Законны ли требования Инструкции Госналогслужбы России N 39 об уплате авансовых платежей по НДС?
Согласно п.4 ст.8 ст.8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" "Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога". Инструкция N 39 согласована с Минфином России. Поэтому полагаем, что таким образом Минфин России реализовал предоставленное ему законом право на определение отличных от установленных законом сроков уплаты налога.
Однако в соответствии с п.1 ст.17 НК РФ "налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно... порядок и сроки уплаты налога". Согласно п.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом (здесь и далее выделено авторами. - Н.О., А.Н.) зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия". Поскольку Правительство РФ, с одной стороны, в рамках своей компетенции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики (п."б" ч.1 ст.114 Конституции РФ), а с другой стороны, осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом (п."ж" ч.1 ст.114 Конституции РФ), КС РФ признал за Правительством РФ право на основании федерального закона установить порядок взимания налога и "конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства".
Полагаем, что рассматриваемая ситуация не отвечает сформулированным выше правовым позициям КС РФ и ст.17 НК РФ. Закон о НДС делегирует Минфину России право на изменение установленного законом существенного элемента налогового обязательства. Реализуя это право, Минфин России, по сути, самостоятельно определяет этот элемент. Конкретизация же нормы исключает возможность определения правила, отличного от установленного ею. Поэтому изменение установленного законом срока уплаты не является конкретизацией соответствующих норм закона. Срок уплаты налога не является элементом порядка его взимания, что следует из п.1 ст.17 НК РФ. В этом пункте сказано, что существенными элементами налогового обязательства являются порядок и сроки уплаты налога. Следовательно, делегирование органу исполнительной власти полномочий по изменению срока уплаты налога выходит за рамки конституционно допустимого делегирования ему права на определение порядка взимания налога и права на конкретизацию нормативных положений закона о налоге.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) изменение Инструкцией N 39 сроков уплаты налога соответствуют Закону о НДС;
2) Закон о НДС не соответствует Конституции РФ, п.1 ст.17 и ст.3 НК РФ в части делегирования Минфину России полномочий по изменению срока уплаты налога;
3) отличные от установленных Законом о НДС сроки уплаты налога не должны применяться из-за указанного несоответствия (ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ).
Добавим, что на практике неприменение соответствующих положений Инструкции N 39 влечет взимание пени за неуплату налога в установленные ею сроки. Судебные органы крайне редко отказываются применять не соответствующие Конституции РФ нормы законодательства РФ до их признания таковыми в судебном порядке. Разрешить неопределенность в вопросе возможной судебной практики и уменьшить связанный с нею риск можно:
предварительно обжаловав нормативный акт налогового органа (Инструкции N 39) в арбитражном суде. Основанием жалобы может быть несоответствие этого акта указанным нормам НК РФ и Закону о его введении в действие;
обратившись в КС РФ с жалобой на неконституционность нормы ст.8 Закона о НДС.
Н.Н.Орлова,
заместитель директора департамента налогов
и права фирмы "ФБК"
А.А.Никонов,
юрисконсульт фирмы "ФБК"
1 марта 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru