Интервью с В.Д. Бордуновым, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой международного права факультета права Государственного университета Высшей школы экономики ("Законодательство", N 3, март 2000 г.)

Виталий Дмитриевич, в пункте 4 статьи 15 Конституции РФ говорится о приоритете правил международного договора над внутригосударственными нормами. Что изменилось в российской правовой системе с тех пор, как было введено это положение, и каковы результаты применения данной статьи?


Безусловно, п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет большое значение для прогрессивного развития российской правовой системы. В ней четко сказано, что делать в случае спора о том, какую норму применить международную или национальную для решения конкретной правовой ситуации. Конституция недвусмысленно отдает предпочтение международным правилам, высказываясь за их прямое и непосредственное применение при рассмотрении различных дел. Образно говоря, если возникает "конкуренция" между нормой международного права и нормой внутригосударственного права, то вопрос о том, какую норму следует применять, должен решаться в пользу нормы международного права.

Конечно, это не означает, что с введением конституционного положения о примате международного права над внутригосударственным все проблемы тут же сами собой разрешились. Более того, выяснилось, что применять данную норму на практике не всегда просто.

Например, международные стандарты ИКАО в области международного воздушного транспорта применяются государствами по своему усмотрению, а если ориентироваться лишь на п. 4 ст. 15 Конституции РФ, то выходит, что в силу приоритета над российскими авиационными стандартами они должны применяться в любом случае, хотя даже Чикагская конвенция 1944 г. участвующие государства к этому не обязывает. Кроме того, некоторые российские авиационные стандарты содержат требования безопасности, которые идут дальше требований безопасности, рекомендуемых ИКАО. Получается, что, если слепо руководствоваться п. 4 ст. 15 Конституции РФ, несмотря на указанное обстоятельство, должны применяться стандарты ИКАО, хотя они и хуже российских авиационных стандартов. Очевидно, что такой путь пользы принести не может. И вообще, мне кажется, Конституция РФ не требует любой ценой соблюдать приоритет всех правил международного права.


Но совсем иной подход требуется при применении международных стандартов в области прав человека. Здесь приоритет международных стандартов бесспорен, но соблюдается ли он, вот в чем вопрос?


Например, с 1 января 2000 г. вступил в силу закон о контроле за доходами российских граждан. Подобный закон действительно необходим, но в предложенном виде он явно попирает презумпцию невиновности и другие права и свободы российских граждан. Если бы был разработан механизм проверки новых законов на предмет их соответствия нашим международным обязательствам в области прав человека, то вряд ли упомянутый закон был бы принят.

Считаю, что надо как можно быстрее разработать механизм применения правил международного договора в российской правоприменительной практике. К сожалению, в этом направлении пока сделано очень мало. Отсутствие такого механизма позволяет федеральным и региональным законотворческим процессам протекать вне рамок международного права и откровенно игнорировать международные обязательства, которые возложила на себя Россия. Авторитет России от этого, конечно, не укрепляется. Сохранение сложившегося положения нежелательно с различных точек зрения, в частности, оно препятствует вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО).


Но разве ВТО это закрытая организация? Может быть, России вообще не стоит в нее вступать?


Конечно, ВТО не закрытая международная организация, она открыта для вступления любой страны, но при условии выполнения некоторых требований. Главным из них является приведение национальных законов о торговле в соответствие с правилами ВТО. В частности, России необходимо пересмотреть около 30 ныне действующих актов, поскольку они, мягко говоря, не отвечают условиям членства в ВТО. Поэтому, чтобы стать членом этой организации, России нужно основательно пересмотреть свое законодательство.

Но это еще не все. После вступления во Всемирную торговую организацию России потребуется создать механизм, который бы препятствовал появлению в России законов, не отвечающих правовым требованиям членства ВТО.

Что касается вопроса о том, проживет ли наша страна без ВТО, то я сторонник участия в ней России, но при условии тщательной подготовки нашей страны к вступлению в эту масштабную международную организацию. ВТО оказывает мощное влияние на темпы глобализации мировой экономики. Не участвуя во Всемирной торговой организации, Россия может оказаться на обочине мирового развития, что, конечно, не отвечает ее глубинным экономическим интересам.


Виталий Дмитриевич, какова, по вашему мнению, роль международного права в регулировании мировых экономических процессов?


Вторая половина двадцатого столетия свидетельствует о непрерывном усилении влияния международного права на мировую экономику. Мировая торговля, экономическое, промышленное и научно-техническое сотрудничество успешно развивались все эти годы во многом благодаря устранению с помощью международного права многочисленных межгосударственных барьеров на пути торгово-экономического сотрудничества. В этот период экономическими проблемами активно занимались ООН и некоторые ее специализированные учреждения. В разных уголках мира были созданы новые экономические организации.

Желание государств раздвинуть свои границы для свободного передвижения товаров, услуг и капиталов привело к появлению различных форм международной экономической интеграции. Словом, в международном праве стала бурно развиваться отрасль, регулирующая совокупность международных экономических отношений. В свою очередь, внутри нее сформировались такие направления, как международное торговое право, международное валютное и финансовое право, международное инвестиционное право, международное налоговое право, международное таможенное право, международное транспортное право и международное туристское право. Все они напрямую связаны с мировой экономикой, порождены развитием соответствующих групп международных экономических отношений.


Все ли удачно складывалось в процессе развития международного экономического права или возникали проблемы?


Несмотря на весьма успешное развитие международного экономического права в последние полвека нельзя утверждать, что в этой отрасли права все складывается благополучно. Не удалось утвердить "новый экономический порядок", хотя ООН приложила для этого немало усилий. Мировые финансовые кризисы продемонстрировали неспособность международного сообщества противостоять им. И международному праву пока нечего предложить в качестве средства предупреждения и ликвидации последствий таких крупных экономических катастроф, а ведь они касаются миллиардов людей. Продемонстрировали свою полную беспомощность в критических ситуациях Всемирный банк и Международный валютный фонд. Этих примеров достаточно, чтобы отдавать себе отчет в том, как много еще предстоит сделать для повышения эффективности международного экономического права.


Как Вы считаете, достаточно ли информированы российские граждане о международных договорах с участием России? Какие проблемы существуют в этой сфере?


По моему мнению, информированность российских граждан о международном праве в последние годы значительно повысилась, и во многом благодаря появлению базы данных по международному праву в правовых информационных системах, распространяемых фирмами "Гарант", "Консультант-Плюс", "Кодекс" и др.

Тем не менее гражданам не всегда удается получить необходимые сведения о реальной судьбе того или иного международного договора и приходится гадать то ли он действует, то ли нет. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются и российские ведомства. Все это говорит о недостаточно налаженной системе информирования между государствами.

Хочу отметить, что в некоторых международных организациях (таких, как ИКАО, МСЭ) контроль за состоянием международных соглашений организован значительно лучше.


Какие правовые проблемы возникли с появлением в нашей жизни Интернета и как, по вашему мнению, их решать?


Все мы свидетели уникального явления. На наших глазах происходит формирование глобального информационного пространства, и, конечно, оно должно существовать и развиваться в правовых рамках. Уже сейчас возникают правовые казусы, решить которые не могут помочь ни международное, ни национальное право. Самое время разобраться в таких вопросах, как статус держателя и пользователя информации в Интернете, решить проблемы ответственности за незаконное проникновение к базам данных держателей информации, навязывание рекламы, сохранение коммерческой тайны и т. п.

Видимо, инициативу в вопросах наведения порядка должны проявить в первую очередь национальные держатели информации, поскольку именно они особенно страдают от подобных правовых нарушений. Если же говорить о планах на будущее, то национальные держатели информации должны объединиться в международную неправительственную организацию и в ее рамках пытаться выработать унифицированные правила пользования Интернетом.


Виталий Дмитриевич, чем отличается учебное заведение, в котором Вы преподаете, от других вузов?


Государственный университет Высшая школа экономики это относительно молодое высшее учебное заведение, которое стремится разработать свой подход к решению задач образования. В частности, наш факультет права не стремится быть похожим ни на МГИМО, ни на юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, ни на МГЮА.

Факультет права ГУВШЭ ориентируется на подготовку юристов для работы в сфере экономики в рыночных условиях, поэтому большое внимание мы уделяем преподаванию как базовых дисциплин, так и специальных, таких, как право международной торговли, международные контракты, правовое регулирование инвестиций, международный коммерческий арбитраж, правовое регулирование международных транспортных перевозок. Естественно, освоение этих дисциплин проходит на базе основательного изучения международного публичного и частного права. Кроме того, читаются объемные курсы гражданского права, административного права, банковского и налогового права.


В.Д. Бордунов,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой международного права

факультета права Государственного университета

Высшей школы экономики



Виталий Дмитриевич Бордунов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права факультета права Государственного университета Высшей школы экономики


Бордунов Виталий Дмитриевич родился 5 июля 1943 г.

В 1971 г. закончил Университет дружбы народов.

В 1971-1974 гг. являлся аспирантом, а в 1975-1992 гг. старшим научным сотрудником Института государства и права АН СССР.

В 1992-1998 гг. - директор Московского независимого института международного права.

С 1998 г. по настоящее время заведующий кафедрой международного права факультета права Государственного университета Высшей школы экономики (ГУВШЭ).

Подготовил курс лекций по международному публичному праву. Автор более 100 работ по различным вопросам международного космического, воздушного, морского права.


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 3



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение