг).
От системы учета приобретения и заготовления материалов зависят полнота и точность оценки материальных запасов.
Правильный порядок амортизации нематериальных активов обеспечивает эффективность использования этих долгосрочных активов и точность отражения расходов по ним в себестоимости продукции (работ, услуг).
Подход к оценке товаров в розничной торговле оказывает влияние на методологию бухгалтерского и налогового учета на предприятиях данного типа.
Порядком списания материалов в производство определяются полнота и точность оценки темпов расходования материалов.
Методы калькулирования продукции позволяют существенно уменьшать сроки расчетов себестоимости конкретных видов продукции, обеспечивая высокую точность.
Порядком финансирования ремонтных работ определяются сроки, объемы и регулярность проведения профилактических мероприятий по поддержанию основных средств в рабочем состоянии.
Правильный выбор способов учета выпуска готовой продукции предопределяет высокую точность подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги) при минимальных сроках. Они также облегчают определение момента перехода права собственности к покупателю при реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг).
От подхода к созданию резервов по сомнительным долгам зависит страхование рисков по взаиморасчетам с покупателями.
Установление сроков списания доходов будущих периодов дает возможность правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), определять точную базу по налогообложению прибыли, получаемую при их реализации, и избегать необоснованного создания резервов.
Согласно порядку выплаты дивидендов предусматриваются подходы распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.
Принцип учета курсовых валютных разниц характеризует полноту и точность отражения активов и обязательств организации, выраженных в иностранных денежных единицах (валюте).
Порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются для регулирования взаимоотношений бухгалтерии с материально ответственными лицами организации, что уменьшает вероятность потерь и хищений ценностей.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит перечень, описание и характеристики используемых организацией счетов.
Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию. Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации; в остальных случаях - в начале финансового года.
Изменения учетной политики допускаются:
- при изменении законодательства;
- в случаях разработки организацией новых приемов и способов учета;
- при существенных изменениях условий хозяйствования.
В связи с регулярными (в том числе в течение одного финансового года) изменениями законодательных актов учетная политика становится одним из важнейших механизмов взаимодействия организации с налоговыми органами.
Если бухгалтер уверен в том, что его мнение по тем или иным финансовым и учетным вопросам правильное, а нормативно эти вопросы не урегулированы, то он может отразить свое мнение в учетной политике.
Пример.
Некоммерческая организация имеет расчетный счет в обслуживающем банке. Банк периодически начисляет на остаток сумм на данном расчетном счете проценты за использование этих сумм в своих целях. Следует ли платить с таких сумм налог на прибыль?
В настоящее время прямого разъяснения по этому вопросу в нормативных документах нет. В пункте 2.12 Инструкции Госналогслужбы России N 37 сказано, что некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. В нашем примере коммерческая деятельность не ведется, поскольку организация не открыла специального депозитного счета для цели получения процентов по нему. Получаемые суммы расходуются строго на уставные цели организации. Однако иногда налоговые инспекции трактуют такую ситуацию по-своему, поэтому целесообразно оговорить данный вопрос в учетной политике.
В бухгалтерском учете такое взаимодействие с банком, на наш взгляд, должно отражаться следующими проводками:
Д 51 - К 80 - начисление процентов на остаточные суммы на расчетном счете;
Д 80 - К 96 (88) - отнесение процентов на увеличение сметы расходов или на увеличение фонда.
Организационные аспекты учетной политики
При совершенствовании организационной стороны бухгалтерского учета в 1999 г. согласно ПБУ 1/98 особое внимание необходимо было обращать на такие вопросы:
1) организационные формы учета;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3) формы первичных документов;
4) порядок проведения инвентаризаций;
5) правила документооборота.
Организационные формы учета. В настоящее время руководители и учредители предприятий имеют право организовывать бухгалтерский учет путем:
- создания отдельного подразделения - бухгалтерии;
- найма одного бухгалтера (главного бухгалтера);
- заключения договора на бухгалтерское обслуживание со специализированной фирмой;
- ведения учета руководителем организации.
Каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Важно, что предприятию предоставлен выбор, который его руководители и учредители могут сделать с максимальным эффектом.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Такой план счетов формирует главный бухгалтер предприятия исходя из экономической целесообразности и возможности максимального сокращения времени на ведение учета. Рабочий план счетов дает возможность делать нетрадиционные проводки, которые не описаны в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина России от 1 ноября 1991 г. N 56. Это позволяет приблизить российский бухгалтерский учет к международным стандартам учета. Однако необходимо помнить, что вводимые бухгалтером новые проводки должны иметь четкое экономическое обоснование.
Формы первичных документов. Для правильного ведения бухгалтерского учета главный бухгалтер предприятия выбирает соответствующие формы первичных документов. Нужно только помнить, что каждый документ является письменным свидетельством совершения хозяйственной операции. Юридическую силу ему придают следующие обязательные реквизиты, без которых он недействителен:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
Кроме того, многие первичные документы согласно Постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а и Постановлению от 18 августа 1998 г. N 88 унифицированы. С 1 января 1999 г. действуют унифицированные документы по учету:
- сельскохозяйственной продукции и сырья;
- труда и его оплаты;
- основных средств и нематериальных активов;
- материалов;
- МБП;
- работ в капитальном строительстве;
- работы строительных машин и механизмов;
- работ на автомобильном транспорте;
- результатов инвентаризации;
- кассовых операций;
- торговых операций.
Унифицированные формы имеют некоторые обязательные позиции. Это должно быть учтено, если предприятие само составляет подобные документы.
Порядок проведения инвентаризаций. Этот порядок разрабатывают совместно руководитель и главный бухгалтер предприятия. Особенность 1999 финансового года заключается в том, что выявленные при инвентаризации излишки материальных ценностей приходуются в качестве прибыли предприятия по их рыночной стоимости:
Д 01, 10, 12, 40, 41 - К 80 - на сумму рыночной стоимости материальных ценностей.
Излишки включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Недостача материальных ценностей фиксируется в бухгалтерском учете согласно п.15 Положения о составе затрат. Следует помнить, что существуют нормы естественной убыли по продовольственным и лекарственным товарам. Недостача в пределах этих норм относится на издержки производства и обращения:
Недостача сверх норм естественной убыли должна быть отнесена на материально ответственное лицо:
Д 84 - К 10, 12, 40, 41 - выявлена недостача сверх норм естественной убыли;
Д 73, субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К 84 - недостача отнесена на материально ответственное лицо;
Д 70 - К 73-3 - недостача удержана с материально ответственного лица.
Когда недостача обусловлена хищением, о ней нужно заявить в правоохранительные органы. Если виновник установлен, то недостачу покрывают за его счет, если не установлен, то недостачу списывают на финансовый результат:
Д 84 - К 10, 12, 40, 41 - недостача в форме хищения материальных ценностей;
Д 76 - К 84 - недостача отнесена на установленного виновника;
Д 80 - К 84 - недостача списана на финансовый результат.
Убытки от недостачи материальных ценностей, виновник по которым не установлен, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Правила документооборота на предприятии регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила увязаны с формами бухгалтерского и управленческого учета на предприятии.
Методика разработки учетной политики организации
Методику разработки учетной политики организации можно строить на базе:
1) замкнутого финансово-хозяйственного цикла;
2) рабочего плана счетов.
Чаще всего используют рабочий план счетов. Этот метод, на наш взгляд, несколько более формализован, нежели метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла.
Метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла строится на кругообороте материальных ценностей и денежных средств, определяемом по схеме:
инвестиции в собственную организацию -> производственный процесс -> реализация продукции (работ, услуг) -> получение денежных средств.
Учет уставного капитала. Источники средств организаций делятся на собственные и заемные. Собственные источники включают в себя уставный капитал, прибыль текущего года и прибыль прошлых лет, сосредоточенную в фондах и резервах. Заемные источники включают в себя кредиты, займы и кредиторские задолженности.
Формирование уставного капитала оформляется в бухгалтерском учете так:
Д 75 - К 85 - регистрация уставного капитала;
Д 51 - К 75 - внесение денежных средств учредителями в размере 50% уставного капитала;
Д 01, 10, 12, 41, 50, 51 - К 75 - внесение недостающей части уставного капитала.
Следует выделить два момента учета уставного капитала:
1) возможность или необходимость его увеличения либо уменьшения;
2) формирование уставного капитала при участии зарубежного учредителя (участника).
Возможность или необходимость увеличения либо уменьшения уставного капитала обусловлена двумя обстоятельствами. Увеличение уставного капитала расширяет финансово-экономические возможности организации и создает ей дополнительную рекламу. Как правило, оно тесным образом увязывается с дивидендной политикой (распределением чистой прибыли по результатам работы организации за отчетный период или финансовый год).
Начисление дивидендов и их выплата в бухгалтерском учете коммерческих организаций оформляются с помощью проводок:
Д 88 - К 70, 75 - начисление дивидендов учредителям, работникам и не работникам организации;
Д 70, 75 - К 68 - удержание подоходного налога (налога на доходы);
Д 70, 75 - К 50, 51 - выплата дивидендов.
Увеличение уставного капитала (сумма добавочного капитала) отражается следующим образом:
Уменьшение уставного капитала чаще всего связано с обесценением активов организации. В результате обесценения активов уставный капитал, номинально оставаясь прежним, фактически уменьшается и не может служить гарантией выполнения организацией обязательств перед кредиторами. В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Поскольку все изменения уставного капитала затрагивают интересы кредиторов, эти изменения обязательно фиксируются в учредительных документах.
Если одним из учредителей организации является иностранный учредитель (участник), то при формировании уставного капитала возникает вопрос об учете курсовых разниц. Следует иметь в виду, что сумма уставного капитала принимается на расчетный счет только в рублевом эквиваленте, а размер уставного капитала не может изменяться.
В бухгалтерском учете формирование уставного капитала при наличии доли зарубежного учредителя (участника) фиксируется следующим образом:
Д 75 - К 85 - доля иностранного учредителя;
Д 51 - К 75 - поступление денежных средств;
Д 75 - К 87 - добавочный капитал, возникший как следствие появления курсовой разницы.
В дальнейшем доля иностранного учредителя (участника) валютной переоценке не подвергается.
Учет прибыли и ее распределение. Главным источником динамичной хозяйственной деятельности организации является прибыль. Она может быть получена в результате операций по реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей:
Д 46, 47, 48 - К 80 - прибыль от реализации.
Кроме того, прибыль может возникнуть в результате совершения хозяйственных операций, не являющихся реализационными, как разница между доходами и расходами по этим операциям. Наиболее типичным примером является прибыль от сдачи помещений и оборудования в аренду.
Арендные отношения в настоящее время являются объектом пристального внимания налоговых органов, поэтому в учетной политике данный вопросдолжен быть отражен достаточно четко. Дело в том, что эти отношения иногда рассматриваются в качестве операций по реализации услуг. Оформление в бухгалтерском учете арендных отношений как реализация услуг арендодателя требует применения счета 46, начисления НДС, налога на прибыль, налога на жилищный фонд и налога на пользователей автодорог. При внереализационных операциях уплачиваются только НДС и налог на прибыль. В бухгалтерском учете у арендодателя в этом случае делаются проводки:
Д 76 - К 80 - начислена арендная плата;
Д 80 - К 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - начислен НДС по арендной плате;
Д 80 - К 02 - начислена амортизация по основным средствам, сданным в аренду;
Д 80 - К 60 - списаны расходы подрядчика на ремонт сданных в аренду основных средств;
Д 19 - К 60 - НДС по ремонтным работам на арендованных основных средствах;
Д 51 - К 76 - получена арендная плата;
Д 60 - К 51 - оплачен ремонт основных средств;
Д 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - К 19 - произведен зачет с бюджетом по НДС.
В конкретных условиях хозяйствования различие рассмотренных подходов может оказаться незначительным. Для этого целесообразно провести предварительные расчеты. На рис.1 представлены результаты расчетов зависимости чистой прибыли (ЧП) от суммы арендной платы (АП) в тыс.руб. для гаражно-строительного кооператива (ГСК), сдающего в аренду часть своих боксов.
Рис.1. Зависимость чистой прибыли ГСК от суммы арендной платы
Вариант 1 на рис.1 - это оформление в бухгалтерском учете ГСК сдачи боксов в аренду как внереализационных операций, вариант 2 - это предоставление арендных услуг. Как мы видим, разница величины чистой прибыли для двух вариантов несущественная.
Прибыль, полученная организацией, может быть использована на создание резервов под обесценение ценных бумаг и по сомнительным долгам:
Д 80 - К 82 - сумма сомнительных долгов, определяемая по каждому конкретному долгу в отдельности в зависимости от вероятности его возвращения.
Отчисления из прибыли в счет указанных резервов не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. При их использовании делается проводка:
Д 82 - К 62 - компенсация непогашенной дебиторской задолженности.
Если часть резервов не была использована, то в конце года она возвращается на счет прибыли организации:
Д 82 - К 80 - неиспользованная часть резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.
Еще одним резервом организации, формируемым из прибыли, является резервный капитал, который предназначен для сглаживания последствий предпринимательских рисков. Отчисления в резервный капитал отражаются проводкой:
Сейчас льгот по налогу на прибыль при создании резервного капитала нет: налогооблагаемая база не изменяется. В отличие от резерва по сомнительным долгам и резерва под обесценение ценных бумаг сумму резервного капитала в конце финансового года не присоединяют к прибыли, а показывают в разделе IV баланса в составе собственного капитала.
Важным источником средств предприятия является сумма чистой прибыли, оставшаяся с прошлых лет.
В настоящее время есть существенные расхождения в толковании нормативных документов по вопросам использования чистой прибыли текущего года и прошлых лет (соответственно применения счетов 81 "Использование прибыли" и 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").
Согласно п.17 приказа Минфина России от 21 ноября 1997 г. N 81н счет 81 "Использование прибыли" надлежит применять только для отражения платежей из чистой прибыли в бюджет, в социальные и внебюджетные фонды (в том числе штрафы и пени). Счет 88 надлежит использовать для отражения других платежей, например, сверхнормативных расходов, выплат дивидендов и премий. Письмом Госналогслужбы России от 13 марта 1998 г. N 13-0-16/70 четко определен субсчет, по дебету которого следует показывать эти суммы, субсчет 88-1 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года". Бухгалтерские проводки должны быть такими:
Д 81 - К 67, 68, 69 - начисление штрафов, пеней и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
Д 88-1 - К 70, 75, 76 - начисление премий, дивидендов и других платежей из чистой прибыли.
Учет заемных средств. Согласно п.73 ПБУ 1/98 задолженность организации по кредитам и займам должна быть показана с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов:
Д 51 - К 90 - сумма полученного краткосрочного кредита;
Д 26 - К 90 - сумма процентов по полученному краткосрочному кредиту;
Д 51 - К 94 - сумма полученного краткосрочного займа;
Д 88-1 - К 90 - сумма процентов по полученному краткосрочному займу.
Учет основных средств. Имеющиеся в распоряжении организации денежные ресурсы направляются в производство, важнейший элемент которого - основные средства.
Главным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет основных средств, является ПБУ 6/97 "Учет основных средств". Этот документ внес существенные изменения в порядок отражения этих видов активов. Принципиально изменилась концепция использования основных средств. Раньше их главными характеристиками были срок службы, износ и нормы амортизационных отчислений, т.е. физические свойства. Сейчас их главными характеристиками являются: срок полезного использования и амортизационные отчисления, соответствующие этому сроку использования, т.е. экономические свойства.
Несколько изменились и способы оценки этих активов при приемке на балансовый учет. Для вновь приобретаемых основных средств способ оценки остался прежним: в балансовую стоимость включаются все расходы, связанные с приобретением:
Д 60 - К 51 - оплата поставщику;
Д 08 - К 60 - капитальные вложения в объект основных средств (без НДС);
Д 19 - К 60 - НДС по капитальным вложениям в объект основных средств;
Д 76 - К 50 - плата транспортному предприятию;
Д 08 - К 76 - транспортные расходы по доставке объекта основных средств (без НДС);
Д 19 - К 76 - НДС по транспортным расходам;
Д 01 - К 08 - подписан акт приемки объекта основных средств;
Д 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - К 19 - зачет с бюджетом по НДС.
Поскольку срок службы объекта заменен сроком полезного использования, Постановление Совмина СССР "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" от 22 октября 1990 г. N 1072 не обязательно к применению. Если в технических документах на объект основных средств указан срок его службы, по нему можно определить срок полезного использования. Если в технических документах срок службы не указан, то специальная комиссия, созданная в организации, может установить этот срок по другим основаниям. В соответствии со сроком полезного использования рассчитываются амортизационные отчисления.
Так как физические характеристики объектов основных средств уже не являются определяющими, не имеет смысла отслеживать их износ до полного исчерпания технических свойств. Поэтому в случаях приемки на учет основных средств, бывших в употреблении, амортизация не передается, а в качестве балансовой стоимости рассматривается остаточная или оценочная стоимость.
Пример.
Предприятие получает в качестве помощи объект основных средств от организации, у которой он числится на балансе: счет 01 "Основные средства" - 2000 руб.; счет 02 "Износ основных средств" - 1500 руб. При приемке объекта на баланс предприятия-получателя делаются следующие проводки:
Д 01 - К 87 - 500 руб. - балансовая стоимость безвозмездно полученного объекта основных средств;
Д 88-1 - К 80 - 500 руб. - прибыль от безвозмездно полученного объекта основных средств.
Согласно ПБУ 6/97 в настоящее время в России используются четыре способа амортизации:
1) линейный;
2) уменьшаемого остатка;
3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока полезного использования, в противном случае финансовые результаты работы организации в конкретном периоде могут быть искажены.
Линейный способ и способ списания стоимости пропорционально объему продукции традиционны для отечественного бухгалтерского учета, два других способа относительно новые. Их можно отнести к ускоренным способам амортизации: в первые годы эксплуатации объекты основных средств амортизируются более интенсивно, что точнее отражает существующую практику.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по основным средствам (САм) определяется по формуле
БС х Нг
САм = ---------- , (1)
100% х 12
где БC - балансовая стоимость объекта основных средств;
Нг - годовая норма амортизационных отчислений, %.
Линейный способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования объекта.
Если такой срок известен, то годовая норма в данном случае может быть вычислена по формуле
100%
Нг = ------, (2)
Т
где Т - срок полезного использования объекта.
При способе уменьшаемого остатка выбирается двойная ставка равномерной амортизации и применяется к остаточной стоимости объекта. Если срок службы объекта 5 лет, то норма амортизационных отчислений при равномерном способе составит 20%. При способе уменьшаемого остатка эта норма удваивается (40%) и применяется к остаточной (на начало данного года) стоимости объекта.
Пример.
Балансовая стоимость основного средства 40 000 руб. Срок его полезного использования 5 лет. Определим годовые суммы амортизационных отчислений и эквивалентные годовые нормы в процентах к балансовой стоимости. Для первого года, как отмечено выше, это 40%. Дальнейшие вычисления разместим в таблице.
Годовые нормы амортизационных отчислений согласно способу уменьшаемого остатка
/---------------------------------------------------------------------\
|Год|Остаточная |Годовая норма |Годовая сумма | Годовая норма |
| |стоимость объекта|амортизации, |амортизации, | амортизации, |
| |основных средств,|% к остаточной |руб. | % к балансовой |
| |руб. |стоимости | | стоимости |
|---+-----------------+---------------+--------------+----------------|
|1-й| 40 000 | 40 | 16 000 | 40,00 |
|---+-----------------+---------------+--------------+----------------|
|2-й| 24 400 | 40 | 9 600 | 24,00 |
|---+-----------------+---------------+--------------+----------------|
|3-й| 14 400 | 40 | 5 760 | 14,40 |
|---+-----------------+---------------+--------------+----------------|
|4-й| 8 640 | 40 | 3 456 | 8,64 |
|---+-----------------+---------------+--------------+----------------|
|5-й| 5 184 | 40 | 2 074 | 5,19 |
\---------------------------------------------------------------------/
Как изменяется норма амортизационных отчислений по годам (Нг) полезного использования в соответствии со способом уменьшаемого остатка можно видеть на рис.2.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования заключается в том, что амортизационные отчисления на год определяются пропорционально убывающему числу лет эксплуатации за весь срок службы.
Рис.2. Изменение нормы амортизационных отчислений по годам - способ уменьшаемого остатка
Пример.
Полезный срок службы объекта 5 лет. Сумма чисел для данного срока службы будет равна:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.
Она принимается за знаменатель дробных коэффициентов, по которым вычисляются величины ежегодных норм. В числитель же этих коэффициентов помещаются номера лет эксплуатации в обратном порядке, т.е.:
5/15; 4/15; 3/15; 2/15; 1/15.
Таким образом, в первый год эксплуатации списывается в износ 5/15 (33,33%) балансовой (или полезной) стоимости объекта, во второй - 4/15 (26,67%), в третий - 3/15 (20%), в четвертый - 2/15 (13,3%), в пятый - 1/15 (6,7%).
Согласно способу списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) величина амортизации объекта вычисляется на единицу объема продукции (работ).
Ежемесячная сумма амортизации определяется по объему выпущенной на данном оборудовании продукции:
100%
Ноп=-------, (3)
Коп
где Ноп - норма на единицу объема продукции, %;
Коп - расчетный объем предполагаемого объема выпуска продукции (выполнения работ).
Пример.
Ателье шьет свадебные платья. В ателье установлено специальное оборудование, в том числе швейная машинка балансовой стоимостью 6000 руб., которая рассчитана на пошив 500 свадебных платьев.
Норма амортизационных отчислений на одно платье составит: 100% : 500 = 0,2%, а сумма - 6000 руб. х 0,2% = 12 руб.
Выбор способа амортизации - прерогатива самой организации и централизованно не регламентируется.
Отметим, что если доля амортизационных отчислений в производственной себестоимости продукции (работ, услуг) не превышает 5%, то особых выгод извлечь из выбора способа амортизации не удастся.
В.Я.Кожинов,
главный бухгалтер фирмы "Инторгсервис",
чл.-корр. Международной академии информатизации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru