Вопрос: Нерезидент оказывает экспедиционные услуги, связанные с железнодорожной перевозкой экспортируемых грузов через территорию России и Украины. Распространяется ли на нерезидента льгота по уплате НДС? Может ли налоговый агент самостоятельно принять решение о необложении оборотов и на основании каких документов? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2000 г.)

Нерезидент оказывает экспедиционные услуги, связанные с железнодорожной перевозкой экспортируемых грузов через территорию России и Украины. Распространяется ли на нерезидента льгота по уплате НДС? Может ли налоговый агент самостоятельно принять решение о необложении оборотов и на основании каких документов?


В соответствии со ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Таким образом, обязанностями налогового агента являются:

- правильное и своевременное исчисление налогов;

- удержание налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам;

- перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов.

Процедура исчисления налога налогоплательщиком включает определение налоговой базы, применение налоговых льгот и соответствующей ставки налога (ст.52 НК РФ). Обязанность налогового агента по исчислению суммы налога выполняется им в аналогичном порядке. Исходя из общих начал и принципов налогообложения можно сделать вывод о том, что налоговый агент вправе учесть льготы, предоставленные налогоплательщику налоговым законодательством. Данный вывод подтверждается действующим порядком исчисления подоходного налога с физических лиц у источника выплаты дохода. Последним учитываются льготы, предоставляемые как в безусловном порядке, так и на основании дополнительно предоставляемых документов (например, связанных с расходами по строительству жилья).

К сожалению, Законом о НДС не урегулирован порядок применения льгот налогоплательщиками-нерезидентами, не состоящими на учете в налоговом органе, в том числе и в отношении экспортируемых услуг, к которым относятся услуги по экспедированию экспортируемых грузов за пределы территорий государств - участников СНГ.

Перечень документов, необходимых для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых услуг и предоставляемых в налоговые органы, установлен п.14 Инструкции Госналогслужбы России N 39. Детальный анализ данного перечня позволяет сделать вывод о том, что он в целом применим только к налогоплательщикам - российским юридическим лицам. Иностранные юридические лица могут представить в налоговый орган только копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы территорий государств - участников СНГ. Более детальная регламентация необходимых для представления в налоговый орган документов содержится в п.22 Инструкции Госналогслужбы России N 39.

Следовательно, налоговый агент вправе учесть льготы иностранного юридического лица при оплате ему услуг по экспедированию экспортируемых грузов на основании имеющегося контракта на оказание экспедиторских услуг, а также соответствующих транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы территорий государств - участников СНГ. При вывозе экспортируемых товаров железнодорожным транспортом с таможенной территории России через границу с Украиной, не являющейся участником Таможенного союза, для подтверждения факта экспорта за пределы территорий государств - участников СНГ может представляться копия грузовой таможенной декларации, оформленной на экспортируемые из России товары, перемещаемые через таможенные границы государств - участников СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита с отметкой пограничного таможенного органа государства - участника СНГ. Эти документы налоговый агент в соответствии с п.4 ст.24 НК РФ предоставляет в налоговый орган по месту своего учета.

Учитывая существующую позицию налоговых органов, согласно которой только налогоплательщик-резидент вправе самостоятельно применить льготу в части экспорта услуг, может возникнуть спорная ситуация при проведении контрольных мероприятий в отношении налогового агента. Однако налоговый орган будет лишен возможности применить к налоговому агенту меры ответственности, установленные ст.123 НК РФ, поскольку размер штрафа установлен в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению. При наличии у налогоплательщика соответствующих льгот по НДС, например в части экспорта услуг, отсутствует база для расчета суммы штрафа.


М.Ф.Ивлиева,

заместитель директора департамента налогов

и права фирмы "ФБК", канд.юрид.наук


1 января 2000 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.