• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Учет налогоплательщиков (Р.В. Украинский, "Законодательство", N 3, март 2000 г.)

Учет налогоплательщиков


Одним из ключевых направлений реформирования налоговой системы, проводимого на основе Налогового кодекса (НК) РФ, является совершенствование системы учета налогоплательщиков как базовой предпосылки для осуществления налогового контроля. Эффективный налоговый контроль позволит обеспечить полноту собираемости налогов, пополнение доходной части бюджета и справедливое общественное распределение налогового бремени.


Основания для постановки на налоговый учет


В Налоговом кодексе РФ определены особые подходы к учету в качестве налогоплательщиков организаций и физических лиц.

Организации обязаны стать на учет в налоговых органах по собственному месту нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Физические лица подлежат постановке на учет по месту жительства, а также по месту нахождения недвижимости и транспортных средств.

Причем, если для организаций и такой категории физических лиц, как индивидуальные предприниматели, постановка на учет является обязанностью, которая должна быть исполнена ими в установленные сроки, то в отношении рядовых граждан работа по постановке их на учет возложена Кодексом прежде всего на налоговые органы, а также на другие органы, обязанные предоставлять в установленном порядке сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

Остановимся подробнее на каждом из оснований постановки на налоговый учет.

Место нахождения организации. До внесения Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ изменений и дополнений в часть первую НК РФ, призванных устранить многочисленные недоработки первоначальной редакции, понятие места нахождения организации оставалось в налоговом законодательстве неопределенным. В Гражданском кодексе место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Новая редакция Налогового кодекса воспроизвела данную норму, но безальтернативно. Согласно ст. 11 НК РФ (в которой раскрывается содержание некоторых понятий, используемых в Кодексе), местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.

Нельзя не приветствовать такое редкое единообразие в определении одного и того же термина в различных отраслях законодательства, однако следует обратить внимание на то, что в данном случае налоговое право оказалось заложником неопределенности самого гражданского законодательства в вопросе о месте, по которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации.

В Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" данный вопрос не решен. Закон о государственной регистрации юридических лиц, в котором должна быть урегулирована эта проблема, еще не принят. Поэтому в сложившейся ситуации следует руководствоваться п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Получается, что вопрос о месте государственной регистрации остается открытым, место же нахождения юридического лица привязывается к совсем другому признаку. Таким образом, НК РФ воспроизвел норму, которая, согласно указанному постановлению, не должна применяться.

Несоответствие между местом государственной регистрации и местом осуществления деятельности организации актуально для налогового законодательства в свете давней истории с регистрацией юридических лиц в зонах с особым экономическим статусом и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) в целях получения налоговых льгот при осуществлении деятельности в совсем других регионах. Для ЗАТО эта проблема была решена только с вступлением в силу Федерального закона от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ, в соответствии с которым на получение льгот могут претендовать только те организации, которые имеют не менее 90% основных средств и которые осуществляют не менее 70% своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований (в том числе не менее 70% среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования, и не менее 70% фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования).

К сожалению, в Налоговом кодексе остался нерешенным вопрос о месте нахождения иностранных организаций. Не урегулированы в Кодексе и другие особенности их учета, которые согласно п. 1 ст. 83 НК РФ устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Положение об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций от 20 сентября 1996 г. N ВА-4-06/57н не подлежит применению как не прошедшее государственную регистрацию в Минюсте РФ. К тому же оно было разработано на основе не действующей в настоящее время инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы РФ от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49. Отдельные положения, касающиеся учета иностранных организаций, могут содержаться в инструкциях Госналогслужбы РФ "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16 июня 1995 г. N 34 и "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. N 38. Можно сказать, что этим и исчерпывается нормативная база по данному вопросу.

Место нахождения обособленных подразделений организации. В соответствии с новой редакцией ст. 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Здесь мы встречаемся с тем же подходом определения места нахождения через место осуществления деятельности, которое использовано в Законе о закрытых административно-территориальных образованиях. Однако само понятие обособленного подразделения таково, что можно было бы и обойтись без такого уточнения. Ведь, согласно дефиниции той же ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Надо сказать, что данное определение является радикальным новшеством в налоговом законодательстве, так как ранее понятие обособленного подразделения приходилось соотносить с такими институтами цивилистики, как филиал и представительство, которые обладали формальными признаками наличия положения об этих подразделениях и указания в учредительных документах сведений об их существовании (ст. 55 ГК РФ). В дефиниции НК РФ отмежевание от этих признаков подчеркнуто особо.

Кроме того, Гражданский кодекс подходит к определению филиала и представительства с точки зрения их участия в гражданских правоотношениях если не в качестве самостоятельного субъекта, то в качестве его представителя. Равным образом это касается и филиала, который, осуществляя функции юридического лица, играет именно субъектную роль.

Налоговый кодекс, напротив, делает акцент на производственных, внутрихозяйственных отношениях, хотя, может быть, и не совсем последовательно. Статья 19 НК РФ, посвященная статусу налогоплательщиков и плательщиков сборов, устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Таким образом, обособленные подразделения, которые по НК РФ могут и не быть субъектами (или, если угодно, квазисубъектами) правоотношений, оказываются наделенными этими субъектными внешними представительскими функциями.

Согласно ранее действовавшему порядку, самостоятельными субъектами налоговых правоотношений являлись только те филиалы и иные обособленные подразделения, которые имели отдельный баланс и расчетный счет. Если же у подразделения эти элементы обособленности отсутствовали, то на учет по месту их нахождения должна была стать сама организация. Она же должна была исполнять обязанности по уплате налогов по месту нахождения этих подразделений *(1). Очевидно, что такой порядок сохранится и впредь (только с той поправкой, что налогоплательщиком все-таки является сама организация, а не ее подразделения).

Используя для определения обособленного подразделения организации такой критерий, как наличие оборудованных стационарных рабочих мест, законодатель поставил проблему дефиниции рабочего места, приемлемой для налогово-учетных целей. Сам термин "рабочее место" используется в законодательстве как минимум в двух значениях. Во-первых, рабочие места, а точнее, вопрос об их наличии или отсутствии рассматривается с точки зрения занятости, штатных нормативов и т. п. Во-вторых, рабочее место, его оборудование, соответствие различным требованиям по охране труда и т. п. является предметом регулирования различных технических, технологических предписаний. Очевидно, что именно во втором смысле данное понятие используется в НК РФ.

Формулировка ст. 11 НК РФ позволяет противопоставить стационарному рабочему месту временное. Видимо, можно выделить также передвижные рабочие места, которые вряд ли можно назвать стационарными. Вопрос о том, влечет ли к образованию обособленного подразделения надомная работа, вызывает определенные сомнения. Если исходить из того, что работа на дому выполняется из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделяемых предприятием либо приобретаемых за счет средств этого предприятия (Положение об условиях труда надомников, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. N 275/17-99), можно утверждать, что стационарное рабочее место возникает. Единственное возражение может быть основано только на том, что Налоговый кодекс говорит о рабочих местах, используя множественное число. Но если на дому работает, например, вся семья, то и этот аргумент отпадает.

Остается надеяться на то, что практика применения указанных норм выработает приемлемые подходы к решению поставленных проблем.

Завершая эту тему, отметим, что в соответствии с п. 3 и 4 ст. 83 НК РФ заявление о постановке на учет организации по собственному месту нахождения подается в налоговый орган в течение 10 дней со дня государственной регистрации, а по месту нахождения обособленного подразделения в течение месяца после его создания.

Учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств, принадлежащих организации. Напомним, что, согласно ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Таким образом, выделение транспортных средств как особого основания учета было нужно для того, чтобы избежать ограниченного отнесения этих средств к недвижимости по ГК РФ, к которой, например, не относятся автотранспортные средства.

В статье 83 НК РФ особо подчеркнуто, что недвижимое имущество и транспортные средства, по месту нахождения которых организация должна стать на учет, подлежат налогообложению. В отношении недвижимости уточнено, что это имущество должно находиться в собственности организации.

Что касается налогообложения, то здесь речь идет прежде всего о налоге на имущество предприятий, земельном налоге, налоге с владельцев транспортных средств и новом налоге на отдельные виды транспортных средств.

В отношении земельного налога сразу же следует сделать оговорку о том, что плательщиками налога являются не только собственники земли, но и землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов (ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю"), поэтому упоминание о принадлежности недвижимости на праве собственности в ст. 83 НК РФ должно быть признано излишним. Излишне оно и в отношении налога на имущество, ведь объектом обложения данным налогом являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. И хотя принцип имущественной обособленности организации, установленный в п.10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации *(2), предполагает, что на балансе организации числится имущество, принадлежащее ей прежде всего на праве собственности, не следует забывать о том, что есть еще, например, финансовая аренда (лизинг), договором о которой может быть предусмотрен учет лизингового имущества на балансе лизингополучателя *(3). Таким образом, недвижимое имущество как объект налогообложения может и не быть собственностью налогоплательщика.

Местом нахождения недвижимого имущества признается место его фактического нахождения (п. 5 ст. 83 НК РФ). Особые условия предусмотрены в отношении морских, речных и воздушных судов, местом нахождения которых признается место нахождения их собственника. В отношении других транспортных средств учитывается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых также место нахождения собственника имущества.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Таким образом, всякая постановка на налоговый учет организации по месту нахождения указанного имущества привязана к его государственной регистрации, даже если место нахождения этого имущества определяется по другому принципу.

В связи с рассматриваемым основанием постановки организации на налоговый учет возникает вопрос о том, является ли этот учет пообъектным (т. е. для каждого имущественного объекта предусмотрена отдельная процедура постановки на учет) либо речь идет о разовой постановке на учет недвижимого имущества и транспортных средств с одинаковым местом нахождения. Налоговый кодекс на этот вопрос ответа не дает. Поэтому следует обратиться к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц *(4). Этим актом утверждены, в частности, формы, заполняемые при постановке на учет, в том числе и по месту нахождения недвижимости и транспортных средств. Исходя из структуры этих форм, однозначно говорить о возможности однократной постановки на учет объектов с одним местом нахождения можно только в отношении транспортных средств. Что касается недвижимости, то, очевидно, существует необходимость особого учета каждого объекта недвижимости.

Основания постановки на учет физических лиц не связаны с какими-то особыми сложностями. Физическое лицо должно стать на учет по месту жительства, которое определяется в ст. 11 НК РФ как место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. (Здесь уместно упомянуть определение места жительства, данное в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.)

Помимо учета по месту жительства физические лица подлежат постановке на учет также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Особого внимания заслуживает процедура постановки физических лиц на учет в качестве налогоплательщиков.


Особенности учета налогоплательщиков физических лиц


Как отмечалось, в отличие от обязанности стать на налоговый учет, установленной для организаций, в отношении физических лиц речь идет о постановке на учет, осуществляемой налоговым органом на основе информации, предоставляемой указанными в НК РФ органами. Причем о постановке физического лица на учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств налоговый орган обязан уведомить это лицо (п. 7, 8 ст. 83 НК РФ).

Исключение из общего порядка постановки физических лиц на налоговый учет по месту жительства предусмотрено для индивидуальных предпринимателей "лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица" (п. 3 ст. 83 НК РФ) и частных нотариусов, частных детективов, частных охранников (п. 6 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет по месту жительства этой категории физических лиц осуществляется в порядке, аналогичном постановке на учет организаций по собственному заявлению, которое должно быть подано в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации (в отношении лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица) и, соответственно, в течение 10 дней после выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется деятельность частных нотариусов, частных детективов и частных охранников.

Следует обратить внимание на то, что если в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей постановка на учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (ст. 83 НК РФ), то в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, постановка на учет в налоговом органе должна быть обусловлена наличием таких обстоятельств.

Перечень органов, обязанных представлять в налоговые органы сведения, необходимые для постановки на налоговый учет как физических лиц, так и организаций, приведен в ст. 85 НК РФ.

О физических лицах сведения представляются:

а)органами, регистрирующими лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам (сведения о регистрации и выдаче документов);

б)органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства и регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (сведения о фактах регистрации, о фактах рождения и смерти);

в)органами опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (сведения об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими).

Об организациях сведения представляются органами, осуществляющими их государственную регистрацию (сведения о регистрации, реорганизации и ликвидации).

В отношении имущества физических лиц и организаций сведения представляются органами регистрации недвижимости, нотариусами и органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, органами, осуществляющими учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с природопользованием.

Особое значение придано в НК РФ обязанностям банков, связанным с учетом налогоплательщиков. В соответствии со ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счетов организации и индивидуального предпринимателя. Он обязан также выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К сожалению, в Налоговом кодексе не нашла отражения роль налоговых агентов в постановке на учет налогоплательщиков физических лиц. Данный пробел был восполнен приказом МНС РФ от 19 июля 1999 г. N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков физических лиц в налоговой отчетности". Данный приказ адресован в первую очередь налоговым органам, которые при проверке отчетности налоговых агентов (прежде всего по подоходному налогу) обязаны контролировать наличие в этой отчетности идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) персонально по каждому налогоплательщику. И уже в зависимости от наличия или отсутствия ИНН у того или иного физического лица заниматься постановкой этих лиц на налоговый учет по месту жительства.

В упомянутом приказе, в частности, предусмотрено, что начиная с 1 января 2000 г. налоговая отчетность, для которой предусмотрены требования по использованию в ней персональных данных физических лиц, должна представляться с указанием соответствующего ИНН, если он получен налогоплательщиком; при этом персональные данные в отношении него могут не заполняться (п. 4 приказа).

Обязанность налоговых агентов указывать в своей отчетности ИНН налогоплательщиков физических лиц привела к распространению практики проведения на предприятиях мероприятий по подаче в налоговые органы сотрудниками этих предприятий заявлений физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (приложение N 20 к приказу Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309).

Право на получение такого свидетельства предусмотрено в п. 3.7 приказа Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309, согласно которому налогоплательщик физическое лицо, которому нужно указать ИНН в документах, подаваемых в налоговые органы, а также который получил уведомление о постановке на учет, вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В связи с тем, что нередко место работы граждан не совпадает с местом их жительства, для успешного осуществления постановки на налоговый учет физических лиц представляется необходимым организовать взаимодействие не только между налоговыми органами и налоговыми агентами, но и между различными территориальными налоговыми инспекциями, что особо подчеркнуто в п. 5 приказа МНС РФ от 19 июля 1999 г. N АП-3-12/224.

В качестве примера организации такого взаимодействия можно привести Порядок присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам получателям доходов в городе Москве, утвержденный приказом Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 12 ноября 1999 г. N 68. Участниками процесса присвоения физическим лицам ИНН в соответствии с этим Порядком являются:

предприятия источники выплаты доходов;

территориальные инспекции Министерства по налогам и сборам г. Москвы;

межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 39 г. Москвы;

управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве.

В указанном Порядке четко определены функции каждого из участников этого процесса.


Порядок постановки на учет в налоговых органах. ИНН


Теперь остановимся на некоторых технических аспектах постановки на учет налогоплательщиков, в частности, рассмотрим вопросы присвоения идентификационного номера налогоплательщика как весьма эффективного средства учета.

27 ноября 1998 г. был издан приказ Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". К сожалению, после принятия Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" соответствующие изменения в приказ Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309 еще не внесены. Особый ущерб это наносит учету организаций по месту нахождения обособленных подразделений, так как приказ исходил из прежней редакции ст. 83 НК РФ, в которой говорилось об учете по месту нахождения филиалов и представительств. Отдельные изменения, не учтенные в действующей редакции приказа, касаются места нахождения организации и понятия индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 84 НК РФ и приказом Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309 постановка на учет налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов.

Организация, помимо заявления о постановке на учет (форма которого утверждена тем же приказом), представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации; учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации; других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

Индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

К заявлению о постановке на учет организации по месту нахождения филиала или представительства в налоговый орган прилагаются заверенные копии свидетельства о ее постановке на учет в налоговом органе, документов, подтверждающих создание филиала и/или представительства, документов, подтверждающих обязанности филиалов и иных обособленных подразделений выполнять обязанности организаций по уплате налогов в соответствии со ст. 19 НК РФ.

К заявлению о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества прилагаются заверенные копии свидетельства о ее постановке на учет в налоговом органе, документов, подтверждающих право ее собственности на это имущество.

В соответствии с п.1 ст. 84 НК РФ формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, в котором они должны применяться. Поэтому вряд ли следует ожидать в текущем году желательного по указанным причинам изменения формы заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения филиала (представительства) (приложение N 6 к приказу Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309).

Форма заявления о постановке на учет по месту нахождения юридического лица (приложение N 2 к приказу Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309) также не отвечает изменениям в законодательстве. В самом Заявлении и в пояснениях к его заполнению под местом нахождения организации понимается адрес, указанный в учредительных документах налогоплательщика-организации или ином распорядительном документе о создании этой организации, либо адрес, указанный в документе о предоставлении юридического адреса (для общественных организаций и объединений), либо адрес места нахождения органов юридического лица в случае отсутствия у него указанных адресов.

На таком же принципе определения места нахождения организации основано и заявление об изменении места нахождения юридического лица (приложение N 4 к приказу Госналогслужбы РФ N ГБ-3-12/309).

Кстати, п. 3 ст. 84 НК РФ, которым предусмотрена обязанность организаций уведомлять налоговые органы об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, так и не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией НК РФ, несмотря на появление новых трактовок этих понятий.

Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих:

а)код государственной налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику ИНН;

б)собственно порядковый номер налогоплательщика;

в)контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством РФ по налогам и сборам.

В связи с особенностями учета налогоплательщиков-организаций в дополнение к идентификационному номеру организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из последовательности цифр, обозначающей:

а)код налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;

б)код причины постановки на учет;

в)порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине *(5).

После завершения процедуры постановки на учет налогоплательщику выдается соответствующее свидетельство или уведомление.

При изменении своего места нахождения или места жительства налогоплательщик (как организация, так и физическое лицо) обязан в 10-дневный срок с момента такого изменения подать в налоговый орган, в котором он состоял на учете, соответствующее заявление.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п. 3 и 4 ст. 84 НК РФ).

Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.


Ответственность за нарушение законодательства


Ответственность за нарушение налогоплательщиками установленного порядка их учета предусмотрена ст. 116, 117, 118, 126 и 129.1 НК РФ.

За нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей, а на срок более 90 дней 10 тыс. рублей (ст.116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей. В случае ведения такой деятельности более трех месяцев размер штрафа составляет 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет (ст. 117 НК РФ).

Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей (ст. 118 НК РФ).

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Непредставление сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 5 рублей. Физическое лицо, совершившее данное деяние, подвергается штрафу в размере 500 рублей (ст. 126 НК РФ).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, размер штрафа составляет 5000 рублей.

Особая ответственность возложена на банки за неисполнение обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132, 135.1 НК РФ).


Р.В. Украинский


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Письмо Госналогслужбы РФ от 3 июля 1995 г. N ВП-4-12/31н и письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@.

*(2) Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

*(3) См.: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н. П. 89.

*(4) Утверждены приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309.

*(5) Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утв. приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309. П. 2.



Учет налогоплательщиков


Автор


Р.В. Украинский


Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1999, N 3



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение