Некоторые особенности валютного контроля и налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (Т. Сафонова, Н. Шатунина, "Финансовая газета", N 22 - 26, май-июнь 2000 г.)

Некоторые особенности валютного контроля
и налогообложения операций с драгоценными металлами
и драгоценными камнями


Особым видом деятельности на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней является производство ювелирных изделий. В настоящее время ювелирная промышленность России включает более 500 предприятий, производящих ювелирные изделия. Из них около 80 занимаются производством ювелирных изделий с бриллиантами. Можно выделить две основные группы производителей ювелирной продукции. Первая - это оставшиеся от централизованной ювелирной отрасли 13 крупных заводов с числом работающих от 500 до 4 тыс. человек, вторая - новые фирмы численностью от 10 до 50 человек с объемом производства 15-45 млн долл. в год.

Потенциально российская ювелирная промышленность может ежегодно потреблять около половины добываемого золота. Стимулируя производство ювелирных изделий на территории России, государство в итоге может получать в 2,5-3 раза больше доходов от добываемых на его территории драгоценных металлов, чем от продажи их в слитках на мировом рынке.

Нормально функционирующая ювелирная промышленность оказывает существенный вклад в бюджеты всех уровней. С каждого миллиона рублей выпущенной продукции платежи составляют 500-550 тыс. рублей. После оплаты предприятием стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней у предприятия для пополнения собственных средств остается только 100-150 тыс. рублей (10-15%).

В мировой практике формирования отпускных цен на ювелирные изделия отношение величины добавленной стоимости к стоимости драгоценного металла без вставки составляет 30% и отношение величины добавленной стоимости к стоимости драгоценного металла со вставкой из бриллиантов - 50%. В России отпускная стоимость ювелирного изделия по отношению к стоимости драгоценных металлов составляет 250-300%. Это приводит к утрате конкурентоспособности российских ювелирных изделий и способствует росту импорта в Россию дешевых низкокачественных ювелирных изделий (при этом значительная часть изделий поступает на рынок контрабандой, легализуется свободным клеймением в государственных пробирных инспекциях и не дает поступлений в бюджет).

Увеличение объемов промышленного производства возможно за счет снижения себестоимости производства драгоценных металлов и драгоценных камней, а также путем формирования оптимальной политики при налогообложении предприятий указанных отраслей. В свою очередь это приведет к росту в абсолютном выражении налоговых поступлений в доходную часть бюджета от деятельности предприятий - субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вместе с тем формирование оптимальной налоговой политики невозможно без проведения соответствующей контрольной работы по соблюдению субъектами рынка действующего налогового и валютного законодательства с целью выявления основных проблем, возникающих у субъектов рынка при проведении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.12.98 г., 5.07.99 г.) драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, относятся к валютным ценностям.

Так как в соответствии с Федеральным законом от 8.07.99 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" МНС России стало органом валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, началась массовая проверка соблюдения валютного законодательства, а также правильности исчисления и своевременности налоговых поступлений при совершении операций по производству, извлечению, переработке, использованию, обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, изделий, их содержащих, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

При проведении проверок налоговые органы руководствуются:

Федеральным законом от 26.03.98 г. N 41-ФЗ (с изм. от 31.03.99 г.) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

Законом Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 (в ред. от 5.07.99 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле";

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.94 г. N 756 (в ред. от 1.12.98 г.) "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.96 г. N 759 (с изм. и доп. от 10.03.2000 г.) "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации";

иными нормативно-правовыми актами в сфере валютного законодательства, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

налоговым законодательством Российской Федерации.


Субъекты рынка драгоценных металлов


Всего на конец 1999 г. в России, по данным Пробирной палаты Российской Федерации, зарегистрировано около 22 тыс. организаций, занимающихся добычей, производством и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.98 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.94 г. N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" субъектами рынка драгоценных металлов являются следующие организации:

органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляется добыча драгоценных металлов (могут совершать сделки по приобретению и продаже драгоценных металлов для изготовления товаров народного потребления и удовлетворения иных нужд регионов в объемах, предусматриваемых соответствующими решениями Правительства РФ).

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации в лице Гохрана России - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (имеет первоочередное право закупки драгоценных металлов в Госфонд России);

Федеральная пробирная палата (осуществляет пробирный надзор в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства);

добывающие организации (пользователи недр) - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья;

предприятия-переработчики - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков;

аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%;

банки, имеющие лицензию на проведение операций с драгоценными металлами, - коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами;

промышленные потребители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);

общественные организации:

Союз старателей России,

Союз золотопромышленников,

Фонд "Гильдия ювелиров России";

инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра и монеты;

население.


Валютный контроль операций с драгоценными металлами
и драгоценными камнями


При проведении контроля соблюдения валютного законодательства при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями прежде всего проверяется соответствие проводимых субъектами рынка валютных операций действующему законодательству, функциям и задачам организации, регламентированным в уставных и учредительных документах, а также лицензиям и разрешениям, полученным объектом на осуществление деятельности. При этом проверяется наличие у предприятия документа, подтверждающего постановку его на специальный учет в Российской государственной пробирной палате, и лицензии (разрешения) на право осуществления соответствующего вида деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.98 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней существующим законодательством устанавливается лицензирование следующих видов деятельности:

- заготовка лома и отходов драгоценных металлов, их первичная обработка и переработка с получением концентратов и других полупродуктов, предназначенных для аффинажа;

- скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

- производство драгоценных металлов;

- рекуперация драгоценных камней;

- огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе огранка алмазов в бриллианты;

- сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них;

- предоставление юридическими лицами услуг по охране, хранению и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней;

- оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- деятельность торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней;

- производство и ремонт ювелирных изделий;

- оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями.


N
п/
п
Наименование налогов,
платежей и отчислений в бюджет
Объект налогообложения Ставка налога и адресность
1 Платежи за право на поиски и оценку
месторождений полезных ископаемых
Договорная (сметная) стоимость работ 1-2%, ФБ, РБ, МБ
2 Платежи за право на разведку
месторождений полезных ископаемых
Годовая (сметная) стоимость работ 3-5%, ФБ, РБ, МБ
3 Плата за право на добычу полезных
ископаемых
Стоимость добытого полезного ископаемого 4-10% (для добычи золота, платиноидов, серебра);
4-8% (для добычи алмазов и драгоценных камней), ФБ, РБ, МБ
4 Платежи за пользование недрами Реализованный металл, реализованные камни 4% от объема реализации, ФБ, РБ, МБ
5 Отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы
Стоимость первого товарного продукта, полученного и
реализованного из фактически добытых полезных
ископаемых
7,8% (для драгоценных металлов), 3,5% (для алмазов) от объема
реализации, ФБ
6 Отчисления на воспроизводство и охрану
лесов
Объем заготовленной товарной древесины 20% от стоимости товарного леса, ФБ
7 Земельный налог Земельные отводы, занятые производственными объектами Ставки устанавливаются местной администрацией на основании Закона о
земле, МБ
8 Плата за воду Объем воды в куб. м:
а) забранной;
б) сбрасываемой в сточные воды;
объем продукции, произведенной при пользовании
водными объектами без забора воды
Лимит потребления и цена за 1 куб. м устанавливаются местной
администрацией (предприятия, добывающие драгоценные металлы,
освобождаются от авансовых платежей и оплачивают 30% установленной
платы), ФБ, РБ
9 Плата за выбросы, сбросы вредных веществ
в воздушную и водную среду
Нормативные выбросы, сбросы Уровень платы устанавливается местной администрацией, МБ
10 Дорожный налог (дорожные фонды) Объем товарной продукции 2,5% от объема товарной продукции, ФБ
11 Дорожный налог в стоимости потребляемого
моторного топлива
Объем потребляемых ГСМ 25% от цены ГСМ без учета НДС, ФБ
12 Плата за 1 л. с. эксплуатируемого
колесного транспорта и технологического
оборудования на пневмоходу (транспортный
налог на владельцев автотранспортных
средств)
Мощность двигателя в л.с. Шкала мощностей по Закону о дорожных фондах, ФБ
13 Налог на имущество предприятий
(амортизируемые производственные фонды)
Среднегодовая балансовая стоимость имущества До 2,0% от среднегодовой стоимости имущества, МБ
14 Отчисления в Пенсионный фонд Фонд оплаты труда 28% начислений на фонд оплаты труда, федеральный Пенсионный фонд
15 Социальный налог Фонд оплаты труда Начисления на ФОТ: соцстрах - 5,4%; мед. страх. - 3,6%; фонд
занятости - 2,0%
16 Транспортный налог (налог на развитие и
поддержание местного пассажирского
транспорта)
Фонд оплаты труда 1% от фонда оплаты труда, МБ
17 Сборы на нужды образовательных
учреждений
Фонд оплаты труда 1% от фонда оплаты труда, РБ
18 Сборы на содержание милиции,
благоустройство
Фонд оплаты труда 3% от фонда оплаты труда, МБ
19 Налог на содержание жилищного фонда и
объектов соцкультбыта
Объем реализации товарной продукции До 1,5% от объема реализации, МБ
20 Отчисления во внебюджетный фонд НИОКР Себестоимость продукции До 1,5% от себестоимости продукции, фонд НИОКР
21 Обязательное страхование предприятий
(основные производственные фонды и
оборотные средства)
Среднегодовая стоимость имущества и оборотных средств 1,5% от среднегодовой стоимости
22 Подоходный налог Совокупный доход физических лиц (не подлежат
налогообложению суммы доходов физических лиц,
осуществляющих старательскую деятельность (выполнение
на некрупных по запасам месторождениях, расположенных
в труднодоступных и удаленных от населенных пунктов
районах, работ, связанных с добычей золота и других
драгоценных, редких и цветных металлов, перечень
которых определяется Правительством РФ, а также
янтаря и слюды), при продолжительности полевого
сезона не менее четырех месяцев. К указанным работам
также относятся вскрышные работы, работы по промывке
песков и переработке руды и иные работы, связанные с
технологией и обеспечением их добычи на этих
месторождениях)
По ставкам Закона Российской Федерации от 7.12.91г. N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц"
23 Налог на прибыль Прибыль 30-38% от налогооблагаемой прибыли, ФБ, МБ
24 Налог на добавленную стоимость Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) 20%, ФБ
25 Налог с продаж Стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в
розницу или оптом за наличный расчет
До 5%, ставка налога устанавливается законодательными органами
субъектов Российской Федерации, РБ, МБ
26 Акциз Стоимость ювелирных изделий
(услуги по ремонту ювелирных изделий акцизами не
облагаются)
5%, ФБ
27 Вывозная таможенная пошлина на
драгоценные металлы
Таможенная стоимость вывозимых металлов 5%, ФБ
28 Налог с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения
Стоимость ювелирных изделий, бытовых изделий из
драгоценных металлов и драгоценных камней и лома
таких изделий
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-1
"О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения", МБ
29 Единый налог на вмененный доход Вмененный доход юридических и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица в сфере ремонта
ювелирных изделий
20%, ФБ, РБ, МБ

Т. Сафонова,

советник налоговой службы I ранга


Н. Шатунина,

советник налоговой службы III ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.